Найти тему

Почему больных лечат, а грустных калечат?

Оглавление

Давно отметила для себя одну неочевидную несправедливость нашего мира.

Если человек заболевает физически, то он, скорее всего, получит заботу и участие близких. Если же он “приболел” психологически, то вариантов развития событий гораздо больше.

Я не говорю о психиатрических болезнях, речь идет о стрессе, переутомлении, внутренних конфликтах, психологических кризисах. Давайте посмотрим на варианты событийного ряда.

Благоприятный, но редкий (конструктивная забота)

Находятся люди, готовые оказать адекватную поддержку: выслушают, побудут рядом, откликнутся на конкретные просьбы, дадут обратную связь высокого качества. Когда необходимость в их участии отпадает, они тихо уходят в туман и занимают в жизни больного свое прежнее место, не набиваясь в вечные няньки или, не дай бог, кредиторы. Красиво, как в кино, но почти нереально, так как такая поддержка требует от человека определенных компетенций и недюжинного желания. Если у вас есть такие друзья, берегите их - они всегда на вес золота.

Временно приятный, но деструктивный (опека)

Приболевшего окружают заботой, как будто у него не временное "минусовое” состояние, а восьмые оперативные роды в условиях пустыни Калахари. И чем больше страдалец капризничает, тем бодрее танцы с бубнами вокруг его трагической персоны.

В такой ситуации “самый больной в мире Карлсон”, если он не совсем больной на голову, начинает раздражаться и “неблагодарно” шлет помогаторов куда-нибудь в соседнюю пустыню. Если же он не так крепок лобными долями, то возможен вариант спекуляции своим уязвимым положением. Он расслабляется, впадает уже в состояние младенца (рожденного в пустыне Калахари) и все больше требует соску и памперсов (или хлеба и зрелищ). И ведь не всякий хлеб “они-с откушать изволят”. Надо не простой, а золотой. Судьба помогатора здесь предсказуема - скорее всего, дальше помогать нужно будет уже ему.

-2

Неприятный и неконструктивный (психологическое насилие)

Сидит девушка на кухне и плачет. Приходит грозный муж и раздраженно так, с родительскими нотками в голосе, интересуется, в чем тут дело. Она рассказывает о своей проблеме. А в ответ слышит... жесткий упрек. “Все так живут, и никто не ноет”, “Это ты избаловалась”, “Это ты сама виновата”. И еще грозный муж может посмеяться над ее “бабскими соплями”.

В более мягком варианте может прозвучать “Выпей таблетку и иди спать” или “Ничего, ты справишься, спокойной ночи”. И просматривается в этом всем прямо-таки лютая жестокость. От человека, который вроде бы как в целом и не злой. Знакомо такое? Если нет, то это сказочное везение.

-3

Почему “грозный муж” (злобная мать, вредный сват, глупый брат) себя так ведут?

Самое простое объяснение. Они элементарно не знают, что делать с “неудобным” состоянием близкого (далекого) человека. От этого у них подскакивает градус тревожности, как температура тела у младенцев (в пустыне Калахари). Их пугает ситуация, которая требует от них повышенной ответственности и, не дай бог, ментального труда. Они как будто боятся “расплескаться”, вложить в близкого свой ресурс. И да - они жутко боятся быть использованными (см. выше абзац “опека”). Вот и дерут в кусты, свистя тапками и роняя брюки.

Это напоминает какую-то психоэмоциональную скупость. Им проще надавить на человека, вогнать еще в больший стресс и силой заставить его замолчать, чем подарить хоть каплю душевного тепла.

Стоит ли осуждать их за это? Я как психолог вообще лишена права кого-то осуждать или оценивать с точки зрения морали. Стоит ли доносить до них информацию о своем состоянии и пытаться объяснить, чего бы вам хотелось конкретно от них? Имеет ли смысл, как сейчас модно выражаться, “говорить словами через рот”.

На самом деле, неоднозначно. Все зависит от степени их невротизации и ценности в их жизни вашей персоны. Глпвное - осмысливайте и наблюдайте. Вполне возможно, что мы ждем помощи от человека, которому она даже нужнее, чем нам.