Найти тему
МИР (Море История Россия)

Рождение "пиратов Тито" Партизанский флот Югославии до 8 сентября 1943 года.

Странное словосочетание: "партизанский флот"? Отнюдь нет, у югославских партизан, действительно, был свой "флот" (правда совсем небольшой и недолго, но...) Этот "флот" упоминается и в немецких сводках по Адриатике (правда, в основном, в поздний период, после того, как "отвалились" итальянцы). Их иногда называли "пиратами Тито", но это наверное, от зависти.

Поначалу югославские партизаны атаковали итальянские суда просто с моторных лодок или с берега.

23 мая 1942 года партизаны захватили судно "Mira" с грузом зерна и картофеля.
2 июля партизанами у острова Брач захвачена шхуна с продовольствием (название не указано)

Потом у них появились полноценные суда (правда, небольшие).

26 июля 1942 г. когда на борту парусно-моторной шхуны "Sofia" (грузоподъемность 20 тонн), перевозившей 20 арестованных с острова Иж (Iž). (в некоторых источниках указывается Мали Иж, но это не остров, это название поселка). Жителей на острове и сейчас немного, а тогда было еще меньше.

На борту шхуны вспыхнул мятеж, итальянский экипаж разоружили, а поскольку жители острова к морю привычные, управление судном не составило для них труда. Шхуна вернулась на остров, забрала все его население, и направилось через пролив, на соседний остров Дуги Оток (ибо, по слухам, туда не добрались оккупанты и там была "своя" власть). Остров Дуги Оток (Dugi Otok - "Длинный остров") находится в 10 милях к юго-западу от города Задар, что материковой части Хорватии. Его юго-восточная оконечность оконечность находится всего в миле севернее острова Корнат.

Для ориентировки - схема островов
Для ориентировки - схема островов

Вторым партизанским судном стало итальянское парусно-моторное судно "Dux", перевозившее 6 тонн оливкового масла. Его партизаны захватили на якорной стоянке с весельной лодки (итальянцы не сильно и сопротивлялись).

18 декабря было официально объявлено о появлении "флота НОАЮ" в составе катера "Партизан" (8 человек 1 пулемет).

Достаточно крупную операцию против итальянского флота партизаны провели с использованием шхуны "Pionir" под Новый год (31 декабря 1942 года) в Неретванском проливе, уничтожив одно итальянское судно, и захватив пять (Istok, Madre Giovanna, Otac Vladimir, Zdravlje, Sveti Ante). Одному судну “S.Eufemia” удалось уйти. Суда небольшие, водоизмещением 50-120 тонн, но дело в принципе. Чуть позже (но в этот же день удалось захватить транспортный катер "Europa", который стал вторым боевым кораблем "флота" под именем “Partizan”

4 января югославы атаковали итальянский транспортный катер "San Spiridione", но были вынуждены уйти при появлении патрульного катера итальянцев.

6 января 1943 года "итальянский" "торпедный катер" Т-5, небольшие минные заградители "Ugliano" и "Pasman", противолодочный корабль "D'Amato Marongiu" (бывший патрульный катер финансововй гвардии Италии) и вооруженный буксир "Poderoso" атаковали партизанский флот на его базе в Подгоре (Макарска на побережье Далмации, юго-восточнее Сплита).

Что это были за корабли?

Слова "итальянский" и "торпедный катер" взяты в кавычки, ибо а) Т-5 был не совсем итальянским, б) "торпедный катер"- это ошибочный перевод.

T 5 это бывший австро-венгерский миноносец (Torpedoboot) Tb 87F (с 21 мая 1917 Tb 87) заложен "Ganz & Co - Danubius" в Бергуди 5 марта 1914, спущен 20 марта 1915, достался Югославии при разделе флота в 1920 году.
вступил 28 сентября 1915, исключен, в сентябре 1919 передан Королевству Сербии, Хорватии и Словении (с 1929 Югославия), где в 1920 введен
как миноносец (Torpiljarka, Торпиљарка) T 5, 10 апреля 1941 захвачен Италией в Сплите и введен в 1941 как миноносец (Torpediniera) T.5.

Фото послевоенное, но другого фото Т-5 у меня пока нет. Вооружение две 66-мм пушки "Шкода" (итальянцы заменили их на две 76,2-мм пушки L-30), два пулемета Zbrojovka 15 мм (0,59 дюйма),  торпедные аппараты.
Фото послевоенное, но другого фото Т-5 у меня пока нет. Вооружение две 66-мм пушки "Шкода" (итальянцы заменили их на две 76,2-мм пушки L-30), два пулемета Zbrojovka 15 мм (0,59 дюйма), торпедные аппараты.
"Ugliano"  австро-венгерский минный тендер (Minentender) MT.XXXII заложен "Ganz & Co. Danubius Maschinen-, Waggon- und Schiffbau A.G." 
("Ganz és tarsa ­ Danubius Gép- Waggon- és Hajógyár R.T.") в Порто Ре 6 ноября 1917, с 1917 MT.133, в 1918 строительство прекращено, 
зачислен в ВМС Югославии 29 октября 1930 как тендер-минный заградитель (Tender-minopolagač) "Марjан" ("Marjan") борт. литера МН (правый борт), MN (левый борт), 
с 1931 строился верфью "Jadranska Brodogradilišta A.D." в Кралевице, спущен в 1931, вступил в 1931, 15 апреля 1941 захвачен Италией в Шибенике и введен в ВМС Италии, 
в сентябре 1943 интернирован на Мальте, 16 февраля 1944 возвращен Югославии, где введен как тендер-минный заградитель (Tender-minopolagač) "Марjан" ("Marjan"), 
с 1945 тральщик (Драгер, Drager), с 17 ноября 1945 тральщик (Траљшчик, Traljščik) M 1, с 1948 тральщик (Миноловац, Minolovac), с 18 мая 1949 M 201, 
с 1955 минный заградитель (Минополагач, Minopolagač) M 31, исключен в 1970 и разобран на металл.
"Ugliano" австро-венгерский минный тендер (Minentender) MT.XXXII заложен "Ganz & Co. Danubius Maschinen-, Waggon- und Schiffbau A.G." ("Ganz és tarsa ­ Danubius Gép- Waggon- és Hajógyár R.T.") в Порто Ре 6 ноября 1917, с 1917 MT.133, в 1918 строительство прекращено, зачислен в ВМС Югославии 29 октября 1930 как тендер-минный заградитель (Tender-minopolagač) "Марjан" ("Marjan") борт. литера МН (правый борт), MN (левый борт), с 1931 строился верфью "Jadranska Brodogradilišta A.D." в Кралевице, спущен в 1931, вступил в 1931, 15 апреля 1941 захвачен Италией в Шибенике и введен в ВМС Италии, в сентябре 1943 интернирован на Мальте, 16 февраля 1944 возвращен Югославии, где введен как тендер-минный заградитель (Tender-minopolagač) "Марjан" ("Marjan"), с 1945 тральщик (Драгер, Drager), с 17 ноября 1945 тральщик (Траљшчик, Traljščik) M 1, с 1948 тральщик (Миноловац, Minolovac), с 18 мая 1949 M 201, с 1955 минный заградитель (Минополагач, Minopolagač) M 31, исключен в 1970 и разобран на металл.
"Pasman"  австро-венгерский минный тендер (Minentender) MT.XXXIII заложен "Ganz & Co. Danubius Maschinen-, Waggon- und Schiffbau A.G."  ("Ganz és tarsa ­ Danubius Gép- Waggon- és Hajógyár R.T.") в Порто Ре 7 декабря 1917, с 1917 MT.134, в 1918 строительство прекращено,  Зачислен в недостроенном состоянии в ВМС Югославии 29 октября 1930 как тендер-минный заградитель (Tender-minopolagač) "Мосор" ("Mosor"), Достроен в 1931 году. 10 апреля 1941 захвачен Италией в Сплите и введен в ВМС Италии, 20 сентября 1943 захвачен Германией в Себенико и введен как минный заградитель (Minenleger) "Pasman", передан Хорватии, где введен в ВМС Хорватии. 31 декабря 1943 сел на мель в районе Козья Драга, 5 января 1944 захвачен югославским партизанским артиллерийским катером NB.3 "Jadran", но оставлен из-за невозможности снятия с мели,  Исключен из состава флота 13 января 1944, 12 марта 1944 формально возвращен Югославии, в 1954 на месте разобран на металл.
"Pasman" австро-венгерский минный тендер (Minentender) MT.XXXIII заложен "Ganz & Co. Danubius Maschinen-, Waggon- und Schiffbau A.G." ("Ganz és tarsa ­ Danubius Gép- Waggon- és Hajógyár R.T.") в Порто Ре 7 декабря 1917, с 1917 MT.134, в 1918 строительство прекращено, Зачислен в недостроенном состоянии в ВМС Югославии 29 октября 1930 как тендер-минный заградитель (Tender-minopolagač) "Мосор" ("Mosor"), Достроен в 1931 году. 10 апреля 1941 захвачен Италией в Сплите и введен в ВМС Италии, 20 сентября 1943 захвачен Германией в Себенико и введен как минный заградитель (Minenleger) "Pasman", передан Хорватии, где введен в ВМС Хорватии. 31 декабря 1943 сел на мель в районе Козья Драга, 5 января 1944 захвачен югославским партизанским артиллерийским катером NB.3 "Jadran", но оставлен из-за невозможности снятия с мели, Исключен из состава флота 13 января 1944, 12 марта 1944 формально возвращен Югославии, в 1954 на месте разобран на металл.

При налете итальянцев “Partizan” и “Pionir” повреждений не получили, но были потоплены два других катера, стоявших рядом.

22 января партизаны сожгли транспортный катер "Giuditta",

23 февраля итальянец "Ugliano" потопил югославский катер "Padre Felice" (водоизмещением 35 тонн).

25 февраля партизаны на катере "Партизан" захватили катер Antonietta B. (48 тонн) с продовольствием.

22 марта партизаны захватили катера Maria Luisa (47 тонн) и Renato (23 тонны).

14 апреля захвачен транспорт Africano (70 тонн)

Атаки партизан продолжались и в мае и и в течение всего лета. Ситуация резко изменилась, когда в сентябре 1943 года "отвалилась" Италия.

Партизанам удалось захватить несколько итальянских патрульных катеров, получивших наименование PČ (сербохорв. Patrolni čamac — патрульный катер).

Приказ Верховного главнокомандующего НОАЮ Иосипа Броза Тито гласил, чтобы все морские единицы НОАЮ и корабли перебазировались на остров Вис. Были учреждены несколько военно-морских отделов, на острове Хвар разместился 26 октября штаб морских сил НОАЮ (ранее морской отряд Северо-Далматинского побережья и островов). Суда были классифицированы по двум типам: NB (сербохорв. Naoružani brod — вооружённое судно) и PČ (сербохорв. Patrolni čamac — патрульный катер). Первые были парусно-моторными боевыми рыболовными судами или пассажирскими пароходами с водоизмещением 20-80 т, небольшими автоматическими пушками калибра 20 или 40 мм и пулемётами (кроме NB-11 Crvena zvijezda с водоизмещением 150 т и дополнительными двумя миномётами). Вторые являлись моторными судами с водоизмещением 3-30 т, вооружённые пулемётами (реже пушками).

Но это тема отдельного рассказа.