Найти в Дзене

Полина Бонапарт – «Венера Империи»

Оглавление
Полина Бонапарт, княгиня Боргезе, герцогиня  Гвасталлы (1780-1825), Робер Лефевр
Полина Бонапарт, княгиня Боргезе, герцогиня Гвасталлы (1780-1825), Робер Лефевр

Свою любимую сестру, Полину, Наполеон назвал «самой красивой женщиной своего времени и лучшей из всех живых существ». Хотя её экстравагантные выходки и многочисленные любовные связи выводили его из себя, он всегда прощал её. Поразительная красавица, Полина очаровывала современников своего времени и была заметной фигурой в социальных и культурных кругах своего времени.

Молодость

Мари-Полетт Бонапарт родилась 20 октября 1780 года в Аяччо и была шестой из восьми детей Карло Мариа Буонапарте и Марии Летиции Рамолино. В 1793 году, после конфронтации братьев Буонапарте, Жозефа, Наполеона и Люсьена, с лидером корсиканских националистов Паскалем Паоли, когда их исключили из корсиканской нации, семейство едва успело бежать и поселилось в Марселе. Отсюда началось восхождение Наполеона, в котором принимала участие вся семья. Наполеон устанавливал контакты с ведущими деятелями французского общества и зачастил в высший свет Прованса. С восхождением брата Полина знакомилась со многими людьми.

После осады Тулона за ней ухаживал Жан-Андош Жюно, о котором Бонапарт и слышать не хотел (хотя впоследствии он стал его адъютантом и получил прозвище от Наполеона «Жюно-буря» (Junot la Tempête)).

Её первая любовь – известный журналист по имени Станислас Фрерон. Ей 13, ему 39. Он был политиком, издателем и яростным противником идеологии Наполеона Бонапарта. Узнав, что Фрерон ранее обещал жениться на другой женщине, Бонапарт поставил точку в отношениях, отправив сестру в Милан.

Замужество

В Милане Полина познакомилась с Шарлем Виктором Эммануэлем Леклерком, одним из лучших генералов республики и доверенных лиц будущего императора. В 1797 году она вышла за него замуж, через год родился её единственный ребенок – сын Дермид Луи Наполеон Леклерк. Именно Наполеон, как крёстный отец, выбрал имя племяннику из поэм Оссиана, модных в то время. Союз Полины Бонапарт и Шарля Леклера был отчасти стратегическим, укреплявшим связи семьи с французской армией.

Шарль Леклерк, портрет кисти Франсуа Кинсона
Шарль Леклерк, портрет кисти Франсуа Кинсона

В 1801 году глава семьи и Франции отправил зятя на Карибы с 20 000 солдатами для подавления восстания Туссен-Лувертюра в Сан-Доминго (Гаити), французской колонии, которая была преобразована практически в автономное государство. Полина с маленьким сыном последовала за Леклерком.

В Сан-Доминго

Прибыв в столицу Порт-о-Пренс, она оказалась в центре общественной жизни этой французской колонии. Там она на некоторое время сошлась с бывшим любовником Фрероном, которого Бонапарт назначил субпрефектом Сан-Доминго (чтобы избавиться от него). Фрерон умер от жёлтой лихорадки через два месяца после прибытия на остров, в июле 1802 года.

Узнав, что генерал Жан Жозеф Амабль Юмбер (один из руководителей экспедиции Сан-Доминго) закрутил роман с Полиной, Бонапарт заставил его вернуться во Францию и лишил всех титулов.

Жан Жозеф Амабль Юмбер
Жан Жозеф Амабль Юмбер

В Сан-Доминго прибывшие столкнулись с разрушительными последствиями желтой лихорадки, свирепствовавшей уже много лет. Генералу Леклерку приходилось лавировать между умиротворением повстанцев, управлением войсками и интрижками Полины с офицерами, которые стали главной темой разговоров на острове. Хотя климат сказывался на здоровье Полины, она и Дермид страдали от приступов желтой лихорадки, она находила время, чтобы заводить любовников. Чтобы занять себя, Полина собрала коллекцию местной флоры и создала зверинец, в котором обитали местные животные.

Вместе с тем Полина проявляла сострадание, превратила свой дом в полевой госпиталь и заставляла завсегдатаев её салонов посвящать себя, как и она, уходу за больными. Неверная жена, она мужественно заботилась о муже, который тоже заразился жёлтой лихорадкой. 22 октября 1802 года Леклерк умер. Врач из военного госпиталя в Лё-Кап (Кап-Аитьен) поставил диагноз лихорадка, «вызванная телесными и душевными невзгодами, которые перенес генерал».

Полина постригла волосы, положила их в гроб мужа и семь дней спустя вернулась в материковую Францию с Дермидом и забальзамированными останками. Она скорбела лишь столько, сколько предписывал протокол, после чего возобновила жизнь, насыщенную любовными увлечениями.

Роман с любимым актёром Наполеона

11 февраля Полина прибыла в Париж и поселилась у старшего брата Жозефа. Ходили слухи, что она привезла золото и драгоценности в гробу Леклерка, украденные у коренных народов Сан-Доминго, но это было не так. От Леклерка она унаследовала 700 000 франков ликвидных активов.

Полина увлекалась Франсуа Жозефом Тальма, знаменитым актёром. Наполеон дружил с Тальма, он восхищался его игрой, они часто обедали вместе. Ходили слухи, что Наполеон брал уроки хороших манер у актёра. Но браки и союзы семьи Бонапарт планировались с целью укрепления политического и социального положения императорской династии. Роман Полины с актёром, даже известным, мог быть расценен как нарушение социальных норм того времени и использован его противниками для дискредитации семьи Бонапарт. Франсуа Жозеф Тальма происходил из семьи ремесленников, что ставило его в социальном отношении вне аристократических кругов.

Наполеон пытался обручить её, но безуспешно, с Франческо Мельци д’Эрилем, герцогом Лоди и вице-президентом наполеоновской Итальянской Республики. Посланник папы Пия VII Джованни Баттиста Капрара предложил Камилло Боргезе, князя ди Сульмона и Россано, римского дворянина, который был безумно влюблён в Полину.

Княгиня Боргезе

Красивый, элегантный, обаятельный и очень богатый князь обладал всеми качествами, чтобы нравиться дамам высшего света, хотя он и был человеком с посредственным интеллектом. Окрыленный перспективой породниться с семьей аристократа столь высокого происхождения Наполеон охотно согласился на брак сестры с Боргезе.

Зная о неиссякаемом сексуальном аппетите Полины, Наполеон писал ей: «Люби мужа своего, делай счастливым свой дом и, главное, не будь легкомысленной и капризной. Тебе уже двадцать четыре года и следует вести себя зрело и разумно».

После свадьбы в ноябре 1803 года в замке Мортефонтен Полина получила титул княгини, годовой доход в 70 000 франков, недвижимость и целый штат прислуги. Полина стала полноправным членом одной из старейших и уважаемых семей папского города, которой принадлежало несколько роскошных поместий, включая виллу Боргезе и палаццо Боргезе.

Портрет Камилло Боргезе., Франсуа Кинсон
Портрет Камилло Боргезе., Франсуа Кинсон

Муза парижского общества она очаровала и Вечный город. Полина умела подчеркнуть свою красоту, «скульптурное лицо», гибкое тело с кожей молочно-белого цвета, с маленькой упругой грудью, изящными бёдрами, прекрасными руками и ногами. Она знала, что приходилась во вкусе того времени, хотя говорила о своих преимуществах приземлённо, как дарованных природой.

Но в Риме Полина начала скучать и снова искать утешения в любовниках. Смерть от малярии сына Дермида в возрасте 6 лет, в чём Полина винила супруга, потому что он убедил её отправить ребенка провести лето в жарком Фраскати, в доме её дяди Люсьена Бонапарта, непоправимо испортила их отношения.

Венера Победительница Антонио Канова

В 1804 году Камилло заказал Антонио Канове, самому известному скульптору Италии в то время, увековечить свою жену в статуе из белого мрамора. Канова уже сделал несколько изображений Наполеона, и было вполне естественно ваять любимую сестру императора. Он хотел изобразить княгиню в образе Дианы, но капризная Полина отказалась и пожелала быть воплощенной в образе Венеры Победительницы суда Париса, о чем свидетельствует яблоко, которое она держит в руке, предназначенное «самой красивой из богинь».

Полина Боргезе в мастерской Антонио Канова, Лоренцо Вальес
Полина Боргезе в мастерской Антонио Канова, Лоренцо Вальес

Канова организовал свою мастерскую так, чтобы полностью посвятить себя работе, и получил за это 6000 скуди. Решение позировать обнаженной потрясло скульптора, его руки тряслись, когда он снимал форму-слепок с её безупречной фигуры. Статуя не предназначалась для показа широкой публике, но быстро стала известна и вызывала восхищение с оттенком скандала. Все задавались вопросом, действительно ли она позировала, обнажившись, на что сама Полина лукаво отвечала: «любая завеса падает перед Канова!».

Когда Камилло увидел скульптуру, то воскликнул: «Ты позировала вот так обнаженной перед Канова?!». Полина быстро отреагировала: «Но в комнате был камин и она хорошо протапливалась!».

Полина торжествует в своей чувственной наготе, полулежа на изящной софе в стиле агриппина, украшенной растительными мотивами и пальметтами. Для создания впечатления реалистичности фигуры скульптор нанёс на поверхность легкий слой расплавленного воска, который окрасил мрамор в нежный розоватый тон. Когда-то работой восхищались при свете свечей, и вся она была пронизана нежным блеском, способным вызывать изумление. Канова ещё больше поразил современников, заставив скульптуру вращаться. Он вставил в основание композиции поворотный механизм.

В 1808 году Камилло перевёз статую из палаццо Боргезе в Турин подальше от любопытных глаз, где от имени наполеоновской империи исполнял обязанности генерал-губернатора трансальпийских департаментов. В том же году в Турин был приглашен Никколо Паганини, завоевавший симпатии княгини Полины Боргезе, которая уехала с ним в уединенное место в долинах Пьемонта.

Когда в 1815 году Наполеон потерпел поражение при Ватерлоо, работа потеряла праздничный аспект. Она вернулась в Рим и оставалась выставленной в палаццо Боргезе до 1820 года, после чего Камилло, по просьбе самой Полины, спрятал статую, которая к тому времени могла показаться даже «неприличной». На самом деле скульптура продолжала вызывать болезненное любопытство, до такой степени, что слуги показывали её всем желающим увидеть «обнажённую Полину» за определенную плату.

Среди многих замечательных вещей в палаццо Боргезе сохранилась ванна, принадлежавшая Полине. Чтобы сохранять кожу мягкой и белоснежной она каждый день принимала ванну, наполненной ослиным молоком.

С 1808 года Камилло и Полина жили раздельно, она покинула Пьемонт, переехала в замок Нейи, недалеко от Парижа, где держала своего рода двор, проводила время в Ницце и в других популярных здравницах и курортах. Страстная и независимая она вела экстравагантную светскую жизнь, которая контрастировала со сдержанной личностью Боргезе.

Роман с Огюстом де Форбеном

Во время спа-тура в город горячих источников Пломбьер-ле-Бен она влюбилась в Огюста де Форбена, отпрыска знатного провансальского рода, который оставил военную карьеру и решил посвятить себя живописи. Протеже Наполеона, в 1804 году он получил должность камергера Полины.

Портрет Полины Бонапарт, княгини Боргезе, герцогини Гвасталлы, Робер Лефевр, 1806
Портрет Полины Бонапарт, княгини Боргезе, герцогини Гвасталлы, Робер Лефевр, 1806

В 1806 году Наполеон сделал сестру принцессой и герцогиней Гвасталлы, которую она позже продала за шесть миллионов франков герцогу Пармскому, оставив себе только титул принцессы Гвасталлы.

Полина и Огюст де Форбен были любовниками с 1805 по 1807 год и проводили время в замке Миньяр в Экс-ан-Провансе, шато де ла Барбен, в отеле де Форбен, принадлежащем семье Форбен. Франсуа-Рене де Шатобриан писал об этом периоде (лето 1805 года) в «Замогильных записках»: «Мсье де Форбен находился тогда в состоянии блаженства. Его настолько переполняло счастье, словно он не касался земли».

Путешествуя в паланкине, 22 мая 1807 года она торжественно въехала в Экс-ан-Прованс, и остановилась в Отеле де Форбен. С балкона особняка она смотрела на фестиваль в честь Праздник Тела и Крови Христовых (финансируемый из ее собственной казны) и получила благословение архиепископа Экс-ан-Прованса Жерома Шампиона де Сисе. Фестиваль, учрежденный ещё королем Рене Добрым, длился два дня и собирал огромные толпы любопытных зрителей.

Возлюбленный предложил ей продолжить роман в прохладной и очаровательной обстановке замка де ла Барбен, где её будуар был украшен Франсуа Мариусом Гране. Говорят, что в садах, спроектированных Андре Ленотром, княгиня купалась обнаженной в большом бассейне, её охраняли камердинеры, повернувшись спиной.

Жители Экса также помнят историю о ваннах принцессы Полины. Из района Миньяр доярки ежедневно поставляли 80 литров ослиного или козьего молока. Какое-то время молоко стало дефицитным на рынке Экса. Но когда оно вновь появились, некоторые потребители отмечали ярко выраженный вкус духов. Последовало расследование, и разразился скандал, когда выяснилось, что недобросовестные итальянские слуги в замке перепродавали молоко, использованное после ванн.
Ещё говорят, что во время визитов Полины, деревенская молодёжь била по воде в прудах, чтобы отогнать лягушек, которые мешали ей спать.

Обманутый муж пожаловался Наполеону о поведении Полины. Наполеон призвал Форбена на свою сторону и присвоил ему титул барона Империи. В письме к Полине он упрекал сестру: «Если ты упорствуешь в таком образе жизни, не рассчитывай на меня. Я не приму тебя, пока ты не прекратишь разногласия с мужем. Договорись с князем и постарайся жить достойно моего имени и своего рода».

Полина аргументировала свои любовные похождения тем, что у него крошечный пенис, который далеко не удовлетворяет её ожиданиям и желаниям. Она писала дяде: «Я предпочла бы остаться вдовой Леклерка с доходом всего в 20 000 франков, чем выйти замуж за евнуха».

Автор портрета Мари-Гийемин Бенуа, 1808 год
Автор портрета Мари-Гийемин Бенуа, 1808 год

В сладкой жизни «маленькой язычницы», как называл её Наполеон, ничего не изменилось. По настоянию брата она оставалась в браке, но демонстрировала полную свободу, расширяя список любовников, – композитор Феличе Бланджини, неотразимый командир эскадрона Арман де Канувиль, драгунский капитан Ахилл Турто де Септей…

Отношения с Наполеоном в изгнании

Сохранилось много свидетельств, рассказывающих о капризном и легкомысленном характере Полины, за что её прозвали «королевой капризов». Но после падения Наполеона только Полина осталась верна ему и в невзгодах. 31 октября 1814 года она переехала на Эльбу. Полина продала свои активы и деньги тратила на то, чтобы сделать его существование на острове комфортным. Она купила для него виллу Сан-Мартино за 200 000 франков, в 6 км от Портоферрайо, в которую Наполеон буквально влюбился во время прогулок верхом по крошечному острову.

Вилла Сан-Мартино
Вилла Сан-Мартино

Это была свободная и независимая женщина, которая сумела облегчить дни ссылки брата. Единственная, кому удавалось заставить Наполеона улыбаться, благодаря своей беззаботности, то, что всегда характеризовало её жизнь. И уныние брата она терпела молча и смиренно.

Хотя Полина скрывала в душе печаль из-за сложившихся тяжелых обстоятельств, ей было радостно проводить столько времени с обожаемым братом. Во время прогулок по сельской местности острова они любовались родной Корсикой, островом, который можно было увидеть издалека. Перед ними открывался волшебный пейзаж в окружении гор и моря. «Как прекрасен мир!», – однажды воскликнула Полина.

В «Мемориале Святой Елены» (дневнике-мемуаре, записанном Эммануэлем де Лас Казом на основании его разговоров с Наполеоном Бонапартом на острове Святой Елены) Наполеон вспоминал о щедрости сестры: «Полина была слишком расточительна, слишком привыкла к чрезмерным тратам. Мои подарки могли бы обогатить ее, но она любила роскошь и, будучи милосердной, отдавала все. Моя мать была права, когда говорила, что с такой расточительностью можно оказаться в больнице!».

Полина с бюстом Наполеона, Робер Лефевр, 1806 год
Полина с бюстом Наполеона, Робер Лефевр, 1806 год

Отношения Наполеона и Полины основывались на чувстве глубокой привязанности, уходящей корнями в прошлое, когда она была ещё девочкой и с радостью ждала возвращения брата из военной школы в Бриен-ле-Шато.

Когда Наполеон вернулся к власти в период «Ста дней» (20 марта 1815 года – 8 июля 1815 года), Полина отдала ему бриллианты Боргезе для финансирования кампании Ватерлоо, что стало причиной юридических споров с Камилло Боргезе. Она пыталась присоединиться к Наполеону в ссылке на острове Святой Елены, но тщетно. Охраняемая союзниками во время «стодневной авантюры» на вилле Компиньяно в Лукке она смогла добраться до Рима, где попыталась сблизиться с мужем, который отверг ее, помня о нанесенных обидах. Только благодаря посредничеству кардиналов Альбани и Консальви Камилло согласился подписать финансовое соглашение в 1816 году. С тех пор Полина жила на вилле Шарра, переименованной в виллу Паолина, недалеко от Порта Пиа, подолгу бывая в Тоскане, в Баньи-ди-Лукка и в Пизе.

Последняя любовь «Венеры Победительницы»

Во время представления оперы «Тайный брак» Гаэтано Доницетти в «Театро Арджентина» в декабре 1820 года Полина встретила молодого музыканта Джованни Пачини. Она уже не была той идеальной красавицей, которая соблазняла салоны Парижа и Рима, но оставалась женщиной большого обаяния и самой обсуждаемой персоной среди старой и новой аристократии Европы.

Ему было двадцать четыре года. Родом из Катании, он был популярным музыкантом и оперным певцом, своего рода вторым Россини. Неизвестно действительно ли Джованни Пачини влюбился в Полину или был просто польщен тем, что произвел впечатление на сестру Наполеона, но между ними завязались страстные отношения. Ходили слухи, что она без ума от него, а он использовал ее ради своей карьеры.

Автор литографического портрета Йозеф Крихубер
Автор литографического портрета Йозеф Крихубер

Полина жила в Риме с обычной пышностью в отреставрированной и отремонтированной вилле Шарра, устраивала изысканные приемы, на которые приглашала музыкантов, певцов, художников и всех сторонников Наполеона, проезжавших через Рим.

Известие о смерти императора нарушило эту идиллию. Полина была в отчаянии. Только Пачини, к которому она была болезненно привязана, удавалось ее утешить. Когда Мария-Луиза Испанская назначила Пачини капельмейстером в Лукка, это стало новым ударом для Полины. Из-за слабого здоровья ей пришлось ждать несколько месяцев, чтобы последовать за ним. Но её любовь к жизни ещё брала верх.

Пачини поселился в Виареджо, где построил дом. Полина, чтобы быть ближе к возлюбленному, переехала в Виареджо. Она решила построить виллу в окружении природы, с видом на море, по проекту архитектора Джованни Лаццарини. Как все виллы и дворцы, где жила Полина, дом был обставлен мебелью в стиле ампир, чтобы напоминать о годах наполеоновского величия и, прежде всего, подтверждать её статус принцессы.

На вилле в Виареджо, которая находилась напротив пляжа (где 16 августа 1822 года, кремировали тело Перси Шелли по просьбе его друга лорда Байрона), они пережили безумную и мучительную из-за её ревности любовь. В конечном итоге она казалась последней надеждой для больной Полины, но Джованни чувствовал тяжесть связи с взрослой, невротичной и болезненной женщиной. Она устраивала ему сцены ревности, он соглашался работать в Риме и Триесте, просто чтобы сбежать. В 1824 году он уехал в Неаполь, где в мае 1625 женился. Для Полины это был конец.

Одинокая, поражённая болезнью, отчаявшаяся женщина обратилась к Папе Пию VII с просьбой помочь примириться с мужем, который жил во Флоренции. Папа убедил князя принять обратно жену, за три месяца до ее смерти. Причиной смерти была названа «опухоль желудка», но, возможно, это был туберкулез легких. Большую часть жизни Полина страдала от воспаления придатков матки (сальпингоофорита).

Она испустила последний вздох в палаццо Сальвиати-Боргезе во Флоренции 9 июня 1825 года. В своем завещании Полина не забыла никого из дорогих ей людей. Она помнила даже дам, которые были у нее в маленьком дворе Турина. Её похоронили в фамильной часовне базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме, где она покоится рядом с могилами Папы Павла V Боргезе и Папы Климента VIII Альдобрандини.