Найти в Дзене

"Очищение" Храма


Аресту и суду над Иисусом непосредственно предшествовали два события.
Первое - въезд в Иерусалим по «сценарию» пророчества Захарии : праведный и спасающий, кроткий Царь верхом на молодом осле под восторженные крики толпы:"Осанна Сыну Давидову!"
Этот триумфальный въезд в сопровождении ликующей толпы учеников и присоединившихся к ним паломников, в соответствии с известным мессианским пророчеством ,был по существу акцией утверждения Иисуса "в статусе" -статусе Мессии, с приходом которого должно явиться и Царство Небесное. Все должно свершиться " согласно пророчествам", которые как Он сам провозгласил, -все «о Нем».
Другим, не менее важным событием явилось так называемое "Очищение" Храма, или "Изгнание торгующих из Храма".

Появление Иисуса, вызвавшее вначале в сердцах людей чувство восторга (Марк. 11, 18) , позже произвело настоящее смятение. Стали распространяться слухи о том, что Он был возмущен положением, сложившимся во дворах Храма.
На территории Храма продавались жертвенные животные, которых покупали паломники, потому что не могли приводить их с собой из дальних мест. Римские и греческие монеты обменивались на особые храмовые монеты , поскольку платить налоги языческими монетами было запрещено.
Иисус, по словам очевидцев, перевернул столы и стал кнутом выгонять торговцев, менял и паломников. Они находились в так называемом притворе язычников и занимались своим делом. Иисус выгонял их из дворов Храма, как бы исполняя, таким образом, пророчество Иеремии (7, 11): «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников» (Марк. 11, 17.Мф. 21:12, 13)

Об акции «очищения храма» свидетельствуют все четыре канонических Евангелия, что возможно, говорит в пользу его историчности. Однако данный эпизод описан довольно буднично, почти что мимоходом, словно евангелисты не знали о его подлинном смысле или, что более вероятно, сознательно умаляли значение события, его радикальный подтекст .
Иоанн так описывает "акцию" в Храме: «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли " (2:13—16)..

Возникает вопрос: мог ли один человек «очистить» площадь такой величины?
Евангелисты не придают этому обстоятельству никакого значения. Однако, по словам исследователей, территория, о которой идет речь, была «сравнима с размером древнего города Ура». Можно предположить, что в Храм Иисус вошел в сопровождении учеников и той возбужденной приходом «Мессии -Царя» толпы, которая приветствовала Его приход.
В любом случае, ни охрана Храма, ни воины-оккупанты, расквартированные в находящейся рядом крепости Антония, не проявили ни малейшего желания вмешаться в конфликт.Иисус же мирно ретировался со своими учениками к городским воротам (Марк. 11, 19). Любой желающий мог проследовать за ним, но, похоже, представители власти не видели в этом необходимости, и против него не было предпринято никаких мер .
Никто, по-видимому, не возражал против трехдневной проповеди Иисуса в притворе Храма перед огромным скоплением народа после его знаменательного прибытия. Первосвященники, книжники, старейшины собирались вокруг него и вели научные дискуссии (Марк. 11, 27–33; 12, 1–4).
Поразительным кажется тот факт, что сам Иисус не усматривал опасности в происходившем вокруг него. Он хвалил книжников, когда они соглашались с ним (Марк. 12, 34), и яростно обличал, когда они не соглашались (Марк. 12, 38–40). Очевидно, ни Он, ни люди из его окружения не видели необходимости в особых мерах безопасности.

Однако, в ходе последующих событий руководство Храма, должно быть, изменило свое отношение к Иисусу: было принято решение его арестовать.Собственно, изолировать Иисуса Христа решено было начальниками народа еще раньше, как повествует Иоанн , после поразившего всех чуда воскрешения Лазаря(Ин.5:16;7:32 ). Теперь же они придумывали , каким бы образом привести в исполнение свое решение, так как обстоятельства не благоприятствовали им . Народ торжественно встретил Иисуса, как своего Царя, при входе в Иерусалим, и власти могли опасаться , что народ заступится за Иисуса Христа, если они вздумают Его арестовать . А это могло бы не только сделать им много неприятностей , но и навлечь беду от Римлян на всю еврейскую нацию. Именно так и высказался согласно Евангелию Иоанна, первосвященник Каиафа (Ин.11:49–50).

Итак, власти не могут выследить правонарушителя. При этом множество людей и, прежде всего, представители властей и службы охраны правопорядка. должны были знать, где находится Иисус. Иоанн говорит, что он был в Вифании, селении в пригороде Иерусалима, где Он воскресил Лазаря. «Многие иудеи» пришли туда, чтобы посмотреть на Него и Лазаря, но никто и не думал подчиняться предписанию и содействовать Его аресту. Кроме того, когда Иисус вернулся в Иерусалим, очевидно, не подозревая о выписанном «ордере на его арест», не были предприняты никакие меры. Похоже, власти смирились с положением дел: «Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним!» (Иоан. 12, 19).
Когда Иисус все же был арестован в Великий Четверг и приведен к бывшему первосвященнику Анне, Он справедливо указал на противоречивое поведение властей: «...Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в Храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего» (Иоан. 18, 20).

Некоторые ученые считают, что в эпизоде с изгнанием торгующих из храма Иисус выступает не как противник храмового богослужения. Необходимо делать различие между Иерусалимом как святым городом и Иерусалимом как торговым центром; Храмом как домом Божьим и религиозными и административными учреждениями, созданными саддукеями для контроля над ним. Опрокидывая столы меновщиков и изгоняя продающих голубей, Иисус возможно, таким образом хотел выступить против превращения храма в торговый центр, каковым он стал по вине первосвященников и фарисеев.
Иногда действия Иисуса в Храме рассматривают лишь как один из эпизодов в Его полемике с духовными лидерами израильского народа. Эту полемику Он вел, главным образом, в Своих поучениях и притчах. Однако, подобно древним пророкам, которые не только говорили, но и совершали деяния, имевшие символический смысл, Иисус ,возможно, совершил символическое действие, которое должно было напомнить людям об истинном назначении храма.
Слова Иисуса : «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Матфей 24:2;Марк 13:2) — могли быть безобидным пророчеством о надвигающейся катастрофе, о Божьем возмездии, которое вот-вот должно свершиться.В этих словах не было ничего оскорбительного или незаконного:Иисус не был единственным, кто предвещал катастрофу . Поведение Иисуса в Храме могло не рассматривается как провокация против священников и старейшин, за которую наказание было неминуемым.
Однако, «услышали это книжники и пepвocвящeнники и искали, как бы погубить его» . О такой реакции первосященников и книжников сообщают только Марк и Лука. Причем Лука замечает, что после этого эпизода Иисус «учил каждый день в храме». Если бы ,действительно, «нападение» подвергло опасности всю торговую систему и первосвященники приняли поведение Иисуса за объявление им войны, трудно понять, почему храмовые власти не предприняли против Иисуса никаких мер. Вооруженная храмовая стража могла арестовать его на месте. Прихожане не потерпели бы подобного поведения кого бы то ни было на храмовой территории, и вмешательство стражи было бы встречено всеобщим одобрением. А если бы ему в «очищении» активно помогали толпы учеников, это могло бы дать властям добавочный повод для быстрого и решительного полицейского вмешательства. А тут власти очевидно не только не вмешиваются, но и «доброжелательно» позволяют Иисусу проповедовать в Храме .

Х.Коэн , автор книги "Суд и распятие", считает, что на самом деле, поведение Иисуса в Храме ни в коем случае не было нарушением закона: наоборот, «все указывает на то, что оно заслужило одобрение, правда молчаливое, храмовых властей и стражи.Нет ни логики, ни свидетельства для утверждения, что священники, старейшины или другие официальные лица имели финансовый или какой-либо другой интерес в торговле на Храмовой гope. »
Вполне возможно, что Иисус стал случайным свидетелем попытки торговца или менялы смошенничать или набрел на шумный, непристойный торг. Он был глубоко задет поведением, нарушавшим благолепие святого места, которое «назовется домом молитвы» (Исайя 56:7), а торгаши и менялы «сделали его вертепом разбойников» (Марк 11:17; Матфей 21:13; Лука 19:46). Этого Иисус вынести не мог. Вспышка его гнева была отголоском негодования пророка Иеремии: «Не сделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое?*›
Инцидент в храме можно рассматривать как «пророческое учение» , которое включало как действие Иисуса, так и учение, которое сопровождало и предположительно объясняло его. «Учение» иллюстрировалось цитатой из Иеремии ; пророческое действие (опрокидывание столов и пр. )- это символическое разрушение Храма во исполнение Божьей угрозы у Иеремии .

События по «очистке» Храма являются темой бесконечных дискуссий в ученом мире.
Что же могли означать действия Иисуса?
Была ли предпринятая "акция" в Храме следующим шагом Мессии, за которым должно было бы произойти главное : «открытие» Царства Божьего?
Возможно, Иисус думал, что приближается апокалиптический конец времён, в преддверии которого Двор Язычников должен быть очищен: ему должен быть возвращён его сакральный статус.
Или это был «вооруженный» захват Храма Иисусом и Его сторонниками? На эти вопросы Евангелия не дают определенного ответа.
Но при любой версии относительно «акции» в Храме, безусловно, это событие явилось одной из причин ареста и предания суду Иисуса Христа.