Найти тему
Записки о театре

«Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно» —

Именно такое наставление слышит Маргарита от Коровьева перед балом ста королей. И как точно пересекается эта фраза с другими словами, звучащими в пространстве Ершалаима:

– Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.
– Нет, философ, я тебе возражаю. Это самый страшный порок.

Что ж, классика на то и классика, чтобы всегда звучать так, как будто это было написано сегодня. Впрочем, в этом смысле театр – это действительно искусство, которое создаётся здесь и сейчас. Каждый раз.

Источник фото: Пермский театр «У Моста», автор фото: Эльвира Магсумова
Источник фото: Пермский театр «У Моста», автор фото: Эльвира Магсумова

Булгаковский текст, перенесённый на сцену, узнаётся с первых слов. И хотя необходимость уместить большое произведение в три часа спектакля приводит к некоторым вынужденным сокращениям эпизодов романа, получившаяся сюжетная линия выстраивается чётко и логично. И здесь в центре повествования оказывается история мастера (Илья Бабошин) и Маргариты (Мария Новиченко). История автора, его музы и романа о римском прокураторе Иудеи Понтии Пилате (Владимир Ильин).

Текст всегда больше автора. Он может выйти из-под контроля, сломать жизнь или принести счастье. Слово всегда переживает своего создателя и своих ненавистников, а потому фраза «рукописи не горят» становится ключевой и, как заклинание, звучит со сцены, возвращая к жизни сожжённую рукопись. И здесь прослеживается аналогия между московскими и ершалаимскими событиями, ведь слова, когда-то начертанные Левием Матвеем на папирусе, продолжают жить больше двух тысяч лет.

Кульминация спектакля – бал у Сатаны. И здесь примечательно появление артистов в образах самых известных и оригинальных преступников прошлого. Подобного рода перевоплощения – тоже в некотором роде визитная карточка театра «У Моста», но когда артисты проносятся через зрительный зал, чтобы вылететь на сцену, знаменуя начало бала, эффект погружения достигает наивысшей точки, и зритель тоже чувствует себя на балу. Через пластику и свет создаётся полное ощущение мистического ужаса и восторга, которое, наверное, и должно было быть в ту полночь в квартире № 50.

Источник фото: Пермский театр «У Моста», автор фото: Эльвира Магсумова
Источник фото: Пермский театр «У Моста», автор фото: Эльвира Магсумова

Между тем, спектакль обладает терапевтическим воздействием, ведь в конце концов позволяет обрести покой и свободу и герою, и автору, и его музе. А потому эпилогом в спектакле становится маленький домик, в который Мастера и Маргариту поселяют потусторонние силы, ведь для писателя рай – это творить без страха за свою жизнь и свободу.

Автор: Марина Щелканова