Найти тему

Казахстан получил из России шесть новых многоцелевых истребителей Су-30СМ

Эти самолеты, обозначенные красными бортовыми номерами «51»–«56», были приписаны к 602-й авиабазе в Шымкенте, в результате чего общий парк самолетов Су-30СМ в Казахстане достиг 30 самолетов. Фото: Министерство обороны Казахстана
Эти самолеты, обозначенные красными бортовыми номерами «51»–«56», были приписаны к 602-й авиабазе в Шымкенте, в результате чего общий парк самолетов Су-30СМ в Казахстане достиг 30 самолетов. Фото: Министерство обороны Казахстана

Военка. Российское и зарубежное военное обозрение. 29 августа 2024 г. - Как сообщают профильные СМИ, Силы воздушной обороны Казахстана недавно получили шесть многоцелевых истребителей Су-30СМ из России. Эти самолеты, идентифицированные по бортовым номерам «51»–«56» красного цвета, были выделены для 602-й авиабазы в Шымкенте. Эта поставка продолжает серию приобретений, которые постепенно увеличили парк Су-30СМ Казахстана, который теперь составляет 30 самолетов. Новые самолеты будут эксплуатироваться вместе с самолетами Су-25, уже размещенными на базе, заменив МиГ-29, которые были выведены из эксплуатации и проданы на металлолом в ноябре 2023 года.

Су-30СМ были произведены на Иркутском авиационном заводе, входящем в состав Объединенной авиастроительной корпорации России, в рамках текущих военных закупочных отношений между Казахстаном и Россией. Эти отношения начались с контракта 2014 года, который привел к поставке первой партии Су-30СМ в Казахстан в 2015 году. Первоначальный контракт стоимостью около 5 миллиардов рублей (54 333 550 долларов США) привел к размещению четырех Су-30СМ на 604-й авиационной базе в Талды-Кургане. Последующие контракты продолжали основываться на этом первоначальном приобретении.

В декабре 2015 года Казахстан подписал второй контракт на восемь дополнительных Су-30СМ. Поставки были разнесены: первые два самолета прибыли в декабре 2016 года, еще одна пара — в декабре 2017 года, а последние четыре — в декабре 2018 года. Третий контракт, подписанный в августе 2017 года, включал рамочное соглашение еще на 12 Су-30СМ. Это соглашение привело к поставке восьми истребителей в период с 2019 по 2020 год, а еще четыре были поставлены в конце 2020 года. Один из этих самолетов был потерян в результате летного происшествия в апреле 2021 года.

Уважаемые читатели, друзья, буду благодарен Вам за подписку на Военку в ДЗЕНЕ, чтобы не пропустить новые публикации и поддержать автора. Спасибо каждому!

В конце 2023 года Силы воздушной обороны Казахстана подписали еще один контракт с Россией на поставку десяти дополнительных истребителей Су-30СМ. Этот контракт, о котором сообщил заместитель главнокомандующего Силами воздушной обороны Казахстана по вооружению полковник Ержан Нильдибаев, является частью стратегии страны по модернизации своего парка.

Первые шесть самолетов по этому контракту были поставлены в начале 2024 года, а оставшиеся четыре ожидаются к концу года. Казахстан решил продолжить закупку Су-30СМ, несмотря на предложения Франции о поставке самолетов Rafale. Сообщается, что на это решение повлияли соображения относительно соотношения цены и качества российских истребителей и преимущества стандартизации парка.

В состав ВВС Казахстана также входят разнообразные истребители, некоторые из которых прошли значительную модернизацию. Су-27, на вооружении которого находится 20 самолетов Су-27 и четыре самолета Су-27УБ, остается ключевым элементом ВВС Казахстана. В период с 2007 по 2010 год десять из этих самолетов были модернизированы до вариантов Су-27БМ2 и Су-27УБ2 на 558-м авиационном ремонтном заводе в Барановичах, Беларусь.

Флот также включает 12 самолетов непосредственной авиационной поддержки Су-25 и Су-25СМ, а также два варианта Су-25УБ/УБМ. Эти самолеты в настоящее время модернизируются до стандарта Су-25СМ/УБМ на том же белорусском предприятии. Между тем, МиГ-29 Казахстана, когда-то являвшиеся основой его ВВС, были выведены из эксплуатации в 2023 году, а 12 МиГ-29 и два МиГ-29УБ были помещены на хранение и выставлены на продажу. Аналогичным образом, парк перехватчиков МиГ-31, который включал 31 вариант МиГ-31БМ, также был выведен из эксплуатации и выставлен на продажу в соответствии с «пунктом об утилизации».

Су-30СМ — многоцелевой истребитель, разработанный ОКБ Сухого для ВВС России, произошедший от варианта Су-30МКИ, изначально разработанного для ВВС Индии в середине 1990-х годов. Сам Су-30МКИ произошел от советского истребителя Су-27. Су-30СМ совершил первый полет в 2012 году, будучи адаптированным под конкретные требования российских военных, в частности, в части авионики, вооружения и бортовых систем.

Производимый Иркутским авиационным заводом, Су-30СМ отличается маневренностью, во многом благодаря двигателям с управляемым вектором тяги и переднему горизонтальному оперению. Эти особенности позволяют самолету выполнять маневры, полезные для воздушного боя. Это двухместный истребитель с тандемной конфигурацией кабины, что позволяет пилоту и офицеру по системам вооружения координировать действия. Самолет предназначен для выполнения различных задач, включая завоевание превосходства в воздухе, атаку наземных целей, разведку и обучение пилотов будущих одноместных истребителей.

Что касается вооружения, то Су-30СМ оснащен разнообразным комплексом вооружения, подходящим как для ведения боя «воздух-воздух», так и для боя «воздух-поверхность». Самолет имеет двенадцать узлов подвески, на которых могут размещаться управляемые ракеты, бомбы и неуправляемые ракеты. Он вооружен 30-мм пушкой ГШ-30-1 и может нести до 8000 кг боевой нагрузки. Она включает в себя комбинацию ракет класса «воздух-воздух» средней и малой дальности, управляемых ракет класса «воздух-поверхность» и бомб, что позволяет ему поражать как воздушные, так и наземные цели.

Кроме того, Су-30СМ может быть оснащен контейнерами РЭБ, лазерными дальномерами и системами наведения для повышения его оперативной эффективности. Комплект авионики Су-30СМ включает в себя РЛС с фазированной решеткой, которая может отслеживать несколько целей одновременно и противодействовать мерам РЭБ. Радиолокационная система Н0011М «Барс» способна отслеживать до 15 целей одновременно и поражать до 4 одновременно.

Самолет также оснащен системами радиоэлектронной борьбы, такими как «Сорбция» и «Хибины», которые предназначены для нарушения работы радаров и ракетных систем противника, тем самым повышая выживаемость самолета в сложных условиях. В кабине пилотов установлены современные дисплеи и нашлемные целеуказатели, обеспечивающие пилотам повышенную ситуационную осведомленность.

Су-30СМ имеет размах крыла 14,70 метра, длину 21,94 метра и высоту 6,375 метра, площадь крыла 62 квадратных метра. Нормальный взлетный вес составляет 24 900 кг, максимальный взлетный вес — 34 500 кг. Самолет оснащен двумя турбовентиляторными двигателями АЛ-31ФП, каждый из которых развивает тягу 12 800 кгс, что позволяет Су-30СМ развивать скорость до 2125 км/ч на высоте и 1350 км/ч на малых высотах. Истребитель имеет практическую дальность полета 3000 километров и потолок 17 300 метров, экипаж состоит из двух человек.

Уважаемые читатели, друзья, буду благодарен Вам за подписку на Военку в ДЗЕНЕ, чтобы не пропустить новые публикации и поддержать автора. Спасибо каждому!