Известный британский художник Люсьен Фрейд австрийско-еврейского происхождения в своем художественном творчестве во многом следовал заветам своего великого деда Фрейда, основателя психоанализа. Об этом свидетельствует и его картина с изображением королевы Елизаветы II. Именно это творение, созданное в последний период его творчества, стало активно обсуждаться в начале XXI столетия.
Люсьен Фрейд прославился благодаря своему уникальному, можно сказать, даже радикальному стилю, который отличается психологической проникновенностью. Художник всегда писал портреты не на заказ, а лишь по вдохновению, к тому же, только того человека, который был ему интересен. Он лично обратился к королеве Великобритании, предложив создать ее портрет. Было это в 2000 году, в канун 50-летнего юбилея ее правления. Фрейд никогда не претендовал на лавры придворного художника, ведь его манера написания не подходила для традиционных изображений монарших особ. Однако Элизабет Александра Мэри Виндзор приняла предложение живописца. Скорее всего, ее привлек нестандартный взгляд прославленного художника, и женщине стало интересно, какой же он изобразит монаршую особу.
Над портретом Фрейд трудился в течение 19 месяцев, с мая 2000 по декабрь 2001. В этот период Елизавета II несколько раз посещала его студию. В результате на маленьком холсте, имеющим размер 23x15 см, что было явно нетрадиционным выбором для важной личности, получился далекий от канонов парадности портрет.
По завершении работы разразился настоящий скандал. Ведь на полотне была изображена королева в фирменном стиле художника. Зрители увидели «земную» женщину, суровое лицо которой покрыто морщинами, взгляд слегка усталый. Даже тиара, написанная, кстати, впоследствии, чтобы подчеркнуть королевский сан и величие, смотрится тяжеловато и угнетающе. По всей видимости, Фрейд хотел подчеркнуть нелегкое бремя королевской власти.
Точки зрения критиков разнились. Одними высказывалось мнение о том, что здесь проявилось неуважение к важной особе и уничижение королевского статуса. Они даже утверждали, что столь уродливое изображение королевы должно вылиться в наказание художника в виде тюремного заключения. В некоторых СМИ портрет именовался грандиозным провалом Фрейда.
Другие же, рассыпаясь в похвалах, встретили работу восторженно. Они увидели глубину психологического портрета женщины с отпечатком на внешности и внутреннем мире ее многолетнего труда. А Фрейда именовали не иначе, как блестящим мастером кисти современности.
Буря эмоций охватила и зрителей. Кто-то посчитал творение оскорблением монархии. Другими же портрет воспринимался как воплощение силы и честности. Проскакивало даже мнение, что работа является своего рода «местью» автора представителям аристократического круга с его особыми стандартами красоты.
Впрочем, невзирая на критические высказывания, Елизавета II своего недовольства произведением художника никогда не проявляла. Вероятно, ею была оценена смелость мастера, а также королева поняла, что сыграла определенную роль в данном творческом эксперименте. В дальнейшем портрет поместили в галерею иных официальных изображений Елизаветы II, несмотря на то, что он отличался своей нестандартностью среди традиционных работ, висящих в залах королевской резиденции.
В общем, эта работа Люсьена Фрейда заняла свое место в истории изобразительного искусства как оригинальное и неоднозначное изображение британской королевы. Она вызывает интерес до сего времени как у зрителей, так и у искусствоведов, дискутирующих о нестандартном творении художника.