Детская исследовательская работа должна содержать следующие
основные элементы:
- Титульный лист.
- Введение.
- Основное содержание.
- Выводы (заключение).
- Список литературы.
Остановимся кратко на содержании и основных разделах.
Введение имеет целью ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса
или с его историей, с современным состоянием той или иной проблемы, с
трудностями принципиального или технического характера, которые
препятствуют достижению цели работы.
Во введении должна быть четко сформулирована цель работы. Ознакомившись с введением, читатель должен ясно представлять себе, о чем дальше пойдет речь, в чем суть проблемы (задачи, вопроса, эксперимента и т.п.), какую цель поставил перед собой автор.
Во введении формулируются задачи, т.е. шаги, которые необходимо сделать для достижения поставленной цели.
Объем введения - не более 1,5 страниц машинописного текста, рекомендуемый
объем - 1 страница.
Основное содержание.
Следующий после «Введения» раздел должен иметь заглавие, выражающее основное содержание работы, ее суть, научную идею и т.п.
Основная часть индивидуального исследовательского проекта может состоять из 2-3 глав.
Основная часть проекта, представленная главами, содержит:
- обзор литературы по теме и выбор направления исследований;
- описание источников информации;
- изложение общей концепции и основных методов исследования;
- содержание теоретических и /или экспериментальных исследований;
- анализ и обобщение результатов исследований.
Первая глава основной части является теоретическим разделом, подразумевает краткое систематизированное изложение и творческое осмысление истории развития вопроса, раскрытие понятие и сущности изучаемого явления, уточнение формулировок, рассмотрение существующих методических подходов к анализу вопроса данного исследования. Литературный обзор в теоретической части исследовательского проекта начинается с изложения идей тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы.
Также проводится сравнительный анализ разных точек зрения авторов по исследуемой теме. Литературный обзор теоретического раздела в соответствии со структурой исследовательского проекта должен быть представлен в виде изложения своих впечатлений об изученном материале, уместно дополненном цитатами из авторитетных источников. Согласно структуре проекта в заключении раздела приводится характеристика состояния проблемы и выделяются дискуссионные вопросы, из которых определяется актуальность исследования.
Первая часть практического раздела исследовательского проекта содержит описание методов исследования и алгоритмов решения поставленных в работе задач, а также описание организации и содержания исследования: характеристика испытуемых, конкретные методики, процедуры исследования, критерии оценки результатов исследования. Во второй части практического исследования излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он внес в разработку задачи. Автору индивидуального проекта необходимо дать собственную оценку достижения цели и решения задач, оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными исследованиями отечественных и зарубежных авторов, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований и прочее.
В завершение каждой главы следует приводить краткие описательные выводы, позволяющие четко сформулировать итоги каждого этапа исследования. Структура и содержание глав основной части индивидуального исследовательского проекта должны полностью соответствовать теме и глубоко ее раскрывать. Эти главы должны показать умение школьника кратко, логично и аргументировано излагать материал.
Выводы
В этом разделе кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения. Важно обратить внимание, что выводы делаются по каждой из задач работы, перечисленных во введении.
Работа завершается списком литературы. Это те литературные источники
(книги, журнальные статьи, описания изобретений, справочники и т.д.), которые
имеют прямое отношение к работе и использованы в ней. При этом в самом тексте работы должны быть обозначены номера позиций в списке литературы, на которые ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключают в квадратные скобки, например: [1]; в списке литературы квадратные скобки не ставят.
Требования к тексту
Работа выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4
(размеры: горизонталь - 210 мм, вертикаль - 297 мм). Текст печатается
шрифтом - 12 кегель через полтора интервала между строками на
одной стороне листа. Формулы вписываются черной пастой (тушью), либо
воспроизводятся на печатающем устройстве.
Объем текста работы, включая формулы и список литературы, не должен
превышать 10 стандартных страниц. Для иллюстраций может быть отведено
дополнительно не более 10 стандартных страниц. Иллюстрации выполняются на отдельных страницах, которые размещаются после ссылок в основном тексте.
Нумерация страниц производится в правом верхнем углу. Основной текст
доклада нумеруется арабскими цифрами, страницы иллюстраций - римскими цифрами.
Критерии оценки на заочном этапе конкурса "Шаг в будущее":
реферативные работы (для 2 классов):
- представление работы в рамках заявленного направления;
- оформление работы;
- актуальность и оригинальность работы;
- четкость и логичность изложения материала;
- эрудиция автора, полнота используемой литературы по теме работы;
- список литературы и ее анализ;
- наличие выводов и предложений (практическое значение работы);
творческие работы (для 3-4 классов):
возможны элементы исследования (исследовательская проблема по теме, какие
исследования проведены, эксперименты, опыты, элементы новизны работы)