Найти в Дзене

История японской школьной формы: бунтарство, юность и свобода

Оглавление

Что приходит вам в голову при слове «униформа»? Скорее всего, её главная цель: заставить группу людей выглядеть одинаково. Однако в Японии это правило работало не всегда: зачастую школьная форма была олицетворением свободы, отображающим волю и желания носителя. В самой Японии школьная форма — это символ, а в остальном мире на неё смотрят как на привлекательный предмет гардероба. Давайте посмотрим, через какой путь прошла японская школьная форма, чтобы достичь этой точки.

Появление школьной формы

Появление школьной формы можно отнести к 1879 году, когда мальчики из богатых семей начали носить её при поступлении в частные школы. Для девушек же история униформы началась примерно в 1900 году. Тогда общепринятой для мальчиков была форма в военном стиле с фуражкой, а для девочек — широкие штаны хакама и кимоно. Введение школьной формы должно было дать студентам возможность свободно заниматься на уроках физкультуры. Также школьная униформа должна была обеспечить равенство в учебных заведениях, чтобы ученики могли заниматься наравне вне зависимости от своего социального статуса.

Слева представлена мужская униформа 1879 года. Ученица справа одета в хакама (это именно штаны, а не юбка) и кимоно.
Слева представлена мужская униформа 1879 года. Ученица справа одета в хакама (это именно штаны, а не юбка) и кимоно.

Намба Томоко, доцент токийского университета Отяномидзу, изучающая школьную форму, объясняет:

«Итоговое решение принимало руководство школы, но даже до того, как хакама стали официальной формой, девушки брали инициативу на себя, начинали носить хакама сами или же просили руководство школы об их введении. Молодые девушки с самого начала чётко выражали свою позицию по поводу формы».

В то время большая часть Японии всё ещё носила кимоно. Женщины стали носить западную одежду позже мужчин. Перемены начались с Рокумэйкана — здания в западном стиле, которое было построено, чтобы встречать (и впечатлять) высокопоставленных гостей с Запада. Готовясь к этим приёмам, японские женщины впервые начали надевать европейские наряды. Однако в то время западная мода была доступна лишь женщинам высших сословий. Отсюда и появился уникальный стиль, в котором смешалась японская и западная одежда.

Под влиянием западной моды, всё активнее проникавшей в японское общество, к 1920-м годам женская школьная униформа полностью сменилась на одежду в европейском стиле. Особую популярность среди студенток снискала форма, вдохновлённая одеждой моряков. Сегодня она известна как матроски, или セーラー服 сэ:ра: фуку.

Матроски в то время приобрели огромную популярность и вытеснили другие виды формы. В то японцы люди не покупали готовую форму в магазинах, а шили самостоятельно. Лёгкость изготовления стала ещё одной причиной популярности матросок.

Слева — матроска, справа — форма в западном стиле
Слева — матроска, справа — форма в западном стиле

Эксперименты с разными стилями

Намба Томоко рассказывает, что девушки экспериментировали с формой с самого её появления:

«Школьная форма изначально была символом элиты, так что люди, одетые в неё, автоматически привлекали внимание. Кроме того, до войны за единообразием формы следили не слишком строго, так что можно было переделать стандартную форму под свой собственный вкус».

Даже сегодня в большинстве средних школ парни носят форму с высокими воротничками, а девушки — матроски. Однако некоторые школы заменяют такую форму на пиджаки.

1921 год
1921 год

Девушки-бунтарки меняют школьную форму

После эры популярности матросок, начиная с 1920-х, девушки стали носить топы в сочетании с длинной юбкой. Если же студентам не нравилась стандартная форма, то они находили разные способы сделать её более модной.

Изменённая школьная форма. В тренд вошли смелые решения: яркие подкладки для воротничков у парней, а у девушек стали популярны широкие штаны и короткие топы, а также длинные юбки.
Изменённая школьная форма. В тренд вошли смелые решения: яркие подкладки для воротничков у парней, а у девушек стали популярны широкие штаны и короткие топы, а также длинные юбки.

Заметные изменения стали происходить в 60-х. Их причиной стал бум движения スケ番 сукэбан. Этот термин означает женские бандитские группы. Их противоположностью были 番長 бантё: — банды, в которые объединялись парни, которые хотели в дальнейшем стать якудза. Подростки, входившие в эти банды, были типичными бунтарями: игнорировали школьные правила и были известны своим плохим поведением на уроках и агрессией по отношению к другим ученикам.

-5

Для них также был важен внешний вид. Они красили волосы, девушки носили яркий макияж. Для обычных студентов стиль хулиганов выглядел пугающе, но вместе с тем очень круто. В то время дети испытывали на себе сильное давление со стороны общества: жёсткие вступительные экзамены, стресс, конфликты с родителями и учителями бывали в жизни каждого подростка. Поэтому мятежный дух хулиганов находил отклик и в сердцах обычных школьников, и многие подражали их стилю. А сами бунтарские субкультуры со временем были увековечены в популярной культуре, где их образы заметно романтизированы.

В реальности же поведение банд с каждым годом становилось всё жёстче, и вскоре насилие в школе и преступность среди несовершеннолетних стали проблемой для японского общества. «Развращение начинается с одежды» — такой слоган использовал столичный департамент полиции. Полиция рассказывала о стиле сукэбан и о том, как вычислить бунтарское мировоззрение по одежде. Чтобы бороться с хулиганством, были установлены более строгие правила касательно униформы. Тогда в истории школьной формы началась новая эпоха.

Появление брендовой школьной формы

После того, как требования к школьной форме ужесточились, появилось движение за отмену школьной формы, «убивающей» личную свободу и индивидуальность студентов. Тогда же куда более значение начали придавать стилю униформы, и среди учеников обоих полов стали популярны пиджаки.

Некоторые школы даже стали вводить особо «модную» форму для того, чтобы привлечь учащихся. К примеру, форма на изображении ниже сделала свою школу безумно популярной, заведение буквально ломилось от заявок.

Эта форма с пиджаком, созданная в 1984 году для школы Каэцу Гакуэн, стала символом школы того времени.
Эта форма с пиджаком, созданная в 1984 году для школы Каэцу Гакуэн, стала символом школы того времени.

«Я подумал, что школам необходим новый стиль, так что я добавил пиджак к традиционной форме. Я очень счастлив, что эта идея была хорошо принята и стала отражать привлекательность школьной поры», — говорил Ясухара Макото, создавший эту модель. Он работал в компании Tombow, специализирующейся на производстве униформы.

Позже Tombow начала регулярно привлекать дизайнеров для создания брендовой формы.

Школьная форма + уличная мода

В 90-х годах японские старшеклассницы стали законодательницами моды. Даже производители, стремясь создать популярный продукт, стремились спервы узнавать мнение юных девушек.

В то время произошёл расцвет новой субкультура — コギャル когяру. Это было ответвление более крупной субкультуры гяру, представительницы которой были независимы, интересовались модой, носили яркий макияж и смелую одежду. Когяру называли тех девушек-гяру, которые ещё были учащимися и использовали школьную форму в своих нарядах. Общество обязывало юных модниц носить форму, так что они решили сделать её символом своего стиля.

Когяру носили мини-юбки, гетры и трикотажные кофты вместо пиджаков. Сначала этот стиль был распространён лишь среди богатых и популярных старшеклассниц Токио. Однако в 1995 году певиц Амуро Намиэ популяризировала стиль когяру по всей стране: она появлялась на сцене с загорелой кожей, в мини-юбке и сапогах, ставших её фирменным стилем. Этот образ мигом завоевал популярность школьниц по всей Японии. Производители формы, стремясь привлечь потребителей, тоже не прошли мимо нового тренда, и ввели в форму мини-юбки.

Современные когяру
Современные когяру

Влияние субкультур сказывалось не только на женской форме, но и на мужской. В конце 80-х токийский район Сибуя стал популярным местом тусовок молодёжи. Именно там зародился новый стиль: в моду вошли длинные волосы, кожаные куртки и джинсы, сидящие на бёдрах очень низко и порой демонстрирующие нижнее бельё. Вдохновлённые смелой сибуйской модой, старшеклассники начала 90-х привнесли в школьную форму оверсайз-брюки с незаправленными рубашками.

-8

Эти модные веяния был распространены по всей стране вплоть до 2000-х годов.

Производители школьной формы, разумеется, следили не только за японской, но и за мировой модой, и старались следовать и ей. Они всегда соблюдали требования, установленные школами, но, к примеру, количество пуговиц на пиджаке или глубина v-образного выреза менялась в соответствии с мировыми тенденциями.

В наши дни девушки в Японии всё чаще могут носить брюки в качестве школьной формы. В соответствии с нынешней модой их делают более узкими, чем раньше. Сама униформа становится удобнее и экологичнее, а материалы позволяют стирать её дома, а не сдавать в химчистку.

Популярность школьной формы даже вне школ

В настоящее время в средних школах популярны матроски для девушек и пиджаки с воротником-стойкой для парней, а в старшей школе они сменяются на пиджаки для всех. Также увеличивается количество школ, в которых форму и вовсе отменяют или делают правила менее строгими. Однако многие, даже несмотря на свободу выбора, предпочитают носить школьную форму.

Японские принцессы Мако и Како в форме, 2010 год
Японские принцессы Мако и Како в форме, 2010 год

Почему же так происходит? Ученики говорят, что форма позволяет им не тратить время на раздумья, что же надеть. Кроме того, подростки зачастую комплексуют по поводу своей повседневной одежды. Есть и более романтичный ответ: школьная пора бывает лишь раз в жизни, это единственное время, когда человеку удаётся поносить форму — и японцы хотят запомнить это время.

Униформа проделала долгий путь и теперь является незаменимой частью студенческой моды. Японцы испытывают к школьной форме особые чувства: она символ прекрасной поры подросткового возраста и юности, символ времени, определённой глава в жизни, которая открыта только в течение ограниченного времени. Школьная форма — это что-то вроде сакуры для Японии. Цветки распускаются лишь на короткое время, а потом исчезают, и люди наслаждаются их кратковременной красотой. Так происходит и с формой.

-10

Понравилась статья? Ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь (´• ω •`)ノ