В прошлые выходные дни, которые у меня были в будни, я совершил поездку в Карелию сроком на два дня. И в нескольких небольших заметках расскажу о том, что интересного можно увидеть в тех местах, которые находятся относительно недалеко от Санкт-Петербурга.
Основной точкой путешествия значился населённый пункт Ихала, рядом с которым находится "Долина водопадов". Попасть туда из Петербурга мы решили общественным транспортом. Утром (в 6:15) сели на "Ласточку", которая идёт в сторону Сортавала и вышли на железнодорожной станции Элисенваара, где сохранился вокзал, построенный финнами в 1942-1943 годах.
Почему вышли именно здесь?
Это связано с тем, что скоростная Ласточка из Петербурга не останавливается на станции Ихала. До нужного населённого пункта идёт обычная электричка, но не из Северной столицы, а со станции Кузнечное. Станция же Элисенваара является общей для двух поездов. Именно поэтому мы решили провести здесь 1 час (время между двумя электричками) с пользой - заодно осмотреть некоторые исторические достопримечательности.
Пару слов о посёлке.
Элисенваара (от фин. Elisenvaara, в русских источниках XIX века — Элисенвара, Елисеева гора) - посёлок в России, входит в состав Лахденпохского района Республики Карелия.
С 1940 года территория вошла в состав СССР.
Теперь о старом вокзале, на котором, кстати, находится информационная табличка 1993 года выпуска. Написано на двух языках - русском и финском.
Элисенваарский железнодорожный вокзал является бывшим зданием вокзала станции Алхо. Построен, как я уже говорил, финнами в 1942 - 1943 годах и перевезён в Элисенваару после войны.
Покажу на карте где находится станция Алхо. Вот она - внизу. На расстоянии двух остановок по железной дороге от Элисенваара. Интересно, конечно, как именно такое здание перевозили? Разбирали на части или же единым блоком на какой-то платформе транспортировали!?
Само по себе здание довольно простое, но внутрь всё равно зайдём. В помещении можно увидеть работу мастера на карельские мотивы. Мне показалось, что она похожа на произведения знаменитого резчика по дереву Кронида Гоголева, чей музей находится в Сортавала.
Если вы что-то знаете про автора, напишите, пожалуйста, в комментариях.
В лучшие времена, кстати, вокзал выглядел иначе (фото 1902 года).
Фото 1930-1939 годов. Вокзальный комплекс был разрушен в войну.
Позади здания вокзала находятся два интересных объекта. Первый - это скульптура матери с ребёнком. Возможно, она привезена с какого-то закрытого советского санатория.
Если вам известны подробности, всегда рад их услышать!
Рядом со скульптурой находится редкий мемориал, посвящённый мирным финским жителям, которые погибли во время советских бомбардировок.
Надпись на плите на финском и русском языках: "1939-1944 гг. В память жертв бомбардировок Элисенваары"
В интернете прочитал, что мемориал посвящён погибшим от бомбёжки в июне 1944 года.
Число погибших 21 июня 1944 года от налета советской авиации составило не менее 152 человек (от 140 до 200 по разным подсчётам). Это были, в основном, отправившиеся в эвакуацию женщины, дети (45 человек 1928 – 1944 г. р.) и люди пожилого возраста, самый возрастной – 1862 года рождения.
В связи с чем очень символично смотрятся обе композиции...
Бомбить Элисенваару было решено по той причине, что она являлась узловой железнодорожной станцией. Через неё в июне 1944 года финские войска перебрасывались из Восточной Карелии на Карельский перешеек.
Авианалёт имел три волны: 12:32, 12:38, 12:44.
21 июня на станции находилось два состава с гражданским населением (главным образом, беженцы из Ряйсяля (Мельниково) и окрестных деревень) и один воинский эшелон. Кроме того, ожидалось прибытие состава с ранеными с выборгского направления и воинского состава из Сортавалы.
Чтобы не сеять панику из Ставки финской армии поступил строгий запрет на обнародование сведений об этом событии теми кто выжил. Финские СМИ в 1944 году эту трагедию тоже замолчали.
А спустя время бомбёжку решили и вовсе замять, потому что стали активно развиваться советско-финские добрососедские отношения. Впервые о гражданских жертвах заговорили спустя 60 лет после налёта (по ТВ вышли передачи на эту тему).
Когда именно был установлен камень в память о трагедии информации я не нашёл.
На небольшом отдалении от станции, в сквере, находится советский воинский мемориал в память о погибших при обороне государственной границы в первые месяцы Великой Отечественной войны (июнь - август 1941 года).
В братской могиле захоронено 65 бойцов 23-й армии Северного (Ленинградского) фронта.
Есть отдельный памятник Петровскому Д.А. (погиб 3 апреля 1940 года)
Могила неизвестных солдат.
Мемориал является объектом культурного наследия регионального значения. Стелу возвели в 1963 году.
Общий вид.
Находится у здания администрации.
Это были основные знаковые исторические объекты, расположенные в посёлке Элисенваара.
Ещё по пути мы увидели старый финский железнодорожный мост, который был реконструирован в советское время.
На нём висела старая табличка с датой 1951. Как мне подсказали в комментариях - это значит, что мост был реконструирован в 1951 году железнодорожными войсками СССР.
Спустя 1 час на станцию приехал дизельный поезд "Орлан".
На нём мы поехали в Ихалу.
Продолжение.
Адрес: пос. Элисенваара (Карелия)
Координаты: 61.411815, 29.763240
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)
2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)
Спасибо за переводы от 23,26 и 27.08.2024
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!