Мы с вами уже привыкли к тому, что наш отечественный производитель реализует свои автомобили тысячами штук в месяц. Оно и видно по официальной статистике продаж, ведь, только в этом году дилеры Лада несколько раз устанавливали новые рекорды продаж за последние 15 лет.
Впрочем, такая популярность наших автомобилей, конечно же, объясняется исключительно их стоимостью и не более. Однако, уже сегодня у АвтоВАЗа есть некоторые трудности с реализацией своих и не только своих автомобилей.
Например, не так давно стало известно от самих дилеров, что дорогие комплектации Lada Vesta и Lada Granta, люди не торопятся покупать. И правда, зачем отдавать такие деньги за наши автомобили? Lada Granta в хорошей версии будет стоить около 1,2 млн рублей и дороже. А Lada Vesta — около 1,7 млн рублей. Согласитесь, для наших автомобилей это не самый демократичный ценник.
Да и базовые версии недалеко ушли. Lada Granta, которая еще пару лет назад в базе стоила менее 600 тысяч рублей, сегодня стоит почти 1 миллион рублей, а если быть точнее, то — 931 тысячу рублей. Но, прибавьте сюда еще и наценку от дилера и вот вам тот самый заветный миллион рублей за наш самый дешевый автомобиль в самой простой комплектации.
Lada Vesta, в свою очередь, стоит от 1,5 миллионов рублей, но за такую стоимость седан будет гол, как сокол. Но людям выбирать не приходится, в условиях очень дорогих кредитов, особенно выбирать не приходится. Берут то, что больше всего по карману, то есть те автомобили, которые стоят дешевле всего. Поэтому, дорогие версии Lada сегодня пылятся у дилеров на складах и распродать их просто не могут. Не нужны людям наши автомобили по ценам китайских иномарок.
Но и тут у АвтоВАЗа есть козырь в рукаве. Как вы уже знаете, еще в конце мая в дилерских центрах АвтоВАЗа появилась новая марка XCITE. А кроссовер, который продается под этой маркой, как-то до боли знаком нашему потребителю. И правда, ведь за новой отечественной маркой скрывается тот самый козырь — китайский кроссовер Chery Tiggo 7 Pro, правда, без приставки «Max», а значит, что модель уже далеко не новая.
Но тем не менее, иномарка же? Иномарка! Но о таком собственном автомобиле АвтоВАЗ может только мечтать, даже с тем учетом, что Chery Tiggo 7 Pro уже изрядно устарел. Продавался он у нас на рынке с 2019 года, а в 2022 году китайцы выкатили версию с приставкой «Max». Кроссовер получил новый мотор, коробку передач, полный привод, новый салон и немного измененную внешность. А летом, Chery выпустила очередной рестайлинг своего кроссовера. Но на этот раз новых приставок в названии не появилось.
АвтоВАЗ же, смог договориться с китайцами на выпуск этого кроссовера под своей новой маркой, да еще и на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Казалось бы, вот он секретный рецепт успеха на нашем рынке — взять уже знакомый россиянам автомобиль, изменить название и начать самостоятельно выпускать у нас в стране. План был надежен, как швейцарские часы, но, как обычно бывает у АвтоВАЗа — все пошло не по плану.
Кроссовер XCITE X-Cross 7 оказался просто-напросто никому не нужен. И тут есть несколько факторов, которые сыграли очень большую роль:
- кроссовер XCITE X-Cross 7, он же Chery Tiggo 7 Pro образца 2019-2022 годов, банально уже устарел. Сегодня китайцы продают уже второй рестайлинг этого автомобиля. А в 2025 году к нам и вовсе могут привезти уже полноценное второе поколение;
- стоимость автомобиля не оправдала ожиданий. Изначально АвтоВАЗ начал продавать автомобиль без каких-либо скидок. По всей видимости, на заводе были уверены, что люди и так будут сметать его с салонов. Но чуда не произошло, и продажи не пошли. На старте продаж автомобиль стоил от 2,5 до 2,65 млн рублей. Но, примерно за эти же деньги можно было купить уже рестайлинговый Tiggo 7 Pro Max, что люди и делали;
- ну и, конечно люди просто не поняли, что это за марка XCITE и почему эти автомобили продают в салоне Lada. АвтоВАЗ не запускал никакую рекламу, продажи просто начались без лишнего шума. Менеджеры сами говорили, что посетители удивлялись, что это за автомобиль и что это за марка такая XCITE.
Теперь же АвтоВАЗ начал делать еще более щедрые скидки на этот автомобиль, и его можно купить за 2,2-2,3 млн рублей. Но, как говорят сами менеджеры салонов Lada: «Это решение особо не помогает, а от нас требуют невозможного, продавать этот кроссовер все больше и больше».
Большая ошибка АвтоВАЗа в том, что главы компании почему-то решили, что наш рынок нуждается в подобном автомобиле. Несмотря на то, что рынок уже в прямом смысле слова перенасыщен китайскими кроссоверами. Есть автомобили на любой вкус и цвет, с любым набором опций и по совершенно разным ценам. И на АвтоВАЗе просто не прощупали рынок, а может, наш производитель и вовсе не умеет этого делать.
Всего до конца года на заводе в Санкт-Петербурге выпустят почти 30 тысяч автомобилей под маркой XCITE. Уже собрано несколько тысяч автомобилей и все они продаются у дилеров. И АвтоВАЗ дал указ всем дилерам — продавать как можно больше автомобилей. Про это мне рассказал один из менеджеров салонов Lada. Но проблема в том, что люди не хотят покупать этот автомобиль.
По словам менеджера, с которым я разговаривал: «У нас Весты в максимальных комплектациях не берут, а этот XCITE стоит еще дороже. Почему на заводе решили, что это будут покупать, я не понимаю. Мы сейчас видим, как у нас в принципе упали продажи, а тут еще и давят сверху, что надо продавать этот неликвидный кроссовер любой ценой. А как его продавать, если людям он даже не интересен? Насильно же не продашь. У нас все склады забиты этим XCITE, а АвтоВАЗ все везет и везет новые автомобили. Такими темпами, весь 2025 год мы будем распродавать остатки нынешнего года с большими скидками».
На самом деле, как продавать подобный автомобиль, если на него нет спроса со стороны потребителей? А к концу года на рынок выйдет еще один XCITE, но модель будет это полноприводной. И вроде бы как, по некоторой информации, это будет Chery Tiggo 8 Pro в версии для китайского рынка. Он полностью идентичен Chery Tiggo 8 Pro Max, который, кстати, начали собирать у нас на бывшем заводе «Фольксваген». Но за исключением внешности, так как некоторые совсем незначительные отличия у них есть.
Но, что-то подсказывает, что и тут АвтоВАЗ ждет фиаско. Хорошую цену АвтоВАЗ явно не даст, а люди лучше будут покупать тот же кроссовер, но под оригинальной китайской маркой. И мы получим просто-напросто второй «Москвич», который хоть и выпускают у нас, но толком он просто никому не нужен.
И что дальше будет делать АвтоВАЗ со всеми этими китайскими автомобилями под своей маркой, остается под огромным вопросом. Если смогут опустить цену ниже 2 миллионов рублей, а также начать продавать их по льготной процентной ставке, возможно, продажи и пойдут.
Кстати, в отличие от «Москвича» у АвтоВАЗа есть очень большое преимущество — автомобили XCITE начали продавать с самого начала в дилерских центрах Lada, которых по всей стране около 3 тысяч штук. Но и это не помогло с самого начала продаж продавать этот кроссовер в больших количествах.
Что же будет дальше с маркой XCITE в нашей стране? Продолжит ли она развиваться или её прикроют, признав проект провальным? Это и многое другое мы узнаем в будущем. А как думаете вы, что же ждет нашу новую марку? Пишите свое мнение в комментариях.