Найти тему
Гитарный паб

Что такое цыганская гитара?

Цыгане. Кто-то посвящает исследованию их истории и культуры целую жизнь, кто-то пишет о них песни или снимает фильмы.

Цыгане – это не один народ, а целая группа национальностей и живут они на всех континентах, кроме Антарктиды. Такое «разнообразие» привело к тому, что у каждой из групп есть свои особенности: языковые, религиозные и… культурные.

Как ни крути, а цыганская культура, передающаяся гитарно-скрипичным путём, уже больше полувека прочно держит свою нишу не только в концертной, но и в гитаростроительной части музыкального бизнеса. И всё благодаря Джанго Рейнхардту.

Джанго в 1946 году в Нью-Йорке. Источник: pinterest.com
Джанго в 1946 году в Нью-Йорке. Источник: pinterest.com

Жан Ренарт (настоящее имя гитариста) родился в семье кочевых цыган в городишке Ливерши, недалеко от города Шарлеруа в Бельгии. Нужно отметить, что с самого детства проявился музыкальный талант мальчика: он уверенно играл на скрипке и банджо. В 18 лет в таборе, где он жил, случился пожар и на левой руке будущего маэстро остались рабочими только три пальца: большой, указательный и средний – так сильно пострадала рука. Но увечья получила не только она.

Полтора года Жан, получивший прозвище «Джанго» (цыг. «я проснулся») был прикован к постели. Только представьте себе состояние парня: до этого слава о его музыкальных способностях разошлась далеко за пределы его родного табора, а теперь он был вынужден постоянно сражаться за жизнь.

В то время младший брат Джанго, Жозе, принёс ему гитару. И вот здесь история будущего мэтра начала набирать обороты. Вместо того, чтобы смириться с роком судьбы, Джанго начал усердно практиковаться. Сквозь боль и слёзы, будущий виртуоз разрабатывал свой стиль игры, смешав модный джаз и добавив в него оттенки цыганской музыки.

В 1934-ом он знакомится со скрипачом и пианистом Стефаном Граппелли и они образуют Quintette du Hot Club de France. В квинтет, помимо гитариста и скрипача, вошли брат Джанго Иосиф Рейнхардт, Роджер Шапу (Roger Chaput) на гитарах и Луи Вола (Louis Vola) на басу.

Заметили, что в списке музыкантов нет ударника? Правильно. Музыканты прекрасно обходились без барабанщика благодаря перкуссионной технике игры на басу и гитаре.

Если вы хотите углубиться в изучение биографии гитариста - прочтите книгу Майкла Дрегни «Джанго Рейнхардт и иллюстрированная история цыганского джаза» или посмотрите фильм Этьена Комара «Джанго».

Стиль, в котором играл квинтет, назывался джаз-мануш и одну из ведущих ролей в нём занимали гитары.

А теперь о гитаре

Рейнхардт, о котором говорилось выше, играл на гитарах Gibson (Gibson L5 или Epiphone Zephyr №3442 с датчиками DeArmond; Gibson ES-300), Levin De Luxe, Gretsch Electromatic 400 и Selmer. Если гитары Gibson, Levin De Luxe, и Gretsch Electromatic имеют внешний вид, знакомый для нашего глаза, то Selmer Maccaferri выглядит немного странно: овальный голосник, непропорциональный корпус… а ещё посмотрите на их струнодержатель размером с рельс!

Гитары, на которых играл Джанго: Epiphone Zephyr, Gibson ES-300, Levin De Luxe, Gretsch Electromatic 400 и Selmer №503
Гитары, на которых играл Джанго: Epiphone Zephyr, Gibson ES-300, Levin De Luxe, Gretsch Electromatic 400 и Selmer №503

Но обо всём по порядку.

В 1885 году Анри Сельмер основал в Париже фирму, производившую духовые инструменты. В 1932-ом Сельмер нанял на работу итальянского лютье Марио Маккаферри. Маккаферри был человеком творческим и решил: нужно, чтобы гитары выделялись и могли конкурировать на местном рынке.

Сказано – сделано. Для начала мастер решил сделать голосник в виде латинской буквы D. «Хорошо, но мало», - подумал он и создал ещё одну деку с голосником в виде овала. Для громкого звука этого было недостаточно и логичным решением этой проблемы стало увеличение корпуса гитары.

Источник: mavink.com
Источник: mavink.com

Джаз уже успел завоевать сердца людей в Европе и гитаристам нужен был доступ к верхним ладам, что на большом корпусе было проблематичным. Тогда Маккаферри сделал небольшой катэвэй.

Только взгялните на этот струнодержатель! Источник: hahl-guitars.de
Только взгялните на этот струнодержатель! Источник: hahl-guitars.de

Металлические струны необходимо было жёстко закрепить, поэтому было принято решение сделать местом их крепления не подставку, а на «мост» как на мандолине или скрипке. Естественно, струнодержатель пришлось делать не вклеенным, а прижимным (за счёт натяжения струн). А чтобы он не закатился за диван во время смены струн, лютье сделал его длинным. Можно только представить себе, как страдало лако-красочное покрытие через несколько лет после частых смен струн – каждый раз струнодержатель необходимо правильно выставлять, чтобы сохранялся строй гитары.

Кстати, о деке. Она была не плоской, а сделана в виде арки. Делается такая дека путём термической (дерево на какое-то время нагревается паром), а затем механической (распаренную деку кладут под пресс нужной формы) обработки.

Лучший пример "арочного топа". Источник: victorbakerguitars.com
Лучший пример "арочного топа". Источник: victorbakerguitars.com
Такой вид выпуклых дек называется арктопом (archtop) и сегодня используется на полуакустических гитарах. На гитарах типа Gibson Les Paul «арочность» достигается путём вырезания/фрезерования цельного куска дерева до нужных размеров.

Выпускались такие арктопы с 1932 по 1952 годы, после чего Selmer сконцентрировалась на производстве только духовых инструментов и комплектующих. Каждая гитара этой фирмы изготовлялась вручную и имела свой серийный номер.

Только послушайте, как звучат эти гитары!

А что насчёт Джанго? У него было две таких гитары:

Первая (серийный номер 503), которую он получил в 1940-м году. На данный момент она выставляется в музее в Париже;

Вторая (серийный номер 704), которую он получил накануне тура по Италии в 1952 году. Верхняя дека получила повреждения и в итоге заменена на новую.

-6

Ныне гитары такого форм-фактора называются джазовыми, джипси- или мануш-гитарами.