Найти тему
Олег Еверзов

В Элисенваару на 1 час - увидим старую железнодорожную станцию и воинские мемориалы (финский и советский)

В прошлые выходные дни, которые у меня были в будни, я совершил поездку в Карелию сроком на два дня. И в нескольких небольших заметках расскажу о том, что интересного можно увидеть в тех местах, которые находятся относительно недалеко от Санкт-Петербурга.

Основной точкой путешествия значился населённый пункт Ихала, рядом с которым находится "Долина водопадов". Попасть туда из Петербурга мы решили общественным транспортом. Утром (в 6:15) сели на "Ласточку", которая идёт в сторону Сортавала и вышли на железнодорожной станции Элисенваара, где сохранился вокзал, построенный финнами в 1942-1943 годах.

-2

Почему вышли именно здесь?

Это связано с тем, что скоростная Ласточка из Петербурга не останавливается на станции Ихала. До нужного населённого пункта идёт обычная электричка, но не из Северной столицы, а со станции Кузнечное. Станция же Элисенваара является общей для двух поездов. Именно поэтому мы решили провести здесь 1 час (время между двумя электричками) с пользой - заодно осмотреть некоторые исторические достопримечательности.

-3

Пару слов о посёлке.

Элисенваара (от фин. Elisenvaara, в русских источниках XIX века — Элисенвара, Елисеева гора) - посёлок в России, входит в состав Лахденпохского района Республики Карелия.
С 1940 года территория вошла в состав СССР.

-4

Теперь о старом вокзале, на котором, кстати, находится информационная табличка 1993 года выпуска. Написано на двух языках - русском и финском.

Элисенваарский железнодорожный вокзал является бывшим зданием вокзала станции Алхо. Построен, как я уже говорил, финнами в 1942 - 1943 годах и перевезён в Элисенваару после войны.

-5

Покажу на карте где находится станция Алхо. Вот она - внизу. На расстоянии двух остановок по железной дороге от Элисенваара. Интересно, конечно, как именно такое здание перевозили? Разбирали на части или же единым блоком на какой-то платформе транспортировали!?

-6

Само по себе здание довольно простое, но внутрь всё равно зайдём. В помещении можно увидеть работу мастера на карельские мотивы. Мне показалось, что она похожа на произведения знаменитого резчика по дереву Кронида Гоголева, чей музей находится в Сортавала.

-7

Если вы что-то знаете про автора, напишите, пожалуйста, в комментариях.

-8

В лучшие времена, кстати, вокзал выглядел иначе (фото 1902 года).

Источник: https://pastvu.com/p/1268674. Первое вокзальное здание станции Элисенваара. Арх. К. Нюландер, 1893 год
Источник: https://pastvu.com/p/1268674. Первое вокзальное здание станции Элисенваара. Арх. К. Нюландер, 1893 год

Фото 1911-1917 годов.

Источник: https://pastvu.com/p/1268635. Второе вокзальное здание станции Элисенваара. Арх. Б. Гранхольм, 1908 г.
Источник: https://pastvu.com/p/1268635. Второе вокзальное здание станции Элисенваара. Арх. Б. Гранхольм, 1908 г.

Фото 1930-1939 годов. Вокзальный комплекс был разрушен в войну.

Источник: https://pastvu.com/p/1926945. Второе вокзальное здание станции Элисенваара. Арх. Б. Гранхольм, 1908 г.
Источник: https://pastvu.com/p/1926945. Второе вокзальное здание станции Элисенваара. Арх. Б. Гранхольм, 1908 г.

Позади здания вокзала находятся два интересных объекта. Первый - это скульптура матери с ребёнком. Возможно, она привезена с какого-то закрытого советского санатория.

-12

Если вам известны подробности, всегда рад их услышать!

-13

Рядом со скульптурой находится редкий мемориал, посвящённый мирным финским жителям, которые погибли во время советских бомбардировок.

Надпись на плите на финском и русском языках: "1939-1944 гг. В память жертв бомбардировок Элисенваары"

-14

В интернете прочитал, что мемориал посвящён погибшим от бомбёжки в июне 1944 года.

Число погибших 21 июня 1944 года от налета советской авиации составило не менее 152 человек (от 140 до 200 по разным подсчётам). Это были, в основном, отправившиеся в эвакуацию женщины, дети (45 человек 1928 – 1944 г. р.) и люди пожилого возраста, самый возрастной – 1862 года рождения.

В связи с чем очень символично смотрятся обе композиции...

-15

Бомбить Элисенваару было решено по той причине, что она являлась узловой железнодорожной станцией. Через неё в июне 1944 года финские войска перебрасывались из Восточной Карелии на Карельский перешеек.

Авианалёт имел три волны: 12:32, 12:38, 12:44.

21 июня на станции находилось два состава с гражданским населением (главным образом, беженцы из Ряйсяля (Мельниково) и окрестных деревень) и один воинский эшелон. Кроме того, ожидалось прибытие состава с ранеными с выборгского направления и воинского состава из Сортавалы.

Источник: https://vk.com/wall-10647262_39173
Источник: https://vk.com/wall-10647262_39173

Чтобы не сеять панику из Ставки финской армии поступил строгий запрет на обнародование сведений об этом событии теми кто выжил. Финские СМИ в 1944 году эту трагедию тоже замолчали.

А спустя время бомбёжку решили и вовсе замять, потому что стали активно развиваться советско-финские добрососедские отношения. Впервые о гражданских жертвах заговорили спустя 60 лет после налёта (по ТВ вышли передачи на эту тему).

Когда именно был установлен камень в память о трагедии информации я не нашёл.

-17

На небольшом отдалении от станции, в сквере, находится советский воинский мемориал в память о погибших при обороне государственной границы в первые месяцы Великой Отечественной войны (июнь - август 1941 года).

-18

В братской могиле захоронено 65 бойцов 23-й армии Северного (Ленинградского) фронта.

-19

Есть отдельный памятник Петровскому Д.А. (погиб 3 апреля 1940 года)

-20

Могила неизвестных солдат.

-21

Мемориал является объектом культурного наследия регионального значения. Стелу возвели в 1963 году.

-22

Общий вид.

-23

Находится у здания администрации.

-24

Это были основные знаковые исторические объекты, расположенные в посёлке Элисенваара.

Ещё по пути мы увидели старый финский железнодорожный мост, который был реконструирован в советское время.

-25

На нём висела старая табличка с датой 1951. Как мне подсказали в комментариях - это значит, что мост был реконструирован в 1951 году железнодорожными войсками СССР.

-26

Спустя 1 час на станцию приехал дизельный поезд "Орлан".

-27

На нём мы поехали в Ихалу.

-28

Продолжение.

Адрес: пос. Элисенваара (Карелия)

Координаты: 61.411815, 29.763240

Остановка Элисенваара в Элисенвааре: — Яндекс Карты
-29

Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!

-30

Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)

2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)

Яндекс-кошелёк Юмоней

СберЧаевые

Спасибо за переводы от 23,26 и 27.08.2024

-31

Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!