В России крайне редко проводят диагностику расстройств пищевого поведения (РПП) у пациентов до и после бариатрической операции.
Оценить распространенность РПП после такой операции затруднительно из-за недостатка данных и долгосрочных наблюдений. Кроме того, некоторые послеоперационные осложнения (рвота, запор, снижение аппетита) могут маскировать симптомы РПП, усложняя диагностику.
● Люди с булимией вызывают рвотный рефлекс с целью очистить организм от потребленной пищи, однако, мало кто из них знает, что даже после полного очищения сразу после еды, организм всё равно усваивает до 1200 калорий.
● У бариатриков, особенно в ранний послеоперационный период (адаптационный), может быть самопроизвользаная рвота, её нельзя сравнивать со специально вызываемой рвотой пациентом при булимии. У бариатрических пациентов небольшой объем рвотных масс, который не несёт компенсаторной цели.
● Среди пациентов, перенесших бариатрическую операцию, могут быть редкие случаи атипичной анорексии. Атипичные анорексики — это люди, которые отвечают всем критериям нервной анорексии, кроме объективно низкого веса. Встречаются и пациенты с булимией в анамнезе, это же будет влиять на их пищевое поведение после бариатрической операции.
● Синдром ночного потребления пищи характеризуется эпизодами переедания ночью и нарушением циркадного ритма. У 2% –18% пациентов этот синдром тоже встречается после бариатрической операции.
● Озабоченность сохранением и последующим набором веса.
● Непринятие своего тела, проблемы с пищевым поведением, постоянный страх набора веса приводят людей к бариатрической операции.
● Бариатрическим пациентам рекомендуют смену модели пищевого поведения после операции. К примеру, сократить количество приемов пищи до 3-х, ограничить размер порций и тщательно пережевывать пищу, не запивая её водой, исключить сладкие газировки, максимально сократить употребление других жидких калорий т.д. Многие пациенты начинают бояться определённых продуктов, избегать их, другие же наоборот добирают калории за счет большого потребления жидких калорий (сгущённого молока, варенья и т.д).
● У пациентов после бариатрической хирургии происходят анатомические и физиологические изменения, которые существенно меняют их рацион и пищевое поведение. Как следствие, потребление объективно большого количества пищи за один присест при расстройстве переедания может быть физически невозможным в течение определенного периода после операции. Таким образом, пациенты могут технически не отвечать критериям расстройства переедания даже при обследовании, хотя они имеют клинически значимую патологию пищевого поведения.
Другие симптомы, связанные с операцией, могут побуждать пациентов к компенсаторному поведению, которое способно облегчить дискомфортные ощущения от непереносимости еды или её количества.
У пациентов происходят частые изменения пищевых привычек и вкусовых предпочтений и эти изменения не всегда положительны. Иногда пациенты сами провоцируют возвращение к старым пищевым привычкам, которые и привели их к ожирению и бариатрии.
Например: пациенты начинают есть майонез, жирную пищу, сладкое, хотя раньше его не любили. Ощущение, что ты можешь есть все, что хочешь и от этого лишь худеть, очень вдохновляет бариатриков, уставших от вечной борьбы с весом. Но, как известно, всему есть предел и этому счастью тоже, оно длится не более 2-х лет и дальше вес может вернуться, а это чревато повторной операцией.
Бариатрия не является волшебной таблетой от ожирения. Бариатрическая операция – это серьезное вмешательство, которое дает возможность быстрее достичь желаемого веса и изменить пищевое поведение. Важно воспользоваться этой возможностью, решить все проблемы с зависимостью от еды, провести диагностику у психолога РПП, понять и оценить риски набора веса, сформировать новые пищевые привычки и провести работу над "ошибками пищевого поведения".