Задуманы и построены они были, чтобы увековечить послевоенную победоносную мощь нашей столицы.
Строиться начали в один день – 7 сентября 1947 года.
Говорят, эту дату, по заданию самого Сталина, верящего в магию чисел, определили астрологи и предсказатели.
Можно как угодно относиться к «вождю народов», но сталинский ампир, в котором построены «семь сестер», прекрасен!
Он соединяет в себе элементы ренессанса, и барокко, ампира эпохи Наполеона и позднего классицизма, постконструктивизм и ар-деко.
Помпезность ампира ни на секунду не выглядит безвкусицей, роскошь, не угнетает, а радует глаз.
Разве что, несколько чрезмерна монументальность…
Но вот так задумано.
Если кто не знает, «семь сестер» – это главное здание МГУ и МИДа, гостиницы «Ленинградская» и «Украина», жилые дома на Котельнической набережной и Кудринской площади и административно-жилая высотка у Красных ворот, на первом этаже которой расположена станция метро.
Должна была быть еще и восьмая высотка, в районе Зарядья, которая задумывалась, как «самая высотная из высоток» – 270 метров.
Но из-за сложности проекта и постоянно вносимых в него изменений сроки строительства много раз переносились.
В конце концов, Сталин умер и проект закрыли.
И самой высокой высоткой так и осталось здание МГУ – 240 метров.
А вскоре в градостроительстве наступила эпоха минимализма, время «хрущевок», до сих пор заполоняющих наши города.
Против сталинской архитектуры развернулась критика.
Больше всех досталось гостинице «Ленинградской».
Оформление этой высотки – самое роскошное.
От фасада – смеси традиционного русского зодчества и барокко – глаз не оторвать.
Внутри через несколько этажей проходит 15-метровая бронзовая люстра-гирлянда. Благодаря этой люстре гостиница «Ленинградская» попала в книгу рекордов Гиннесса - как высотка с самым богатым и оригинальным внутренним убранством.
Тем не менее, архитекторов высотки обвинили в неоправданном расходовании средств, буржуазной помпезности и ошибочном понимании соцреализма.
Заодно лишили Сталинской премии, которую раньше дали за проект.
Вокруг высоток до сих пор ходят разные выдумки и легенды.
Самая живучая выдумка, что московские высотки скопированы с американских небоскребов Нью-Йорка и Чикаго.
Википедия даже разразилась пересказом с какого именно американского небоскреба скопирована каждая из высоток.
Потом, правда, страницу удалили.
На самом деле, главному архитектору Москвы тех лет Дмитрию Чечулину установка дана была ровно обратная: наши высотки ничем не должны быть похожи на американские, типа «мы и сами с усами».
И советские архитекторы вполне себе удачно вдохновлялись башнями московского Кремля, колокольнями храмов и монастырей.
К примеру, в абрисе гостиницы «Украина» легко можно рассмотреть колокольню Ивана Великого и Спасскую башню.
А самая зловещая легенда основана на действительном факте: на стройке некоторых высоток работали не только комсомольцы-добровольцы, но и пленные немцы и зэки.
И вот жильцы дома на Котельнической и студенты, живущие в общаге МГУ, до сих пор верят, что в их стенах замурованы тела зэков, чьи души стонут по ночам.
На самом деле, по технологии строительства высоток в стенах оставлено много пустот, и по ним гуляет ветер, который и «стонет».
А поскольку в жилых высотках ордера получали, в первую очередь, сотрудники Госбезопасности, а уж потом известные актеры, музыканты и писатели, то все были абсолютно уверены, что в стенах еще и скрыты подслушивающие устройства.
Вот это больше всего похоже на правду.
Говорят, что жильцов действительно прослушивали.
И даже не тайно.
Тем не менее, желающих купить квартиры в жилых высотках до сих пор больше, чем достаточно.
Хотя 100-метровые квартиры, зайдя в которые первые владельцы ордеров рыдали от счастья, сегодня даже не «средний чек».
Но зато эти прекрасные вестибюли с огромными люстрами…
Эти подъезды, в которые кто только из медиа-персон не входил …
Можно этак небрежно бросить гостям: надо мной этажом выше жила Уланова, а вот там – квартира Ширвиндта…
…Время идет, все меняется.
Но семь «сталинских сестер» по-прежнему остаются знаковыми местами на карте столицы.
Задумка удалась: они по-прежнему определяют лицо Москвы.
Очень красивое лицо.
И совершенно не стареющее.