Найти в Дзене

Драматическая история любви певца-кастрата и падчерицы адвоката

Оглавление

Очень высокий и чистый мужской голос — контратенор, встречается нечасто, и его обладатели весьма востребованы в музыкальном мире. Вокальные произведения эпохи барокко, как оперы, так и религиозная музыка, во многих случаях писались именно для контратеноров, поскольку именно такой голос отождествлялся с бесплотным парением, с голосом чистой духовности. Что касается опер, то контратеноры в те времена исполняли женские партии, ибо самим женщинам вход на сцену был запрещен.

Италия стала признанным поставщиком контратеноров для всей Европы. Однако, это не означало, что они там рождались в каком-то бешеном количестве. Да, процент прекрасных голосов и музыкально одаренных людей в Италии особенно высок, однако конкретно контратеноров там создавали искусственно.

Карл Швенингер-мл. "Концерт в саду"
Карл Швенингер-мл. "Концерт в саду"

И это был жестокий бизнес. Найдя мальчика с хрустальным, чистым голосом, его кастрировали, в результате голос оставался высоким всю жизнь. Пение контратеноров так и стали называть — кастратное. Некоторые певцы-кастраты становились звездами, имели огромный успех, много денег и поклонников обоих полов. Имена наиболее знаменитых известны до сих пор, вместе с восторженными отзывами современников. Но за свою славу эти люди заплатили очень дорого... Менее известные певцы не имели столь шумного успеха, хотя, вероятно, пели так же хорошо. С личной жизнью у кастратов все было сложно.

Они не считались уже мужчинами, и папа Сикст V в 1587 году издал указ, прямо запрещающий браки с кастратами. Хотя, с физиологической точки зрения, проведенная им операция не всегда препятствовала половой жизни. Многие женщины влюблялись в кастратов и были их любовницами без опаски забеременеть.

Карл Швенингер-мл. "Лунная ночь"
Карл Швенингер-мл. "Лунная ночь"

Но заключение брака с кастратом казалось немыслимым. Известна только одна история, когда певец-кастрат официально женился. Речь идет о Бартоломео де Сорлизи, который работал в Хофкапелле при дворе саксонского короля. Певец собрался купить себе дом и обратился к адвокату Юнгханнсу, подружился с ним, стал вхож в дом. А там росла 16-летняя падчерица адвоката Доротея Лихтвер. Между певцом и девушкой вспыхнуло чувство. Насколько я понимаю, это была настоящая любовь, ибо молодые люди не могли помыслить себе жизни друг без друга, и были готовы на все, лишь бы быть вместе.

Шокированные родители Доротеи, видя истинность чувств, в конце концов, сдались и благословили брак. Сохранился договор о помолвке, датированный 1 мая 1664 года. Там есть, в частности, такие слова: «мы оба ясно и подробно возразили обеим сторонам и объяснили, что этот брак не может иметь места или когда-либо будет разрешен. Однако они оба остались полны решимости не расставаться друг с другом, если только смерть не разлучит их; в частности, однако, дочь выслушала нас, и сказала, что ее не отговорят, и что не следует думать, что она выйдет замуж за кого-либо другого, кроме этого господина Сорлизи, единственного на всю ее жизнь».

Федерико Андреотти
Федерико Андреотти

Но надо было получить еще одобрение церковной власти, и два года влюбленные добивались его. Судьи Лейпцигской консистории требовали от Сорлизи даже описания его гениталий и сексуальных возможностей. Певец сделал это, не колеблясь. Он также обратился к разным прецедентам, например, когда разрешили 76-летней вдове выйти замуж за 20-летнего мужчину. Он давил на все точки. В октябре 1666 года брак Бартоломео и Доротеи, наконец, разрешили.

Казалось бы, хеппи энд, любовь торжествует. Но увы. Молодая пара подверглась осуждению и травле со стороны общества. Местный пастор на время отлучил Доротею от церкви. Все знакомые смотрели косо. Над Сорлизи смеялись чуть ли не в лицо. Он не выдержал окружившей его злобы и насмешек, заболел и умер. Что стало потом с Доротеей, неизвестно.

Приглашаю на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также прошу поддержать канал моего мужа Поклонник красоты Александр имхо.

А тут "Просто поэзия жизни"