Найти тему
Всегда Котов

Кашира. Памяти каширского вокзала

Сто двадцать лет назад открылось железнодорожное движение на участке Москва-Козлов (Мичуринск), том самом участке, к которому и сейчас принадлежит станция Кашира. Вместе с дорогой строилась и инфраструктура: станционные здания, жилые дома, депо, вокзалы. О последних сегодня и расскажем.

В конце 80-х - начале 90-х почил о Бозе ровесник века - старый Каширский вокзал.

Многие его поменять. Была у этого здания интересная особенность - острые, высокие, почти готические фронтоны.

Вокзал в Кашире. Начало восьмидисятых.
Вокзал в Кашире. Начало восьмидисятых.

Этот элемент нередко встречается в архитектуре русских усадеб, а вот для казённого железнодорожного строительства подобный прием кажется избыточным. Особенно для провинциальных станций. Ладно там в столицах - там вокзалы строились по богатому. Между тем, оказывается, что даже для провинции на архитектуре не экономили: вокруг Каширы находятся несколько вокзальных зданий, схожих с каширским по архитектуре (по порядку):

Мордвес
Мордвес
Венёв
Венёв
Серебренные Пруды
Серебренные Пруды
Михайлов
Михайлов
Милославское (ныне, из-за криворукой РЖД-ной реконструкции в 2016 исторический облик утрачен)
Милославское (ныне, из-за криворукой РЖД-ной реконструкции в 2016 исторический облик утрачен)
Нынешний вид вокзала в Милославском
Нынешний вид вокзала в Милославском

Правда, все они  похожи? Да и в самой Кашире остался дом со схожей архитектурой - Ильича, 57.

Улица Ильича, дом 57
Улица Ильича, дом 57

Меня не оставляла мысль найти архитектура Каширского вокзала. Поиски по работам тогдашних архитекторов успехом не увенчались. Но..

Как часто бывает в исторической науке, вмешался его величество Случай! Просматривая немецкие фото подбитых под Веневом советских танков, я увидел усадьбу. Усадьба барона фон Мекка в Хрусловке (знаковое место, кстати, в контексте 1941-го года). Того самого Николая фон Мекка, который  был главным подрядчиком строительства Рязанско-Уральской ж/д! Барону подарили участок земли в шести километрах от Венева и построили там дворец. У усадьбы своя интересная судьба: она сохранилась и по ныне. Но здесь не об этом. А о том, что очень уж она похожа на Каширский, Веневский, Мордвесский и Серебрянопрудский вокзалы. Чувствуется одна рука!

Усадьба Н.К фон Мекка в Хрусловке.
Усадьба Н.К фон Мекка в Хрусловке.

Здание дворца выстроено в романском стиле веневским подрядчиком Борисом Жулдыбином. Проект дома был разработан архитектором С.А. Экаревым. Архитектор дворца Сергей Экарев работал исключительно на железнодорожное ведомство – проектировал вокзалы. Он же, вероятно, и автор старого каширского вокзала и 57-го дома.

Эскизы Экарева.
Эскизы Экарева.

Вот что мне удалось найти:

Экерев Сергей Александрович (07.08.1851-1911) – окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), архитектор, служил в государственном Управлении железных дорог (информация взята из досье на его сына Бориса, инженера, строителя канала им. Москвы).

Личное дело Сергея Александровича в РГАЛИ ф. 680 оп. 2 ед. хр. 64.

Есть сведения, что по его проекту построена так же придорожная часовня в деревне Ступино ( ныне ул. Колхозная, по воспитанию старожилов, одна из остановок автобуса между старым жд переездом и Магнитом в Акри называлась когда-то "Часовня"). Разобрана в 60-е.

Котов Роман октябрь 2020 г.

Адрес оригинальной статьи: https://vsegdakotoff.blogspot.com/2020/10/blog-post.html