Как заговорить на языке без изучения грамматики?
Моя племянница Алена идет в первый класс и пока еще не открывала ни одного учебника по грамматике русского языка. Однако, это не мешает ей тараторить на русском так, что я не всегда успеваю за ходом ее мыслей 😊 Встречали такое, или Алена вундеркинд?
На самом деле мозг Алены под воздействием языкового инпута уже давно освоил большую часть грамматики русского языка. Она не назовет сказуемое и подлежащие, но без труда сформулирует: «Мы сходили с родителями в парк». И речь не только о грамматике начальной школы. Алена понимает разницу между «сгореть на солнце» и «сгореть от стыда». Хотя речь об омонимах, которые изучают в старших классах, а то и ВУЗах.
Мощные сканеры позволили помимо серой массы внутри головного мозга увидеть огромную сеть нейронов, соединенных друг с другом. Но мы так и не понимаем, что это за чудо? Что за уникальная операционная система нам предустановлена, что мы автоматически начинаем понимать язык и говорить на нем без специального обучения🤷♀️
Скажу больше: у ребенка в 5-6 лет еще физически не развиты те отделы головного мозга, с помощью которых в 3 классе он будет определять сказуемое и подлежащие, а в 10-м изучать омонимы.
Существует естественный порядок освоения языка независимо от специального обучения. Наш мозг усваивает язык шаг за шагом под влиянием языкового инпута. И эти шаги мы все проходили с родным языком:
1) мы начали понимать язык
2) мы начали говорить
3) мы начали читать, писать, изучать синтаксис (в школе)
Конечно, я максимально упрощаю. Но, по сути, два первых шага – это бессознательная работа мозга. А третий – наша сознательная работа. В случае со вторым языком, она подключается быстрее и может идти параллельно (ведь в нашем мозге уже созрели для нее отделы). Но без постоянного потока инпута третий шаг не стоит и выеденного яйца. Ведь мы окажемся в обратной от Алены ситуации: мы сможем назвать подлежащее и сказуемое, но с трудом построим простое предложение.
Мое сердце обливается кровью, глядя на задания по английскому, которые должны выполнять школьники. Они не понимают языка, не говорят на нем … Им дают сумасшедшее нагромождение правил, которые я и сама с трудом вспомню. Хотя на английском могу часами болтать и слушать инпут любой сложности на скорости х2. Речь идет о грубом нарушении естественного порядка освоения языка. А его важно соблюдать, иначе мы сбиваем работу мозга. Подробно как подключать грамматику при освоении второго языка можно почитать все у того же легендарного Стивена Крашена 📚