Рассмотрим процедуру уже построенных отдельно стоящих жилых домов не более чем в 3 наземных этажа, высотой не больше 20 метров. Назначение домов – проживание граждан. Такой дом нельзя разделить на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» тождественны (п. 39 ст. 1 ГрК РФ).
До 01.03.2031г. право собственности на жилой дом можно оформить в упрощенном порядке, если дом соответствует соответствующим требованиям.
Вот эти требования:
- дом находится в границах населенного пункта (ч. 12 ст. 70 Закона № 218-ФЗ; п. 2 Письма Росреестра от 21.06.2022 № 14-5128-ТГ/22);
- участок под домом предназначен для ведения садоводства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства;
- строители соблюли параметры объекта индивидуального жилищного строительства.
Так же в упрощенном порядке дом получится оформить, если участок под домом предназначен для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, кадастровый учет которого провели до 04.08.2018г. (ч. 22 ст. 70 Закона № 218-ФЗ; ч. 6.1 ст. 16, ст. 17 Закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ).
Чтобы оформить собственность на частный дом в упрощенном порядке понадобится оформить комплект документов, оплатить госпошлину и подать заявление в Росреестр. Как это сделать: ч. 1, 2 ст. 14, ч. 12, 22 ст. 70 Закона № 218-ФЗ; ч. 1 ст. 35, ст. 37 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ.
Как узаконить дом, если собственник участка построил объект ИЖС без уведомления о соответствии объекта?
Чтобы легализовать дом, если собственник участка построил объект ИЖС без уведомления о соответствии объекта, нужно подавать в суд иск о признании права собственности на самовольную постройку.
Если собственник не получил уведомление о соответствии объекта, то уже не вправе зарегистрировать право собственности в обычном порядке. Такая постройка считается самовольной.
Изготовить технический план
Технический план содержит полную информацию об объекте недвижимости, состоит из 2 частей: технической документации от кадастрового инженера и документов от собственника.
Чтобы получить технический план, нужно совершить следующие действия. Обратиться к кадастровому инженеру. Получить информацию о кадастровых инженерах можно с помощью специального сервиса на сайте Росреестра.
Стоимость услуг на кадастровые работы колеблется в пределах 15–30 тыс. руб. за один объект недвижимости.
Заявитель передает кадастровому инженеру:
- правоустанавливающие документы на участок, к примеру договор купли-продажи, договор мены, договор дарения;
- уведомление застройщика о начале строительства;
- уведомление о соответствии объекта;
- проектную документацию, если она есть либо декларацию об объекте недвижимости, если проектную документацию не изготавливали.
Так установили части 8, 11 и 11.1 статьи 24 Закона о регистрации, пункт 20 Требований к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, пункт 1 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости, состава содержащихся в ней сведений, которые утвердил Росреестр приказом от 04.03.2022 № П/0072.
Если нет проектной документации, следует заполнить декларацию об объекте.
Декларация об объекте недвижимости – документ, на основании которого кадастровый инженер вносит данные в тех. план. Декларацию составляет и заверяет правообладатель объекта недвижимости. Инженер прилагает ее к техническому плану, и она становится его частью. Эти правила устанавливает ч. 11 ст. 24 Закона о регистрации.
Заявитель заполняет самостоятельно декларацию в двух экземплярах на каждый объект недвижимости.
Кадастровый инженер изготавливает тех. план в форме электронного документа и заверяет его своей усиленной квалифицированной электронной подписью. Кадастровый инженер может дополнительно изготовить план на бумаге и заверить подписью и печатью, если это предусмотреть в договоре. Такие правила содержит ч. 12 ст. 24 Закона о регистрации.
В договоре с кадастровым инженером лучше обязать его передать технический план в Росреестр.
В этом случае правообладатель вправе не прикладывать технический план к заявлению о государственной регистрации права, а указать идентифицирующий номер технического плана (ч. 4 ст. 20 Закона о регистрации).
Росреестр не поставит на кадастровый учет объект ИЖС, который разделили на две части
С 2017 г. закон запрещает ставить на кадастровый учет и регистрировать право собственности на помещение в объекте ИЖС (ч. 7 ст. 41 Закона о регистрации).
Дом, который разделили на две части с отдельными выходами, уже нельзя считать объектом ИЖС. Такой объект нельзя разделить на самостоятельные объекты недвижимости (п. 39 ст. 1 ГрК РФ).
Заплатить пошлину
Пошлину нужно заплатить за государственную регистрацию права собственности. Сведения об уплате госпошлины надо будет указать в уведомлении об окончании строительства. Уплатить ее нужно заранее. Размер госпошлины за регистрацию права собственности гражданина на жилой дом на участке для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или садоводства, составляет 350 руб. В остальных случаях гражданину придется заплатить 2 000 руб., организации – 22 тыс. руб. (пп. 22, подп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Заплатить ее можно через банк или терминал.
Специальные терминалы для оплаты находятся в здании территориального отдела Росреестра или МФЦ.
Уведомить власти об окончании строительства
Застройщик должен в течение месяца после того, как закончил строительство, уведомить об этом местные власти. Нужно направить в уполномоченный орган документы:
Уведомление об окончании строительства.
Форму уведомления утвердил Минстрой приказом от 19.09.2018 № 591/пр.
В уведомлении нужно указать сведения о застройщике, участке, самом объекте. Кроме того, нужно приложить схематичное изображение планируемого дома на участке. Полный список документов указали в ч. 16 ст. 55 ГрК.
Технический план.
Документ об уплате госпошлины.
Росреестр будет проверять, поступила ли оплата от заявителя, через Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах. Если в этой системе не будет информации об уплате пошлины, например, из-за технического сбоя, то Росреестр вернет документы без рассмотрения по истечении 5 дней. Такие правила установила ч. 3 ст. 25 Закона о регистрации.
Соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на дом.
Такой документ нужно подготовить, если у земли не один собственник или арендатор. Подать эти документы можно через МФЦ, по почте или через портал Госуслуг. Застройщик получит ответ в течение семи рабочих дней. За этот срок уполномоченный орган власти проверяет объект, чтобы он соответствовал требованиям закона.
По результатам проверки застройщик получит ответ.
Если к застройщику есть претензии, то получит уведомление о несоответствии построенного объекта требованиям закона. Случаи, когда уполномоченный орган выдает такие уведомления, перечислены в ч. 20 статьи 55 ГрК РФ. К примеру, застройщик изменил внешний облик дома по сравнению с тем, который указал в уведомлении о начале строительства.
Если к застройщику нет претензий, то получит уведомление о соответствии построенного объекта требованиям закона.
В этом случае уполномоченный орган сам направляет в Росреестр заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации.
Обратиться в Росреестр
Ставит на кадастровый учет и регистрирует право собственности отделение Росреестра. Уполномоченный орган сам направляет в Росреестр заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации. Чиновники должны сделать это в течение 7 рабочих дней с момента, как застройщик сообщил об окончании строительства.
Если власти не обратились в Росреестр, то обращается сам собственник.
Документы, которые собственник уже передавал, Росреестр запросит у властей в течение 3 дней со дня обращения. Речь идет об уведомлении, техническом плане, соглашении. Эти документы не нужно повторно представлять в Росреестр.
Заявитель подает в Росреестр заявление и правоустанавливающие документы.
Подать документы нужно по правилам Порядка представления заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, который утвердил Росреестр приказом от 30.12.2020 № П/0509 (далее —Порядок № П/0509).
Подать документы можно лично, по почте, через интернет.
Лично. Можно подать документы на выбор в территориальный отдел Росреестра, через сотрудника Росреестра при выездном приеме, через МФЦ.
Заявитель вправе подать документы в любое отделение, независимо от места нахождения дома. Перечень территориальных отделов Росреестра или МФЦ, в которые заявитель вправе обратиться, указан на сайте Росреестра. Заявление можно составить на выбор вручную шариковой ручкой, на компьютере, с помощью сотрудника, который принимает документы - он сам заполнит заявление.
По почте. Отправить заявление и документы можно в адрес территориального отделения Росреестра по месту нахождения дома. Письмо нужно отправить с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении.
Через интернет.
В этом случае нужно воспользоваться специальным сервисом на сайте Росреестра. Заявление нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 3 Порядка № П/0509). Документы должны соответствовать формату, который установил п. 4 Порядка № П/0509. Иначе Росреестр вернет их без рассмотрения.
Независимо от того, какой способ подачи выбрал правообладатель, к заявлению нужно прикрепить:
- документ об оплате госпошлины и его копию;
- копию паспорта заявителя;
- доверенность (если заявление от имени правообладателя подает другое лицо).
Убедиться, что Росреестр принял документы
Росреестр уведомляет заявителя, что принял заявление и документы, указывает их перечень, дату и время с точностью до минуты.
Как Росреестр уведомит заявителя, зависит от формы обращения, которую он выбрал. Если собственник лично обратился в МФЦ, направил документы в электронной форме или по почте, Росреестр уведомит заявителя бумажным или электронным письмом. В электронном письме будет ссылка на уведомление – электронный документ на сайте Росреестра. Ссылка доступна в течение суток с момента первого перехода, который возможен в течение одного месяца.
Если собственник лично обратился в Росреестр или сотрудник выехал к заявителю, то расписку выдают сразу на месте.
Получить выписку из ЕГРН
В зависимости от того, куда подавали документы, срок регистрации прав составляет:
- 7 рабочих дней, если заявитель обратился в Росреестр (п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации);
- 9 рабочих дней, если заявитель обратился в МФЦ (п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации).
Срок отсчитывают с момента, когда Росреестр принял заявление и документы.
Росреестр в качестве подтверждения, что регистрация права собственности произошла, выдаст выписку из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Закона о регистрации).
В зависимости от того, какой способ получения выбрал заявитель, выписку и иные документы с регистрации можно забрать в виде:
- электронных документов, перейдя по ссылке, которая придет на адрес электронной почты;
- бумажных документов в территориальном отделе Росреестра или МФЦ;
- бумажных документов в почтовом отделении.
Муж во время брака купил квартиру, но зарегистрировал на родителей, что делать?
После сдачи документов в МФЦ Продавец передумал продавать квартиру. Что делать?
Спасибо за прочтение статьи, если понравилось, то можете отметить её лайком для поддержки автора)) или подписаться. В комментариях можете задавать интересующие вопросы, на которые обязательно отвечу.
Звоните, пишите: тел./ватсапп/вайбер: 8-985-546-80-08; e-mail: ki_reggi@mail.ru
Напоминаю, что, если Вам потребуется оформить любую недвижимость в г.Москва и в г.Балашиха, мы всегда можем это обсудить. Для подписчиков действует специальная скидка 5 % на услуги.
Всего хорошего.