Практика применения актов импортозамещения всегда отличалась довольно высоким разнообразием. В особенности это проявилось при применении Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 ""О приоритете товаров российского происхождения...". Сегодня рассмотрим практику другого, реже упоминаемого Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения".
Суть дела: Участник закупки обжаловал закупку заказчика в связи с установлением требований к продукции, не допускающими поставку товара российского происхождения с учетом требований Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013. Антимонопольный орган признал жалобу обоснованной с учетом того, что план закупки заказчика на 2023 год предусматривал закупку всего 2 позиций соответствующего товара, которые могли быть только российского происхождения с учетом минимальной доли закупок товаров российского происхождения на 2023 год в 87%.
Заказчик обжаловал решение в арбитражном суде.
Позиция суда: Суды двух инстанций отказали заказчику в отмене решения антимонопольного органа с учетом следующего:
1. установленным заказчиком параметрам эквивалентности на соответствовал ни один товар российского происхождения;
2. заказчик не учитывал требования Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 при объявлении оспариваемой закупки.
Источник: Постановление 13 ААС от 20.08.2024 по делу № А56-111204/2023.
Комментарий эксперта В.Р. Байрашева: несмотря на наличие подобной позиции к применения Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013, отраженной также в решениях Нижегородского УФАС России от 26.05.2023 № 052/01/18.1-1160/2023, Оренбургского УФАС России от 14.04.2021 по делу № 056/07/3-363/2021, Сахалинского УФАС России от 22.03.2021 по делу № 065/07/3-168/2021, существуют и иные подходы к применению Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013.
Например, в решениях Московского УФАС России от 04.10.2022 по делу № 077/07/00-14218/2022 и Хакасского УФАС России от 02.04.2021 по жалобе № 019/10/18.1-283/2021 отмечается, что оценить действия заказчика, связанные с нарушением ПП РФ от 03.12.2020 № 2013 возможно лишь по истечении отчетного года, поскольку до конца отчетного года заказчик вправе внести изменения в план закупки и приобрести товар российского происхождения.
А в решениях Московского областного УФАС от 21.06.2023 по делу № 050/07/223-20428/2023, ФАС России от 29.03.2021 № 223ФЗ-158/21 и Тюменского УФАС России от 20.05.2021 по делу № 072/07/18.1–82/2021 отмечается, что ФАС России не является уполномоченным органом исполнительной власти по контролю за соблюдением заказчиками требований Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 и потому не может дать оценку доводам участников закупки. И это действительно так, поскольку такой уполномоченный орган до сих пор не определен. Хотя уже позднее эта правовая позиция претерпевала изменения.
***
Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?
Заходите на специальную страницу нашего портала.
Еще больше практики закупок в телеграм-канале, вконтакте, дзен и ютуб-канале.