Найти тему
МИР (Море История Россия)

Партизанский флот Югославии. сентябрь -декабрь 1943 года. (Часть 1)

Партизанский флот Югославии появился в Далмации, Датой его рождения принято считать 19 сентября 1942. Первым главнокомандующим флота стал Велимир Шкорпик, Народный герой Югославии. (об этом мы уже рассказывали в предыдущей статье). Иосип Броз Тито 18 декабря 1942 г. распорядился создать при штабе 4-й партизанской оперативной зоны Хорватии Отдел Военного флота (Sekcija za Ratnu mornaricu). Отдел получил задачу мобилизовать морские кадры, в первую очередь - матросов и офицеров бывшего Королевского военного флота Югославии, мобилизуя их из партизанских отрядов НОАЮ. В селе Подгори у подножия горного массива Биоково был организован ее первый опорный пункт - морская станция (mornaricka stanica).

В целях дальнейшего развития и укрепления флота 23 января 1943 г. в селе Подгори состоялось официальное формирование 1-го морского отряда (1.mornaricki odred) в составе трех рот (около 150 бойцов) и флотилии (несколько баркасов и моторная шхуна "Партизан"). Роты 1-го морского отряда, развернутые в предгорьях вдоль всего Макарского приморья, защищали первый участок освобожденного побережья протяженностью 50 км. (от Макарске до Граца).

Нас теперь интересует именно сентябрь 1943 года.

Апрель 1945 года югославский флот
Апрель 1945 года югославский флот

Почему мы смотрим именно эту дату? Ну потому, что 3 сентября 1943 году случилось «Перемирие Кассибиле» (по названию населённого пункта, в котором оно было подписано), а потом и вовсе капитуляция Италии. Воспользовавшись ситуацией югославские партизаны изрядно "поживились" в итальянской (и албанской) зоне оккупации, пока там не появились немцы.

В 4 часа утра 9 сентября пять немецких моторизованных колонн из внутренних районов бывшей Югославии двинулись к побережью на Задар, Шибеник, Сплит, Дубровник. К вечеру они вышли к намеченным целям кроме Сплита. Оборона Сплита продолжалась до 27 сентября. В этот день оставшихся в живых защитников партизанские суда перевезли на о-ва Шолта и Брач. Но оставались еще острова, и сходу десантироваться на острова немцам не удалось, ибо каботажный флот итальянцев оказался в руках партизан. По приказу верховного главнокомандования НОАЮ его единицы и корабли сосредоточились на острове Вис.

18 октября сформирован Штаб флота НОАЮ (Stab mornarice NOVJ), который объединил работу морских командований. Побережье от Соче до Бояны было поделено на шесть приморских береговых секторов. Началась длительная борьба, продолжавшаяся до января 1944 г.

В составе партизанского флота на тот момент числились 32 боевых корабля двух основных типов: NB (сербохорв. Naoružani brod — вооружённое судно) и PČ (сербохорв. Patrolni čamac — патрульный катер). После сентября 1943 года в составе югославского партизанского флота появились:

Jadran (в дальнейшем NB-3)

Jadran Водоизмещение 64 тонны, скорость 7 узлов (один дизель Deutz 100 сил).  Вооружение менялось несколько раз. В данном варианте 1х47-мм «Бёлер»,  четыре  20-мм зенитных автомата, 2 крупнокалиберных пулемета. Интересно бетонное "бронирование" в корме.
Jadran Водоизмещение 64 тонны, скорость 7 узлов (один дизель Deutz 100 сил). Вооружение менялось несколько раз. В данном варианте 1х47-мм «Бёлер», четыре 20-мм зенитных автомата, 2 крупнокалиберных пулемета. Интересно бетонное "бронирование" в корме.
-4

«Ядран» - это бывший рыболов. В 1943 году уже состоял на вооружении партизан, капитаном корабля был Тихомир Вилович (сербохорв. Tihomir Vilović). Корабль отличился 31 декабря 1943, вступил в бой с "хорватским" кораблём «Пашман» и заставил его экипаж капитулировать.

Корабль однотипный "Пашману". Австро-венгерский минный тендер (Minentender) MT.XXXIII заложен "Ganz & Co. Danubius Maschinen-, Waggon- und Schiffbau A.G." ("Ganz és tarsa ­ Danubius Gép- Waggon- és Hajógyár R.T.") в Порто Ре 7 декабря 1917, с 1917 MT.134 Водоизмещение 130 т (стандартное).  В 1920 году он был продан Италии и служил там под именем Альбона. В 1931 году передан Югославскому королевскому флоту и переименован в «Мосор»: помимо этого, в руки югославов были переданы ещё четыре корабля, получившие названия «Марьян», «Малинска», «Мелине» и «Млет» (из них был составлен класс «Малинска»). В 1939 году на корабль были установлены 66-мм и 47-мм орудия фирмы «Шкода». 
17 апреля 1941 в Которском заливе корабль был захвачен немцами и передан Италии. Итальянцы переименовали его в «Пашман» (Pašman), в честь адриатического острова, на который претендовали как Италия, так и Хорватия. После капитуляции Италии с сентября 1943 года его стали использовать военно-морские силы Независимой державы Хорватской. 31 декабря 1943 г. в Козьей-Драге у острова Ист тральщик «Пашман» был захвачен югославским партизанским судном НБ-3 «Ядран». В результате боя с NB-3 в плен попали 24 немца и 4 хорвата, но в составе партизанской "эскадры" он был недолго. В ходе боя корабль сел на мель, и снять его не удалось. 5 января корабль был взорван при подходе немцев, и подошедший отряд обнаружил только его обломки.
Корабль однотипный "Пашману". Австро-венгерский минный тендер (Minentender) MT.XXXIII заложен "Ganz & Co. Danubius Maschinen-, Waggon- und Schiffbau A.G." ("Ganz és tarsa ­ Danubius Gép- Waggon- és Hajógyár R.T.") в Порто Ре 7 декабря 1917, с 1917 MT.134 Водоизмещение 130 т (стандартное). В 1920 году он был продан Италии и служил там под именем Альбона. В 1931 году передан Югославскому королевскому флоту и переименован в «Мосор»: помимо этого, в руки югославов были переданы ещё четыре корабля, получившие названия «Марьян», «Малинска», «Мелине» и «Млет» (из них был составлен класс «Малинска»). В 1939 году на корабль были установлены 66-мм и 47-мм орудия фирмы «Шкода». 17 апреля 1941 в Которском заливе корабль был захвачен немцами и передан Италии. Итальянцы переименовали его в «Пашман» (Pašman), в честь адриатического острова, на который претендовали как Италия, так и Хорватия. После капитуляции Италии с сентября 1943 года его стали использовать военно-морские силы Независимой державы Хорватской. 31 декабря 1943 г. в Козьей-Драге у острова Ист тральщик «Пашман» был захвачен югославским партизанским судном НБ-3 «Ядран». В результате боя с NB-3 в плен попали 24 немца и 4 хорвата, но в составе партизанской "эскадры" он был недолго. В ходе боя корабль сел на мель, и снять его не удалось. 5 января корабль был взорван при подходе немцев, и подошедший отряд обнаружил только его обломки.

14 октября 1944 корабль ввязался в схватку у побережья Хорватии и был повреждён огнём береговой артиллерии. «Ядран» пережил войну и после её окончания снова продолжил службу как рыболовецкое судно.

Topčider (в дальнейшем NB-4). Бывший катер-виновоз. Партизаны после его захвата переоборудовали его в десантный корабль для перевозки солдат, а после установки артиллерии (1 x 40 mm/39 Vickers-Terni mod.1915/1917, Modif.1930, 2 x 20-мм зенитных автоматов) превратили его в полноценный боевой корабль. В конце войны переоборудован в морской госпиталь на 24 человека и переименован в BB-4 Topčider.

Ivan (в дальнейшем NB-5)

 Ivan водоизмещение 80 тонн, 2х80 л.с. дизеля МАН. Американский катер, деревянный охотник за подводными лодками (типа SC-1) времен Первой Мировой. Построен  в 1917 году в  Нью-Джерси. Переправлено в Адриатику, где после Первой Мировой  было выкуплено югославами и переоборудовано в пассажирское гражданское судно с заменой двигателей на немецкие. В 1940 году переоборудовано в рыболовецкий корабль, после Апрельской войны было захвачено итальянцами и переименован в «Джованни» (итал. Giovanni). Катер имел два автомата "Бреда" (20-мм) и 6 пулеметов
Ivan водоизмещение 80 тонн, 2х80 л.с. дизеля МАН. Американский катер, деревянный охотник за подводными лодками (типа SC-1) времен Первой Мировой. Построен в 1917 году в Нью-Джерси. Переправлено в Адриатику, где после Первой Мировой было выкуплено югославами и переоборудовано в пассажирское гражданское судно с заменой двигателей на немецкие. В 1940 году переоборудовано в рыболовецкий корабль, после Апрельской войны было захвачено итальянцами и переименован в «Джованни» (итал. Giovanni). Катер имел два автомата "Бреда" (20-мм) и 6 пулеметов
"Иван" потопленный  27 декабря 1943 года немецкой авиацией у острова Хвар
"Иван" потопленный 27 декабря 1943 года немецкой авиацией у острова Хвар

Napredak (NB-6) Вооруженный "рыбак" (30 тонн) Одна 1 x 40 mm/39 Vickers-Terni, две "Бреда" (20-мм), 6 пулеметов. В ночь с 9 на 10 октября 1943 участвовал в захвате рыболовецкого судна «Свети Никола» (сербохорв. Sveti Nikola), которое состояло в хорватском флоте. В ходе захвата было уничтожено 30 хорватских и немецких моряков. 18 марта 1944 при помощи кораблей NB-1, PČ-2 и PČ-4 организовал захват штурмового корабля кригсмарине KJ-10 у острова Молат. 20 марта 1944 у острова Корнат потоплен авиацией люфтваффе вместе с NB-1 (о нем чуть позже).

Napredak
Napredak

NB-7 Enare II Вооруженный "рыбак" (30 тонн, 100-сильный МАН) Одна 1 x 40 mm/39 Vickers-Terni, две "Бреда" (20-мм), 6 пулеметов. В ночь с 21 на 22 апреля 1944 у острова Млет столкнулся с со своим же NB-8 и получил серьёзные повреждения, а чуть позже попал под авианалёт люфтваффе. Уцелевшие члены экипажа приняли решение взорвать и затопить корабль во избежание его попадания в руки немцев или усташей.

NB-8 Kornat Вооруженный "рыбак"- тунцелов (60 тонн, один 150-сильный Deutz) Одна 1 x 40 mm/39 Vickers-Terni, три "Бреда" (20-мм), 6 пулеметов.

12 декабря 1943 его обстреляли из миномёта с хорватского побережья (один моряк убит, один ранен). 29 февраля 1944 его по ошибке обстреляли британские канонерские лодки. А в ночь с 21 на 22 апреля 1944 у острова Млет он столкнулся с NB-7 Enare II.
Самая серьёзная схватка с участием NB-8 произошла в ночь с 1 на 2 июня 1944, когда он вступил в бой с немецкими торпедными катерами S-153, S-155, S-156 и S-157. 28 июля 1944 «Корнат» сел на мель. Партизаны решили сжечь корабль, чтобы тот не попал в руки противника.

NB-9 Biokovac совсем маленький "рыбак" (15 тонн) два двигателя "Ансальдо". 1 x 40мм, 3 x 20мм, 3 x 8мм. В ночь с 8 на 9 декабря 1943 экипаж «Биоковаца» при поддержке катера PČ-54 захватил усташское судно «Ядро» (хорв. Jadro): в плен попали 6 членов экипажа, 30 усташей и 2 немца. В качестве трофея достались 31 винтовка, 8 пистолетов-пулемётов и 90 тонн продовольствия. Считается, что командир «Ядра» был в сговоре с разведкой партизан и сам подал сигнал о своём местонахождении партизанскому флоту. В ночь на 20 февраля 1944 NB-9 был по ошибке обстрелян британским эсминцем и затонул. К счастью, экипаж удалось спасти.

-9

NB-10 Sloga (28 тонн один Deutz мощностью 50 сил) патрульный корабль партизанских военно-морских сил Югославии. Изначально служил в качестве грузового корабля, в сентябре 1943 года захвачен партизанами. 8 января 1944 был захвачен немецкими войсками, атаковавшими с десантных кораблей I-72, I-73 и I-106, вместе с катером PČ-66. Серьёзного сопротивления экипаж не сумел оказать. В сентябре 1944 года NB-10 был взорван при отходе немецких войск с острова Корчула.

(продолжение следует...)