Найти тему

Маленькое собрание

У бескорыстия есть имена…

«Маленькое собрание» – так назвала свой дар пенсионерка из Москвы Бетти Львовна Федотова. Незадолго до своей смерти она принесла в Советский фонд культуры несколько фарфоровых предметов. Тщательно изучив их, эксперты сошлись во мнении – вещи имеют художественную и музейную ценность.

Бетти Львовна – певица, жена известного театрального художника Ивана Сергеевича Федотова. После окончания Строгановского училища Федотов работал в Московской частной русской опере, был художником театра С.И. Зимина и членом самого крупного общества авангардистов «Бубновый валет», но всё-таки свои основные работы он сделал для спектаклей Центрального театра Советской армии. Здесь он проработал 20 лет.

Эскиз костюмов Бальзаминова и Бальзаминовой к спектаклю «Женитьба Бальзаминова». Худ. И.С. Федотов. Центральный театр Российской армии
Эскиз костюмов Бальзаминова и Бальзаминовой к спектаклю «Женитьба Бальзаминова». Худ. И.С. Федотов. Центральный театр Российской армии

О Бетти Львовне Федотовой известно немного. Вместе с супругом они любили искусство, преданно ему служили и коллекционировали фарфоровые изделия XIX века, часть которых впоследствии была передана Российскому фонду культуры.

Почти век не угасает интерес собирателей к русскому фарфору. Бесконечное разнообразие форм и раскрасок привычных, казалось бы, в обиходе чашек, чайников и тарелок делает жажду собирательства практически неутолимой и сегодня.

В даре Бетти Львовны были две тарелки с позолотой и чайник с крышкой, изготовленные на заводе Попова в Москве
В даре Бетти Львовны были две тарелки с позолотой и чайник с крышкой, изготовленные на заводе Попова в Москве

В императорской России существовало большое количество фарфоровых заводов, поэтому современные коллекционеры, как правило, ограничиваются работами двух-трёх наиболее значимых, по их мнению, предприятий. Одним из таких являлся завод Попова в селе Горбуново Московской губернии, сегодня это город Хотьково Сергиево-Посадского района. Завод был куплен купцом Алексеем Гавриловичем Поповым у немца Карла Милли в 1811 году. В то время предприятие находилось в плачевном состоянии, но промышленник быстро превратил его в крупное производство России. Алексей Гаврилович вникал во все тонкости процесса. Нанимал лучших скульпторов и живописцев. Поначалу ориентируюсь только на европейских мастеров, очень скоро создал свой собственный узнаваемый стиль с национальным колоритом. Все предметы завода были ориентированы на массового потребителя – недорогие, но при этом высокого качества.

В даре Бетти Львовны были две тарелки с позолотой и чайник с крышкой, изготовленные на заводе Попова, чашка с блюдцем, украшенная миниатюрой с изображением фантастического пейзажа, и чернильный прибор второй половины XIX столетия. А также овальная тарелка «Рюмочная передача» с волнистым верхним краем и двумя ручками-завитками. В таких сосудах, наполненных тёплой или холодной водой, подавались на стол рюмки.

Рюмочная передача. Из дара Б.Л. Федотовой
Рюмочная передача. Из дара Б.Л. Федотовой

Но, пожалуй, самый необычный предмет из дара Бетти Львовны — чашка французского производства первой половины XIX века. Как явствует из надписи на её внешней стороне, она была выполнена для одного из членов общества дружбы «Шесть поцелуев», основанного в России 1 января 1822 года. Так называемая «чашка Геккерена», вероятно, принадлежащая Луи Геккерену, приёмному отцу Жоржа Дантеса.

Марка, выпущенная Советским фондом культуры. 1989 г.
Марка, выпущенная Советским фондом культуры. 1989 г.

Все экспонаты, полученные из рук дарительницы, Российский фонд культуры передал в Государственный музей имени А.С. Пушкина, Дмитровский художественный музей, подмосковную усадьбу Остафьево. Перед этим выпустив блок марок с изображением фарфоровых блюдец и чайника.

Дар Бетти Львовны Федотовой – маленькое собрание большого значения. Полюбоваться им сегодня может любой желающий. В этом и заключается одна из главных миссий Российского фонда культуры – найти уникальные вещи, вернуть их на Родину и передать в музеи страны для открытого экспонирования.

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: Российский фонд культуры, открытые источники