Найти тему
Агролига России

РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА

Как выжить в этом мире виражей, в котором скорость и глубина изменений превышают все мыслимые масштабы, а масс-медиа упорно «поливают» нас готовыми рецептами восприятия окружающей действительности, словоохотливо убеждая, что это мы сами так все и решили?

Впрочем, не стоит прогибаться под иррациональный мир; стоит подумать, как его «подправить» и сделать более управляемым! Один из главных вопросов сегодня – продовольственная безопасность. Обвал фондового рынка и падающий индекс Мосбиржи – прозрачный намек на ясноеторможение нашей экономики из-за буржуйских санкций и монетарной политики (государства). 

За экспериментом по уходу от западной зависимости в условиях дорогих кредитов и галопирующей инфляции наблюдают не только страны глобального Юга. Весь мир! Нам приходится менять логику догоняющего весьма нестандартным путем – накапливать силы и разрабатывать алгоритмы по освоению новых рынков!

Как раз этой архиважной теме был посвящен круглый стол «Экспорт российских семян – пришло время действовать» врамках Всероссийского форума селекционеров и семеноводов «Русское поле 2024» 22 августа 2024 г.Модерировал круглый стол Лобач И.А., председатель Совета НО «Национальный Семенной Альянс», к. с.-х.н.

Яркими запоминающимися выступлениями отметилисьКеримов В.Р., зам. директора по семеноводству и развитию НЦЗ им. П.П. Лукьяненко, к. с.-х.н., Прянишников А.И., директор департамента селекции и семеноводства с.-х. культур АО «Щелково Агрохим», д-р с.-х.н., член-корреспондент РАН, Баймушкин Г.В., зам. директора по коммерческим вопросам НПО «Гавриш», Исламов М.Н., директор ООО «Кургансемена», к.с.х.н., д.э.н., представляющий НССиС. А еще трибуну для выступлений требовали представители Ирана, Алжира и других стран, демонстрирующих интерес к российской продукции.

Развитие семенного экспорта для России важно, как никогда. Так, по словам И.А. Лобача, на рынке вдруг оказалось 90 тыс. т семян кукурузы. Можно было бы аплодировать этому событию, если бы не тот факт, что внутренняя потребность составила 75 тыс. т! А для профицита объемом 15 тыс. т требовалось найти такоерешение, чтобы не «наказать» семеноводов. Может, все же стоит планировать?

Здравомыслящему человеку вполне понятно, что экспорт – инструмент балансирования рынка, служащий подтверждением конкурентоспособности отечественной селекционно-семеноводческой отрасли, убедительнымдоказательством качества семян и способствующий развитию селекционных программ.  

Пока что соотношение объемов импорта / экспорта семян (в денежном выражении) у нас составляет 97% : 3%, по сравнению с Канадой (46% : 54%) или КНР (45% : 55%), чтодостаточно характеризует развитие отечественного селекционно-семеноводческого комплекса. Следуетпризнаться, что по ряду высокотехнологичных направлений мы приотстали эдак на 20-30 лет по сравнению с Западом.

-2

Взаимоотношения аграрной отрасли и профильных министерств пока что похоже на состязание «нанайских мальчиков». Решение Минсельхоза о запрете экспорта ряда культур, например, твердой пшеницы, означалопрекращение внешней торговли семенами и неизбежные неустойки из-за нарушения договоров поставки.Документооборот, связанный с экспортом семян, постоянно обрастает невероятным количеством бумаг и требует кратного упрощения. Чиновнику ничто не мешаетпрекратить выдачу карантинных сертификатов на с.-х.культуры в период, например, подготовки постановления о приостановлении экспорта зерна твердой пшеницы. «Кабы чего не вышло» - знакомо? Наш селекционер – настоящий герой, если сумел зарегистрировать свой сорт за рубежом. Но продать туда семена невозможно, если сорт не районирован в нашей стране… Карантинный сертификат выдается на основании анализа образца семян, по правиламне меньше 1 кг… а что делать, если культуры мелкосемянные, например, томаты, а 1 кг – это вообще весь объем партии семян для продажи? «Эй вы там, наверху», проснитесь!

Как выйти на внешний рынок?

Первым делом – поинтересоваться почвенно-климатическими условиями целевых стран. Какие культуры там выращивают и в каком сортименте? Важен анализ потребительского рынка, законодательной базы в части семеноводства и оборота семян (господдержка, карантинные требования, патентная защита и возможность сбора роялти, наличие межправительственных соглашений и т.д.) Никуда не деться от маркетингового исследования продукции местных и международных компаний. Щупальца, ой, извините - продукты глобальны компаний можно обнаружить везде.Входящие в топ-4 корпорации покрывают 80% мировой торговли семенами… 

Сюрприз. Правила включения сортов в зарубежные национальные реестры могут отличаться от российских. Ах да, не забудьте поинтересоваться об общественно-политической ситуации в целевой стране, уровне кадрового обеспечения, возможном сотрудничестве с локальными научными учреждениями… Стоит учитывать национальные интересы партнеров, чтобы не прослыть захватчиками! А вот вывоз из РФ семян даже патентованных сортов… пока что не требует подтверждения в виде лицензионного договора, то есть позволяет организовывать поставкудельцам в обход интересов селекционера.

Тем не менее, есть целый ряд обнадеживающих примеров развития отечественных компаний, которые приобрели бесценный опыт на внешних рынках. 

НЦЗ им. П.П. Лукьяненко – лидер отечественного рынка зерновых культур, чьими сортами занято половина посевных площадей озимой пшеницы в России. Итоговые объемы экспорта кубанских семян – 50 тыс. т! Выгодоприобретатели такого сотрудничества – почти все республики экс-СССР и Турция. Да, вот беда: наша РЖД в своем развитии застряла в середине XX века и не соответствует новым вызовам, связанными с логистикой больших партий семян.

Прогресс в экспорте семян демонстрируют сегодня отечественные «Щелково Агрохим», и «Гавриш», и ряд других. И у каждого есть свои собственные наработки по преодолению внутренних и внешних барьеров на пути к экспорту. Тем самым Россия без лишнего стеснения демонстрирует всему миру «гены технологического суверенитета» и мощь экономики (особенно после того, как в интерпретации товарища Обамы она была «разорвана в клочья»).

-3

По экспертной оценке, потенциал экспорта семян зерновых колосовых культур может достигать 2, 5 млн. т., риса – 200 тыс. т, сои – 15 тыс. т, кукурузы 30 тыс. т, подсолнечника 10 тыс. т! 

Очевидно, что успехи отечественных компаний будут напрямую зависеть не только от результатов жесткой конкуренции при освоении семенных рынков, но и от решений профильных министерств. Увы, зачастую они неслишком учитывают интересы АПК и тем самым сильно тормозят развитие отрасли.

Опыт общения с аграриями учит, что в их глазах сорт и семена выступают куда более важным эмоциональным объектом, чем, скажем, удобрения или средства защиты растений. Но сам рынок развивают инновации - драйверы глобальной трансформации АПК, ведущие к переформатированию рынка агротехнологий в виде пакетных предложений семян, защиты растений, цифровых решений, консалтинга, баз данных и т.д. 

Вообще-то аграрию нужен лишь «урожай прибыли», который он может собрать с гектара, а не рекламируемые продукты или услуги. Рынок продавца превращается в рынок покупателя. Порой приходится хватать чемоданы и бежать, чтобы вокзал слишком быстро не скрылся из глаз. 

Переход от концепции продовольственной безопасности к экспансии на внешние рынки требует усилий как от отечественного АПК, так и от государства. Нам просто необойтись без адаптации нормативной базы в сфере карантина растений. Пора отказаться от излишней опеки, например, в анализе семян при оформлении фитосанитарных и сопроводительных документов по карантинным объектам, которые таковыми не являются в странах-импортерах. Оптимизировать методики отбора проб для селекционных партий семян (не коммерческих). Наконец, отказаться от исследования семян отечественных сортов на наличие ГМО, особенно если у страны-импортера нет таких требований! Понятен и объясним интерес к проверке на ГМО любой местной табуретки, но, может хватит смешить остальной мир? Не лучше ли организовать надежную проверку на таможне, если у нас в принципе неоткуда взяться ГМ-сортам?

В Госреестре придется сформировать отдельный том для включения селекционных достижений, предназначенных исключительно для экспорта (и не районированных в РФ). Разработать механизм допуска добросовестных участников экспортных операций с семенами, чему помогут отраслевые союзы и должно бы поддержать МСХ РФ! Важен алгоритм защиты авторских прав селекционеров в странах-импортерах.

Очевидно, что переход к новому технологическому укладу не может быть легким, вроде, вечерней прогулки. Десятилетия весьма условного финансирования аграрной науки и реформирования образования по худшим (как оказалось) западным лекалам не прошли даром.  И тем не менее, связанные с переменами риски, помноженные на политическое и экономическое давление, не всегда рациональные решения отраслевых министерств, не должны «пессимизировать» работников АПК! 

Признаемся хотя бы себе: наша власть прекрасно осведомлена, что продовольственная безопасность – это не просто условие существования страны, но мощный инструмент воздействия во внешней политике. А отечественные семена – мегатонный стержень раскрутки агропромышленного комплекса страны и ее завтрашних побед. Прикинем: только посевные площади пшеницы в нашей стране пока сопоставимы с площадями культуры во всем Евросоюзе вместе со всякими «мелкобританиями»! 

Нашими конкурентными преимуществами могут быть только доступная логистика, приемлемый уровень цен иупрощение бюрократических процедур. Как на выступлениях фигуристов дают оценки за технику и компоненты (к которым относят мастерство исполнения), так и селекционно-семеноводческой сфере нам всемпредстоит менять свое отношение к работе. Требуется мастерство. Не исполнение формальных трудовых функций, а виртуозность в достижении целей, в продвиженииотечественного бренда кормильца планеты.  

Азия, Африка, Южная Америка ждут наших сортов и семян!

 

С. Гончаров, д-р с.-х. н.

Директор по развитию 

ООО «Агролига Центр Селекции Растений»