Найти тему
Здесь

История копирования иностранных автомобилей в СССР: От первых лицензированных моделей до самовольных реконструкций

Оглавление

Копирование иностранных автомобилей стало важной страницей в истории советского автопрома. Началось это с первых легковых автомобилей, производимых по лицензии американской компании Ford. Но со временем практика копирования приобрела иной характер — чаще всего она осуществлялась без официального разрешения со стороны западных автопроизводителей. Советский Научно-исследовательский автомобильный институт (НАМИ) закупал у зарубежных производителей несколько передовых моделей для так называемого "изучения". Спустя несколько лет на советских заводах появлялись автомобили, удивительно похожие на западные аналоги, хотя часто на тот момент оригинальные модели уже успевали устареть и снимались с производства. Однако, несмотря на это, советские копии могли выпускаться еще долгие десятилетия.

ГАЗ-А: Первое массовое копирование

Первым массовым легковым автомобилем СССР стал ГАЗ-А — почти точная копия американского Ford-A. Производство этого автомобиля началось в условиях, когда молодая советская автомобильная промышленность ещё только делала свои первые шаги, опираясь на зарубежные технологии и чертежи. Несмотря на то, что ГАЗ-А в значительной степени повторял своего американского прототипа, конструкция автомобиля все же претерпела некоторые изменения. В 1936 году эксплуатация устаревших ГАЗ-А в Москве и Ленинграде была официально запрещена, а владельцам предписывалось сдать свои автомобили государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М1.

Ленинград-1: Путь к экспериментам

Ленинград-1 — советский экспериментальный легковой автомобиль, который представлял собой почти точную копию Buick-32-90, американского автомобиля высшего среднего класса. В 1933 году завод "Красный Путиловец", ранее специализировавшийся на производстве тракторов Fordson, выпустил всего 6 экземпляров Л1. Однако большая часть этих автомобилей не смогла своим ходом добраться до Москвы без серьёзных поломок. Этот неудачный опыт привёл к тому, что завод был переориентирован на выпуск тракторов и танков, а доработка Л1 передана московскому заводу ЗиС. Кузов Buick, на базе которого был разработан Л1, уже устарел к середине 1930-х годов, и советские инженеры спроектировали его заново. В результате сотрудничества с американским кузовным ателье Budd Company был создан новый, более современный кузов, что обошлось Советскому Союзу в полмиллиона долларов и заняло 16 месяцев.

-2

ГАЗ-М1: Символ советского автопрома

Следующим этапом развития советского автопрома стал ГАЗ-М1, который был спроектирован на базе Ford Model B 1934 года. Однако автомобиль значительно адаптировали под советские условия эксплуатации, что потребовало существенного перепроектирования конструкции. ГАЗ-М1 стал настоящим символом своего времени и выпускался на протяжении многих лет, несмотря на то, что его американский прототип уже давно сошёл с конвейеров на Западе.

-3

КИМ-10: Попытка создать народный автомобиль

КИМ-10 стал первым серийным малолитражным автомобилем СССР, и в его основе лежал Ford Prefect. В 1940 году началось его производство, и КИМ-10 должен был стать первым по-настоящему "народным" автомобилем в стране. Однако этим планам помешала Великая Отечественная война, и массовая автомобилизация населения так и осталась нереализованной мечтой.

-4

ЗИС-110: Советский Паккард для вождей

ЗИС-110 был первым послевоенным автомобилем представительского класса, и его дизайн практически полностью имитировал американские Packard 180 с кузовом Touring Sedan 1942 года. Советский вариант создавался специально для удовлетворения вкусов высшего руководства страны, и в первую очередь — лично Иосифа Сталина. Вряд ли американская фирма Packard была в восторге от такого "творческого" развития своих идей в СССР, но это не помешало советским инженерам создать автомобиль, который стал настоящей иконой своего времени.

-5

Москвич-400: Воссоздание Опеля из рубежей войны

Москвич-400 — это копия немецкого Opel Kadett K38, который выпускался с 1937 по 1940 годы на заводе Opel, принадлежащем американской компании General Motors. После войны, используя уцелевшую документацию и оборудование, Советский Союз наладил производство этого автомобиля. Часть оборудования была вывезена из завода Opel, находившегося в американской оккупационной зоне, и смонтирована в СССР. Несмотря на трудности восстановления утраченной документации, советским и немецким специалистам удалось возродить производство автомобиля, который стал основой для последующих поколений "Москвичей", которые также следовали за продукцией Opel с некоторым отставанием.

-6

ГАЗ-М12: Большой автомобиль с советским характером

ГАЗ-М12, шести-семиместный автомобиль большого класса, был спроектирован на базе Buick Super 1948 года. Хотя инженерам рекомендовали скопировать Buick максимально точно, они решили создать автомобиль, опирающийся на уже освоенные в производстве технологии и агрегаты. В результате, ЗиМ не стал прямой копией какого-либо конкретного иностранного автомобиля, и в техническом плане даже предложил некоторые нововведения, ставшие вкладом в мировую автостроительную индустрию.

-7

ГАЗ-21 "Волга": Советская классика

ГАЗ-21 "Волга", автомобиль среднего класса, стал настоящим символом советского автопрома. Внешний вид машины был вдохновлён американскими моделями начала 1950-х годов, такими как Ford Mainline, Chevrolet 210, Plymouth Savoy и Opel Kapitän. Несмотря на это, к моменту начала серийного производства в 1956 году, дизайн "Волги" уже выглядел устаревшим по мировым меркам. Тем не менее, автомобиль производился до 1970 года и оставался популярным на территории Советского Союза, хотя его внешний вид всё больше отставал от мировых трендов.

-8

Москвич-402: Малолитражка с немецкими корнями

Москвич-402 был разработан на основе Opel Olympia Rekord, которая пришла на смену Opel Kadett K38. Сотрудничество специалистов с ГАЗом, которые одновременно работали над "Волгой", оказало значительное влияние на дизайн "Москвича". В результате автомобиль перенял многие элементы своего "старшего брата". Серийное производство "Москвича-402" завершилось в 1958 году.

-9

ГАЗ-13 "Чайка": Советский лимузин

ГАЗ-13 "Чайка" — представительский автомобиль большого класса, созданный с оглядкой на американские автомобили Packard, которые в те годы изучались в НАМИ. "Чайка" была явным отражением американского стиля, что было характерно для продукции ГАЗа в те годы. Автомобиль выпускался с 1959 по 1981 год и был доступен исключительно высшей номенклатуре, а также использовался на официальных мероприятиях, парадах и в качестве свадебных лимузинов в системе "Интурист".

-10

ЗИЛ-111: Еще один Паккард по-советски

ЗИЛ-111 — ещё один пример советского автомобилестроения, вдохновлённого американскими моделями. Этот автомобиль высшего класса представлял собой компиляцию различных элементов американских автомобилей среднего и высшего классов первой половины 1950-х годов. Внешний облик ЗИЛ-111 напоминал Cadillac, Packard и Buick, и в производстве было собрано всего 112 экземпляров.

-11

ЗАЗ-965: Советский "Фиат" для народа

ЗАЗ-965 был скопирован с итальянского Fiat 600 и проектировался МЗМА ("Москвич") совместно с НАМИ. Из-за отсутствия производственных мощностей на МЗМА, производство автомобиля было перенесено на завод "Коммунар" в Запорожье, где до этого выпускали сельхозтехнику.

-12

ГАЗ-24 "Волга": Икона позднего СССР

ГАЗ-24 "Волга" стала копией североамериканских Ford Falcon и Plymouth Valiant. Этот автомобиль среднего класса серийно производился на ГАЗе с 1969 по 1992 год и стал настоящим символом позднего советского периода. "Волга" использовалась преимущественно в государственных организациях и таксопарках, что сделало её одной из самых узнаваемых машин на дорогах СССР.

-13
-14

ВАЗ-2101: Легендарные "Жигули"

ВАЗ-2101 "Жигули" стал заднеприводным легковым автомобилем с кузовом типа седан, который был создан на базе Fiat 124 — автомобиля года 1967. Советское правительство подписало соглашение с компанией Fiat, согласно которому в Тольятти был построен Волжский автомобильный завод. Несмотря на то, что ВАЗ-2101 был подвергнут значительным изменениям — в общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений — автомобиль стал одной из самых популярных моделей на территории СССР.

-15

ВАЗ-2103: Следующий Шаг в Развитии

ВАЗ-2103 был разработан на базе Fiat 124 и Fiat 125. Этот заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан стал продолжением развития линии "Жигулей" и положил начало целой серии успешных моделей, в том числе и ВАЗ-2106.

-16

Москвич-2141: Новый Век — Новые Автомобили

Москвич-2141 стал заменой устаревшему Москвичу-412 и представлял собой совершенно иной автомобиль — переднеприводный хэтчбэк, который был скопирован с французской Simca 1308. Эта модель появилась в 1980-е годы и стала последним крупным проектом московского автозавода, прежде чем начались экономические и политические изменения, которые привели к окончанию эпохи советского автопрома.

-17