Мне стало интересно почему предприниматели занимаются своей деятельностью и я нашел это исследование 2011 года, проведённое в Тюмени.
Опросили 20 владельцев малого и среднего бизнеса, успешно функционирующих на рынке не меньше 5 лет.
Средний возраст был 45 лет, у ВСЕХ было высшее образование. 15 мужчин и 5 женщин.
Из исследования видно, что есть 2 вида мотивов эгоистические и альтруистические.
По данным исследования:
Из эгоистических:
72,2% — главным считают повышение личного материального благосостояния
16,7% — стремление реализовать свои амбиции
11,1% — установить собственные правила хозяйственной деятельности
Из альтруистических:
72,2% — считают главным полезность обществу
16,7% — стремление изменить мир к лучшему
16,7% — содействовать материальному процветанию государства
(Проценты взяты из оригинала исследования, видимо там небольшая опечатка).
Далее создали рейтинг значимости этих мотивов и расположили их в порядке убывания:
1) Повысить личное материальное состояние
2) Реализовать собственные амбиции
3) Быть полезным обществу
4) Установить свои правила хозяйственной деятельности
5) Содействовать материальному процветанию государства
6) Изменить мир к лучшему
Если идти по списку задавая каждый раз вопрос чтобы, тоже интересно получается, некая пирамида маслоу.
Первые 2 места заняли эгоистические мотивы, а третье альтруистическое.
Мотив предпринимательской деятельности является сложноструктурированным, он представляет собой сумму альтруистических и эгоистических мотивов.
Следовательно, альтруистический мотив предпринимательства — это социализация ИДЕИ, которая заключается в стремлении реализовать идею в обществе.
Эгоистический мотив предпринимательства — социализация ЛИЧНОСТИ, т.е. намерение завоевать собственную нишу в обществе через установление собственных правил игры.
Самая распространённая форма в бизнес-среде выглядит так — повышение личного материального состояния, реализацию своих амбиций и стремление быть полезным обществу. (значимые мотивы).
Изменить мир к лучшему, содействовать материальному процветанию государства, установить свои правила хозяйственной деятельности. (незначимые мотивы).
Следовательно, поведение, основанное на стремлении устанавливать собственные правила игры, по данным экспертного опроса, не имеет широкого распространения в бизнес-среде. (но это не исключает того, что на определённом уровне развития они становятся приоритетными)
В соответствии с теорией разумного эгоизма все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив, разум позволяет выделить из общего объема побуждений такие, которые составляют правильно понятый личный интерес, т.е. обнаружить ядро тех эгоистических мотиваций, которые соответствуют разумной природе человека и общественному характеру его жизни.
Исходя из этого, поведение индивидов сохраняет эгоистическую основу, даже при совершении поступков, сознательно направленных к общей пользе (благотворительность, социальность бизнеса и т.д.).
Философский подход
Аристотель, разработавший теорию рационального эгоизма, выдвигает положение, что «добродетельному надлежит быть себялюбом» и объясняет самопожертвование через максимальное удовольствие, связанное с добродетелью.
Человек, по Шопенгауэру, разумное биологическое существо, эгоистическое, стремящееся к господству над всем миром. (Берсерк. Посмотреть.)
Человеческая жизнь есть борьба за существование. В этой борьбе «индивидуумы, движимые волей, не только утверждают свое бытие,
но и отрицают бытие других, стремятся его подавить там, где оно стоит на пути»
Поскольку, с точки зрения Шопенгауэра, жизнь есть вечная борьба, то
быть личностью — значит быть эгоистом. Любой человек предпочитает гибель мира собственному уничтожению.
Нравственность, по Фейербаху, опирается на чувство собственного удовлетворения от удовлетворения других. Основной моделью служат взаимоотношения полов, с поправкой на разную степень непосредственности удовольствия.
Раз счастье Я необходимо предполагает удовлетворение ТЫ, то стремление к счастью, как самый мощный мотив, способно противостоять даже самосохранению. (Человек готов умереть из-за любви)
Иным следствием общей логики теории рационального эгоизма является констатация того, что всякое стремление к собственной пользе, не нарушающее общезначимых запретов, связанных с насилием и обманом, автоматически способствует пользе других, т.е. является разумным.
Необходимо отметить, что нет общества, в котором действуют только альтруистические или эгоистические мотивы предпринимательского поведения, всегда существуют оба их вида.
Таким образом, стремление к доминации над миром, и увеличение своей значимости являются основой ЛЮБОГО предпринимателя. Тем самым толкая общество вперед. (Если не наносит ему вреда).
Оригинал исследования прикрепил в своем телеграм канале.