Найти в Дзене

Диссертация: "Инновационные технологии в системе Федерального казначейства: механизмы развития и повышения эффективности".

Оглавление

Диссертация исследует актуальную проблему повышения эффективности управления государственными финансами в контексте цифровизации и внедрения инновационных технологий. Центральным объектом исследования выступает система органов Федерального казначейства России как ключевого звена, отвечающего за распределение и контроль бюджетных средств. Автор подробно рассматривает сущность и содержание государственно-управленческих инноваций: анализирует различные подходы к определению понятия, разрабатывает собственную дефиницию и предлагает авторскую классификацию. Отдельное внимание уделяется информационно-коммуникационному обеспечению управления в УФК по Волгоградской области: оценивается уровень цифровизации, анализируются используемые информационные системы и технологии, предлагаются пути их совершенствования.

Фрагмент диссертации предоставлен для ознакомления. Диссертация состоит из 92 страниц. Оригинальность 62%.

Отчет о проверке.
Отчет о проверке.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

1.1. Сущность и содержание государственно-управленческих инновационных технологий

1.2. Методология исследования использования инновационных технологий управления в государственном секторе

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УФК ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Использование инновационных технологий управления в разрезе структурных и функциональных особенностей УФК по Волгоградской области

2.2. Информационно-коммуникационное обеспечение управления в УФК по Волгоградской области

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

3.1. Совершенствование организационно-информационного обеспечения функционирования механизма управления финансовыми ресурсами государства

3.2. Рекомендации по имплементации зарубежного опыта применения инновационных технологий в практику функционирования российской казначейской системы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Актуальность темы. Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими задачами. Тенденции и факторы, которые оказывают существенное влияние на современном этапе развития общества, обусловливают прежде всего необходимость адекватного, масштабного и быстрого обновления эффективности системы федеральных органов исполнительной власти, государственной службы и экономики путем внедрения широкого круга инновационных технологий, в частности, таких как: системы анализа, прогнозирования и стратегического планирования государственной политики; бюджетного прогнозирования и планирования, системы стратегического планирования, внутреннего контроля и аудита; функционального обследования органов исполнительной власти; их прозрачности, открытости и подотчетности; единых стандартов управления персоналом в этих органах.

Актуальность научных исследований проблематики, связанной с инновационными трансформациями системы государственного управления, обусловлена и внутрисистемными потребностями государственного аппарата по обеспечению эффективности деятельности органов исполнительной власти. Однако процессы внедрения инновационных технологий в федеральных органах исполнительной власти в России являются долговременными и не всегда удачными. В условиях экономического кризиса, повышается роль учреждений, аккумулирующих государственные финансовые ресурсы и осуществляющих контроль за их целевым использованием. Одной из таких структур является Федеральное казначейство, создание которого было вызвано потребностью в эффективном управлении значительными денежными средствами.

В системе государственного управления финансами развитие института казначейской дела является важным инструментом как распоряжения бюджетными средствами, так и активности субъектов экономики, что влияет на ход структурных реформ в РФ. В этом контексте значение результатов работы Федерального казначейства приобретает все больший смысл, ведь эффективность использования государственных финансов зависит от надлежащей системы обоснования управленческих решений и должна отвечать национальным интересам. Казначейская служба наделена широкими полномочиями в сфере государственных финансов. Институционально закрепленное финансовое управление в государстве остается основой его социально-экономического развития. Преследуя цели информированности общества и первичности государственных финансов как устойчивой основы обеспечения стабильности макроэкономической среды и финансовой системы страны, что вызывает устойчивый и сбалансированный рост, текущее государственное управление РФ ориентировано на реализацию комплексного пакета структурных реформ, в том числе и внедрения инновационных технологий в деятельность Казначейства России.

Степень изученности темы. Роль и место инновационных технологий в федеральных органах исполнительной власти исследованы отечественными учеными: И.А. Анахаевой, С.Р. Баисовой, Т. Е. Бейдиной, А.Г. Волковой, Н.С. Гегедюш, Е.А. Горловой, С.В. Клюзиной, Т.Ю. Лушниковой, Ю.В. Никулиной, Т.Г. Орловой, М.А. Поповой, Е.Ю. Романенко, Т.В. Усковой, И.А. Шалаевой, Ю.В. Яковец, Н.В. Якуб и др. Выявлению направлений применения инновационных технологий в федеральных органах исполнительной власти посвящены работы: Е.И. Добролюбовой, М.А. Зыковой, Л.Г. Киселевой, Т.В. Смирновой, Т.Н. Трушкиной, С.К. Хамирзовой и др. Однако, пути совершенствования организационно-информационного обеспечения функционирования механизма управления финансовыми ресурсами исследованы, в настоящее время недостаточно.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методических основ развития региональной системы органов Федерального казначейства на основе применения современных инновационных технологий.

Для достижения поставленной цели, в диссертации решаются следующие задачи:

- раскрыть сущность и содержание государственно-управленческих инновационных технологий:

- обобщить методологические основы исследования практики использования инновационных технологий управления в органах Федерального казначейства;

- провести анализ опыта использования инновационных технологий управления в разрезе структурных и функциональных особенностей УФК по Волгоградской области;

- выявить особенности информационно-коммуникационного обеспечения управления в УФК по Волгоградской области;

- обосновать направления совершенствования практики организационно-информационного обеспечения функционирования системы органов Федерального казначейства по Волгоградской области;

- разработать рекомендации по повышению эффективности применения инновационных технологий в практику функционирования российской казначейской системы.

Объектом исследования выступает система органов Федерального казначейства по Волгоградской области.

Предметом исследования является механизм применения инновационных технологий управления в системе органов Федерального казначейства.

Методы исследования. Для реализации поставленных в магистерской диссертации цели и задач был применен комплекс общенаучных и специальных методов. При определении сущности и содержания государственно-управленческих инновационных технологий и методологии их исследования использованы методы обобщения и монографический. Путем использования дедуктивного метода охарактеризовано использование инновационных технологий управления в деятельности УФК по Волгоградской области. Метод обобщения независимых характеристик применялся при исследовании информационно-коммуникационного обеспечения управления в УФК по Волгоградской области. С помощью структурно-функционального метода обобщены предложения по совершенствованию организационно-информационного обеспечения функционирования механизма управления финансовыми ресурсами государства. Индуктивный метод применен для обоснования возможностей имплементации международного опыта применения инновационных технологий в практику функционирования российской казначейской системы.

Научная новизна полученных результатов определяется новым решением важной научно-практической задачи, которая заключается в разработке основных направлений применения инновационных технологий управления в федеральных органах исполнительной власти. В частности, в магистерской диссертации:

- сформулировано понятие "государственно-управленческие инновации". Государственно-управленческие инновации – это масштабные последствия качественных изменений (осуществленных в рамках государственно-управленческих реформ) в составляющих системы органов государственной власти, их взаимосвязях, гражданском обществе, его взаимоотношениях с указанной системой в процессе формирования и реализации государственной, региональной и местной политики.

- обоснован комплексный механизм государственно-управленческих инноваций, представляющий собой логическую взаимосвязь механизмов, которые обеспечивают инициирование инноваций, функционирования системы органов государственной власти в режиме нововведений и целенаправленное формирование предпосылок для успешного осуществления государственно-управленческих реформ инновационным путем.

- предложена классификация государственно-управленческих инноваций, построенная по выбранным критериям и основным формально-логическим правилам. Ее научная новизна заключается в систематизированном отражении инноваций по наиболее важным признакам, характеризующим успешность их распространения. Ее практическая ценность заключается в ее использовании как прогнозно-управленческого инструмента для поддержки принятия решений. Классификация, основана на базовых (необходимых и достаточных) признаков. Эта классификация может быть конкретизирована в зависимости от особенностей условий инновационного развития системы органов государственной власти;

- обосновано информационное и структурное обеспечение организационного механизма управления финансовыми ресурсами государства в системе Федерального казначейства путем систематизации, информатизации и технологизации процессов казначейского обслуживания;

- рекомендована имплементация зарубежного опыта государственного управления государственными финансами в российскую практику с использованием технической и административной составляющих организационного механизма государственного управления в системе Федерального казначейства.

Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

1.1. Сущность и содержание государственно-управленческих инновационных технологий

Государственно-управленческие инновации являются особым видом в общем поле многообразия нововведений. Нововведения в системе органов государственной власти целесообразно рассматривать как разновидность управленческих (социальных) инноваций, сущность которых, в частности частично характеризует их предметное поле (поле действия).

-3

Инновации в государственных органах Т.Ю. Лушникова характеризует по следующим признакам:

- производственные (новые технологии, методы обслуживания, организации деятельности);

- социально-экономические (новая организация труда, улучшение условий и характера труда, повышение качества услуг);

- управленческая (новые структуры аппарата управления, методы принятия решений, управленческие технологии, формы контроля, средства обработки информации).

Более приближенное понимание сущности государственно-управленческих ("реформаторских") инноваций представлено в авторской классификации Ю.В. Яковца, который выделяет государственно-правовые нововведения и распределяет их на инновации в государственной власти (новые формы организации государственной власти и управления на муниципальном, региональном, национальном и межгосударственном уровнях) и правовые (принятие или корректировка правовых документов, организации выборов и обновления государственных органов и т.п.). Современное понимание сущности "реформаторских" инноваций предопределяет необходимость уточнения указанных выше признаков классификации. В частности, учитывая широкое понимание системы государственного управления (далее – ГУ): как системы, включающей главу государства, органы законодательной и исполнительной власти, конституционного и административного судопроизводства, прокуратуры. Кроме того, содержание реформ касается масштабных изменений в системе местного самоуправления (далее – МСУ) и обществе. Основой для уточнения признаков государственно-управленческих ("реформаторских") инноваций является предварительно указанное понятие "государственно-управленческие реформы".

-4
-5

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УФК ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Использование инновационных технологий управления в разрезе структурных и функциональных особенностей УФК по Волгоградской области

Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (далее – УФК по Волгоградской области):

- является территориальным органом Федерального казначейства (далее ФК), созданным в границах Волгоградской области, и находится в непосредственном подчинении ФК;

- взаимодействует в пределах своей компетенции с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), органами исполнительной власти субъектов РФ (государственными органами субъектов РФ), органами местного самоуправления (муниципальными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами РФ, Банком России и его территориальными учреждениями, иными организациями;

- в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам исполнения соответствующих бюджетов, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, правовыми актами ФК и Положением "Об управлении федерального казначейства по Волгоградской области"[1];

- является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.

Место нахождения УФК по Волгоградской области – г. Волгоград, Коммунистическая ул., 28А.

Финансовое обеспечение деятельности УФК по Волгоградской области осуществляется за счет средств федерального бюджета. Образование, реорганизация или упразднение УФК по Волгоградской области осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.

Основные задачи деятельности УФК по Волгоградской области представлены на рис. 2.1.

-6

Организационная структура УФК по Волгоградской области схематично отображена на рис. 2.2.

-7

УФК по Волгоградской области имеет относительно стабильную структуру и содержит двадцать отделов (бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов; операционный; обслуживания силовых ведомств; кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов; доходов; ведения федеральных реестров; технологического обеспечения; кассового обслуживания исполнения бюджетов; административно-финансовый; информационных систем; централизованной бухгалтерии; функционирования контрактной системы; организационно-аналитический; контрольно-ревизионный отдел в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы; контрольно-ревизионный отдел в социально-экономической сфере; государственной гражданской службы и кадров; внутреннего контроля и аудита; юридический; режима секретности и безопасности информации; мобилизационной подготовки и гражданской обороны), а также отделы, созданные для осуществления функций УФК по Волгоградской области на территории Волгоградской области: № 1, № 2, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16, № 17, № 18, № 19, № 20, № 21, № 22, № 23, № 24, № 25, № 26, № 27, № 29, № 30, № 31, № 32, № 33, № 34, № 37, № 39, № 41 и два центра (межрегиональный центр защиты информации и пилотный центр по защите информации). На основании Приказа УФК по Волгоградской области "О распределении обязанностей между руководителем УФК по Волгоградской области и его заместителями" от 30.08.2018 №604-ОД[1], распределение обязанностей между руководителем УФК по Волгоградской области и его заместителями. Малышева Вера Васильевна организует работу УФК по Волгоградской области и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Управление задач и осуществление Управлением установленных функций.

-8