Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Что такое Изменённое Состояние Сознания. Наука Гипнагогика.

Появилась минутка, решила написать ещё одну статью об Изменённых состояниях сознания, которые включила в науку Гипнагогика. Опираясь на определения учёных, изучавших ИСС (изменённые состояния сознания), предполагаю дополнить их определения и сделать более понятными.

И...не судите строго, потому что я не занималась многолетним изучением данного направления в университетах и лабораториях, в среде "учёных мужей", я практик и мои наблюдения — исключительно практические.

Итак. Согласно Чарльзу Тарту, ИСС — это новая по отношению к базисному состоянию (например обычному бодрствованию) психическая система, обладающая присущими только ей характеристиками, своей хорошо упорядоченной, целостной совокупностью психологических функций, которые обеспечивают её стабильность и устойчивость даже при значительных изменениях отдельных подсистем или определённой перемене внешних условий.

Давайте поговорим об этом определении ИСС.

Рассматривать ИСС как систему — это хороший ход. Отличный. Мир построен на системах и нам необходимо подходить к его изучению так же системно.

Доктор А.Г.Алейников, основатель науки Креативная педагогика, дал определение творчеству так же на основе теории о системах. Творчество в его определении понимается как ускорение организации, ускоренное производство новизны (Aleinikov, A.G. Novology. Encyclopedia of Creativity, Invention, Innovation, and Entrepreneurship. New York, 2017.).

Упорядочивание.

Увеличение эктропии на психологическом уровне (порядок).

Об этом свойстве ИСС (читайте выше определение) говорит и Чарльз Тарт.

-2

Психолог, изучающий ИСС, «Изменённые состояния сознания» («Altered States of Consciousness», 1969) и «Трансперсональная психология» («Transpersonal Psychologies», 1975).

Таким образом, по Чарльзу Тарту, ИСС как - новая психическая система - по идее должна быть связана с творчеством, а именно с творческим состоянием. И соответственно с ускорением организации, с ускоренной организацией.

Идём дальше. Что такое "базисное состояние - обычное бодрствование" (Чарльз Тарт). Давайте обратимся к словаря по поводу понятия "бодрствование".

Бодрствование — поведенческое проявление активности нервной системы или функционального состояния человека в условиях реализации им той или иной деятельности. (Большая психологическая энциклопедия).

И здесь возникает вопрос.

ИСС — это не сон, человек вполне может быть бодрым, реализовать ту или иную деятельность: писать стихи, сочинять музыку, играть в футбол на уровне бога и т.д. И он будет находиться при это в ИСС (изменённом состоянии сознания). Значит ИСС от бодрствования не отличается. И это уже пора признать и сказать об этом.

ИСС может быть и в бодрствующем состоянии.

Либо надо определить — что понимается под "обычным бодрствованием".

Либо мы должны описать некое ИНОЕ бодрствование. Его признаки, которые будут являться и признаками ИСС.

И далее Чарльз Тарт говорит о "целостной совокупности психологических функций". Это очень интересный момент. То есть человек, находясь в ИСС, переходит в некую иную (новую для него или другую) систему, в которой присутствует целостность.

Задумайтесь над этим.

Подводим итог.

Изменённое состояние сознания — это целостная система, организованная, упорядоченная, со своей функцией, которой управляет не обычное сознание (ибо оно изменённое). И можем сказать, что эта система создаётся и связана с творческим состоянием сознания. И здесь восклицательный знак! Потому что в творчестве возможно всё. Как жизнь так и смерть.

Продолжение следует...

P/S Фото после спектакля про Карла Юнга и Сабину Шпильрейн в 120-летнем особняке её матери Евы. Идея Елены Беловой (в центре, между Юнгом (артист театра Дмитрий в роли Карла Юнга) и Сабиной (артистка театра Яна в роли Сабины Шпильрейн). Аншлаг!

Литература:
1. Aleinikov A.G., Future Geniuses of the Earth. Montgomery, Alabama, 1996.
2. Ludwig A.W. Altered states of consciousness // Altered states of consciousness: A book of reading. — N.Y., 1969.
3. Белова Е.А. Креативной педагогике — 25 лет! // Всё для образования. 2014. № 2.
4. Aleinikov, A.G. Novology. Encyclopedia of Creativity, Invention, Innovation, and Entrepreneurship. New York, 2017.
5. Aleinikov, A.G. Genius. Encyclopedia of Creativity, Invention, Innovation, and Entrepreneurship. New York, 2017.
6. Креативная педагогика // Википедия.
7. Попов В.В. Креативная педагогика // Энциклопедический словарь «Техническое творчество: теория, методология, практика». М., 1995.
8. Белова Е.А. Креативной педагогике — 30: Три измерения для измерения неизмеримого // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 1.С. 23–30.

Автор: Елена Белова
Специалист (психолог), Издатель на Amazon

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru