В прицеле немонетарных мер — кредитование госкомпаний и льготные программы.
Стали известны подробности совещания, которое в понедельник Владимир Путин провёл с правительством и председателем ЦБ Эльвирой Набиуллиной. Президент констатировал, что кредитование и инфляция растут, несмотря на рост ключевой ставки, и призвал правительство и ЦБ усилить координацию.
Теперь, утверждают «Ведомости», примерно ясно, что предлагают чиновники. Принудительное сжатие грозит трем группам заемщиков, которые меньше всего реагируют на повышение ставки: это госкомпании, бизнес, претендующий на субсидии, и розничный сектор.
Госкомпаниям ужесточат нормативы оценки рисков. Они слишком активно берут кредиты для замещения выпавших иностранных инвестиций, а банки охотно дают займы — в случае проблем и те и другие рассчитывают на помощь государства.
Второе направление — это кредиты с льготной ставкой для малого и среднего бизнеса, аграриев и экспортеров. Здесь предлагается пересмотреть условия поддержки или даже свернуть её полностью в части экспортного стимулирования. Сейчас заемщики получают двойную выгоду: низкую ставку и прибыль от подорожания продукции.
Интерес к потребкредитам планируется сбивать за счёт переноса части рисков с заёмщика на кредитора, более тщательного контроля платежеспособности клиента и борьбы с кредитами «за пять минут» — оформление кредита и получение денег хотят разнести по времени, сроки оформления искусственно увеличить.
«Обратная связь в экономике отсутствует»
Об этом с удивлением говорят эксперты, указывая на абсурдность ситуации на рынке: чем выше ставка ЦБ, тем активнее «выжираются» кредиты. И не очень понятно, почему.
Внутренних стимулов не брать кредиты у компаний и населения сейчас действительно нет, и так будет до тех пор, пока экономика не растёт, а «пухнет» на оборонных госзаказах. Население перекинулось с льготной ипотеки в автокредиты, опасаясь роста утильсбора. Кроме того, появилась новая и довольно многочисленная группа заёмщиков с относительно высокими доходами — семьи участников войны и занятых в оборонке.
Для бизнеса и тем более госкомпаний рублёвая ликвидность осталась единственным доступным источником финансирования, а военный разгон экономики позволяет надеяться расплатиться по кредитам. С начала года выдачи кредитов госкомпаниям выросли на 8,7%, до 300 млрд рублей.
Появились первые робкие признаки торможения: в июле, после завершения льготной ипотеки и повышения ключевой ставки до 18%, кредитование впервые замедлилось, однако всё ещё продолжает расти высокими темпами. При сохранении июльских темпов по итогам года кредитный портфель банков вырастет на 18–20%, что лучше показателей 2023 года (23%), но и это слишком много.
Кредит и депозит
Рекордный рост банковских депозитов на фоне рекордного роста кредитов, объясняет экономист Дмитрий Прокофьев, - это «две стороны одной медали».
Формула здесь простая: кредиты, которые берут люди – расходуются на покупку товаров/услуг и… оборачиваются депозитами – на счетах тех, кто эти товары/услуги создает/продает/предоставляет.
Но, поскольку спрос на потребительские товары/услуги, подогретый кредитованием, опережает предложение, – мы получаем рост цен. Проблемы же с недостаточным предложением потребтоваров объясняются тем, что ресурсы, необходимые для их производства, поглощает «обрабатывающая промышленность», финансируемая правительством почти без ограничений. А компенсировать дефицит импортом сейчас не получается: если считать в деньгах, импорт даже восстановился до уровня 2021 года, но, «в товарах» ситуация другая – это уже и другие товары, и другое качество, и другие поставщики. И, что главное, - другие приоритеты.
Плюс – в теоретической ситуации нехватки валюты для оплаты импорта, правительство легко пожертвует потреблением в пользу производства, на которое сделана ставка.
«Чем дальше – тем быстрее экономика «разделяется на две»: «потребительская (для людей)» – живет в кредит, а «производственная (для правительства)» – оплачивается из бюджета. Все риски такой модели принимают на себя – правильно, заемщики. Кредиты берут одни люди. Накапливают депозиты – другие», - резюмирует эксперт.
Решимость или мастерство?
«Ведомости» цитируют экономиста Bloomberg Economics Александра Исакова, который считает, что у правительства пока достаточный арсенал мер в борьбе с инфляцией через кредитование:
«Опыт показывает, что в вопросе контроля инфляции от правительства требуется скорее решимость, чем мастерство».
Вопрос лишь в том, не останутся ли реальные факторы роста кредитования за их рамками.
Среди эффективных мер, которых можно ожидать от министерств и ЦБ, можно перечислить перенос индексации утильсбора, мониторинг обоснованности цен на ключевые товары и снижение импортных пошлин. В широком смысле это пересмотр льготных программ и бюджетной политики, не исключая и бюджетное правило.