Найти в Дзене
Fon Kraft

Урок труда по-новому | Какие уроки добавятся в новом 2024 году | Моделистов услышали?

Оглавление

- Ма-а-ам, я сегодня в школу не пойду, - с утра заявил Вовка и натянул одеяло на уши не желая слушать родительских нотаций.

- Ну, как же это ты не пойдёшь, Вовочка? - удивлённо протянула родительница, пытаясь стащить одеяло с сонного сына.

- Да ну-у! Опять Ленка будет дразниться. Петров плеваться. А Колька отберёт портфель и будет заставлять курить. Не пойду!

Вовка резко выдернул одеяло из рук матери и завернулся в него, как египетская мумия в свои бинты.

- Вовочка, - мать присела рядом на край кровати и погладила жёсткие вихры на голове сына: - Как же ты не пойдёшь? Во-первых, тебе сорок лет. А во-вторых, ты - директор школы!

Нажмите на картинку, если автоматически не показывается ГИФ. Когда не очень рад первому сентября
Нажмите на картинку, если автоматически не показывается ГИФ. Когда не очень рад первому сентября

01 сентября нынешнего года в школу возвращаются уроки труда. А иначе чего бы мне вдруг вспомнился этот старый бородатый анекдот?

Изначально я даже порадовался такому новшеству: шутка ли - у школяров появятся навыки работы руками.

Согласно новому закону, разрешение родителей для привлечения учащихся к труду больше не требуется. В пояснительной записке говорится, что закон принимается «в целях усиления роли труда в воспитательном процессе». Председатель Госдумы Вячеслав Володин утверждал, что на этих изменениях настаивали учителя и родители школьников.

"А, может, всё не так плохо"? - размышлял я: "Ведь были же периоды в истории нашего государства, когда трудовое обучение убирали "за скобки", как ненужное".

Как учили труду в СССР

Например, в 1927-ом году в целях "Политехнического воспитания" предполагалось, что учащиеся усвоят приёмы столярного и слесарного дела, токарной обработки металлов, а в сельских школах - чаще всего - приёмы сельскохозяйственного труда.

В старших классах добавлялись навыки, востребованные в наиболее важных и распространённых производствах, например: переплётное дело, обработка древесины, металлов, монтаж электрооборудования, домоводство, приёмы сельскохозяйственного труда и т.д.".

Помните плакаты с призывами: "Комсомолец - все на самолёт! (корабли. танки. автомобили и т.д."? Так вот это из того же "политехнического воспитания".

Агитационный плакат в СССР, призывающий к полезности ручного труда и ремёсел
Агитационный плакат в СССР, призывающий к полезности ручного труда и ремёсел

Но спустя 10 лет, в 1937-ом году трудовое обучение было отменено. Впрочем, через два года сообразили, что поторопились и вновь поставили на обсуждение: "Трудовое обучение в школе". Увы, вернуть не успели - разразилась Вторая Мировая война.

А я ещё думал, и долго думал: как так получилось, что у станков работали вчерашние дети - сегодняшние школьники? Кто-то должен был их всему этому обучить. И не задень, не за два. Если мужики на фронт подались, то - кто? А вот, оказывается, десятилетие трудового обучения принесло свои плоды: кто-то научился, кто-то запомнил, кто-то заинтересовался. Так понемногу-потихоньку и создался производственно-технологический тыл СССР.

Отгремела война, восстановили порушенное Народное хозяйство и в 1954-ом учебном году предмет Ручной труд" вновь был введён в сетку школьного начального образования. А с 1956-го учебного года - и во всех остальных классах среднеей школы.

В начальной школе был введён "Ручной труд" (1 ч в неделю), в 5-7-х классах - практические занятия в учебных мастерских и на учебно-опытных участках (2 ч в неделю), в 8-10-х классах - практикумы по машиноведению, сельскому хозяйству и электротехнике.

В чём секрет послевоенного промышленного роста в СССР

Во 2-й половине 50-х гг. в 8-10-х классах преподавался курс "Основы производства", включавший: в городской школе - машиноведение, основы промышленного производства (на примере конкретного предприятия), автодело, электротехнику, а в сельских школах – сельское хозяйство, машиноведение, основы растениеводства, животноводства, электротехнику и электрификацию сельского хозяйства.

Практические занятия в слесарной мастерской в 80-ые годы прошлого века. СССР. Хроника
Практические занятия в слесарной мастерской в 80-ые годы прошлого века. СССР. Хроника

Вообще, 50-60-ые годы прошлого века, на мой взгляд, были Золотым Веком школьного трудового обучения. Посудите сами: в 1958-65 в учебный план введено производственное обучение (12 ч в неделю в 9-10-х классах), предполагавшее овладение каждым учащимся определённой профессией.

То есть после выпускных вечеров новоиспечённый гражданин приходил во взрослый мир уже с профессией, а государство получало общественно полезного члена общества.

Но обязательное производственное обучение было отменено: не было необходимой материальной базы, квалифицированных учительских кадров, возникли трудности в удовлетворении различных профессиональных интересов школьников.

Но уже в 1966 году обязательное производственное обучение было отменено. К этому времени выявились серьёзные недостатки в его организации: не было необходимой материальной базы, квалифицированных учительских кадров, возникли трудности в удовлетворении различных профессиональных интересов школьников. Согласитесь: как же это похоже на ситуацию в наши дни? То есть, за 60 лет ситуация так и не смогла измениться в лучшую сторону.

Производственное обучение сохранялось только в тех школах, которые имели соответствующие условия. 

Вместе с тем нельзя сказать, что государство вообще ничего не делало для исправления ситуации. Например, уже с 1967/68 учебного года на трудовое обучение отводилось 2 часа в неделю в каждом классе. В начальной школе занятия проводились по единой для всех школ программе (элементы техники, обслуживающего и сельскохозяйственного труда). Для средних и старших классов было разработано несколько вариантов программ, что преследовало две цели: дать возможность школам строить трудовое обучение в соответствии с производственным окружением и имеющейся материальной базой; учитывать интересы учащихся и возможность их включения в трудовую деятельность на местных предприятиях.

В старших классах трудовое обучение организовывалось преимущественно в форме трудовых политехнических практикумов в условиях школы. Использовалась и производственная база, в первую очередь, межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК) и учебные цехи предприятий, поля и фермы колхозов и совхозов. 

Интересно: многие ли молодые люди сегодня имеют хоть какую-нибудь рабочую "корочку"?
Интересно: многие ли молодые люди сегодня имеют хоть какую-нибудь рабочую "корочку"?

И, скажу я вам, всё это возымело действие. Вспомните годы махрового развития СССР? Они приходятся, как раз, на 50-60-ые годы: народ бредил новыми горизонтами, новыми заводами. Кто был кумиром миллионов в СССР в это время? Физики, геологи, строители и монтажники. Не верите? Посмотрите культурный пласт той эпохи: кинофильмы "Высота", "Девушка без адреса", "Дело было в Пенькове", "Живёт такой парень" - кто главные действующие лица? Простой рабочий, такой, какие встречаются на каждом шагу.

Через десять лет руководители государство поняли, что на одних рабочих далеко не уедешь и хорошо бы повышать квалификацию рабочего класса. Фильм "Большая перемена" популяризирует и учёбу, и оставляет в тренде рабочие специальности.

В 1977 было увеличено время на трудовое обучение в 9-10-х классах (до 4 ч в неделю), в его основу было положено свыше 20 профилей трудового обучения, в том числе электротехника, радиоэлектроника, металлообработка, деревообработка, основы строительного дела, машиностроительное черчение, обработка тканей, торговое обслуживание и др. Обучение по каждому из профилей предусматривало активное привлечение учащихся к производительному труду, а для желающих - приобретение массовой профессии; дальнейшее развитие получили УПК, ученические производства, бригады и т. п. 

Молодёжь за токарным станком в СССР
Молодёжь за токарным станком в СССР

Развал СССР и закат эпохи Человека созидающего

Казалось бы - вот оно: победа созидающего труда над рабской доктриной капиталистического общества. НО!

Трудовое обучение и урок труда - банально - самый дорогой урок в школе. Куда дороже литературы, и даже химии и физики с их опытами и практическими занятиями. Проведение занятий по трудовому обучению требовало от школы значительных финансовых затрат: инструментально-станочная база, расходные материалы, сырьё, энергоресурсы - всё это требовало денег. А в 80-ые годы прошлого века экономика СССР и так изрядно пошатнулась. Тут уже не до металла для школяров да ткани для школьниц - тут надо было решать задачи поважнее. И финансирование этой области начало закатываться.

Оборудование школьных мастерских устарело, местами было списано. Новое закупать было не на что. Хуже того - из школы уходили педагоги-технологи, которые не могли прокормить семьи на копеечные зарплаты педагогов. Катастрофически падало стремление как к физическому труду, так и к инженерно-конструкторским направлениям. Престиж работы в цехе, у станка, в мастерских стремительно катился к нулю. Развал СССР вколотил последние гвозди в гроб системы технического обучения: быть техническим специалистом стало непрестижно. Более того, "инженер" стало синонимом слова "неудачник", не говоря уже о позициях: слесарь, столяр, токарь, рабочий.

А теперь давайте посчитаем: прошло свыше 30 лет, как булькнуло в Лету техническое обучение детей. Никто не помнит да что там - никто не знает: как надо работать в сфере технологического обучения? Как выявлять детей, заинтересованных в технике и науках. И что с ними потом делать дальше - тоже неизвестно. И, немаловажное, кто это будет делать?

За эти деньги кандидат должен обладать навыками и квалификацией сварщика 4-5 разряда.
За эти деньги кандидат должен обладать навыками и квалификацией сварщика 4-5 разряда.

За эти деньги кандидат должен обладать навыками и квалификацией сварщика 4-5 разряда, а кроме того:

  • Предпочтителен опыт работы ручной дуговой и полуавтоматической сварки;
  • 4-5 разряд по рабочей профессии "Сварщик".

А, простите, для чего специалисту с профессией "Сварщик" 4-5 разряда идти обучать оболтусов, если его ждут на заводах:

И, главное: смену отработал - и ушёл ни клят, ни мят. Ни тебе открытых уроков, отчётности и прочих проверяющих из ГОРОНО
И, главное: смену отработал - и ушёл ни клят, ни мят. Ни тебе открытых уроков, отчётности и прочих проверяющих из ГОРОНО

Добавьте к этому наличие педагогического образования. Ну, и какого педагога смогут увидеть на уроках трудового обучения? Или девочку-теоретика после педколеджа, или запойного, реально, неудачника.

А вопрос финансирования, к слову, нигде не оговаривается: как будет повышаться зарплата педагога, чтобы привлечь в школу грамотные кадры; как решится вопрос с оснащением станками и инструментами; где брать сырьё и расходные материалы для практических работ? Кто мне даст ответы на все эти вопросы?

Вот поэтому, други мои, я весьма скептически и уныло отношусь к радостным крикам о восстановлении трудового обучения в школах. Уроки внедрять - это хорошо, это правильно. Но тут надо систему внедрять. А об этом-то как раз речи не идёт.

Моделизм станет обязательным в школьной программе с 01 сентября | Приняты поправки в закон "Об образовании"

Ну, а пока с 01 сентября 2024 учебного года нас ждёт следующая учебная сетка:

Предмет "Труд" будет включать в себя обязательные и вариативные модули. В первом-четвертом классах на труд отведут один час занятий в неделю, в пятом-седьмом будет по два часа, в восьмом-девятом классах - один час занятий в неделю.

Обязательные модули

В число обязательных войдут модули:

  • «Производство и технологии»;
  • «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»;
  • «Компьютерная графика. Черчение»;
  • «Робототехника»;
  • «3D-моделирование, прототипирование, макетирование».

Вариативные модули

К модулям по выбору относятся:

  • «Автоматизированные системы»;
  • «Животноводство»;
  • «Растениеводство».

Радует, что в обязательных программах значатся технология обработки и макетирование - на мой взгляд: это те самые столпы любого инженерно-конструкторского подхода. Дело осталось за малым: найти финансирование и для обучения, и для тех, кто будет учить школьников.

Ваш Fon Kraft, © 2024 год

Если понравилась статья - ставим "лайки" и проверяем подписку на канал: вдург её и не было никогда - тогда подписываемся.

PS. Поддержать развитие канала можно по реквизитам:

Вот по этим реквизитам: 2202 2036 8642 2249 (Алексей Г.)

Обещаю, что вся собранная сумма будет израсходована на покупку электрогенератора и ручного инструмента для наших парней, которые берегут наш мир и наши жизни.

Ученики в школьной мастерской
Ученики в школьной мастерской