Найти в Дзене
Одно время

Что такое краут-рок? Слушаем 5 классических альбомов жанра

Оглавление

Решил переслушать старую странную музыку не для всех и вас приглашаю к этому делу. Краут при всей своей цельности всё же разнообразен. В нем есть и мистическое направление, и космическое. Кто-то делал упор на живые импровизации, а кто-то на холодное синтезаторное звучание. У кого-то в музыке было больше чёткой и тяжелой гитарно-барабанной музыки, а кто-то предпочитал психоделическую размытость. Некоторые упёртые фанаты жанра даже относят к нему Station to Station Дэвида Боуи, видимо, из-за первого номера :)))) Но за счет этого разнообразия краут и интересен. Здесь каждая группа имела свое лицо. Попытаемся заглянуть в эти лица и мы.

Классики жанра Popol Vuh
Классики жанра Popol Vuh

Итак, если кратко, то краут-рок - жанр (или стиль, или направление - кому как нравится) немецкой музыки не для всех, появившийся в студенческой среде в конце 60-х. В нем смешаны рок, психоделия, авангардные эксперименты, электронная музыка и другие влияния, что уже индивидуально. Музыканты вдохновлялись Фрэнком Заппой, "Пинк Флойдом", "Революцией" битлов и многими проговыми и авангардными исполнителями второй половины 60-х. В свою очередь, краутрокеры повлияли на целые поколения музыкантов вовсе не немецких и вовсе даже не прогроковых и не психоделичных.

Amon Düül II - Yeti, 1970

-3

Культовый коллектив, один из первых краутроковых (если не первый, пусть фанаты меня поправят). Почему II? Потому что был еще раньше первый Amon Düül, но это, скорее, радикально-политический студенческий проект, чем группа (впрочем и группа с альбомами тоже).

С первой же минуты на слушателей обрушивается агрессивный шквал гитар и барабанов. Слышно, что это абсолютно живая игра без наложений. Не сказать, что это виртуозно исполнено, хотя гитаристы-то тут шпарят здорово. Но виртуозность тут, на самом деле, на десятом плане. Эта музыка вообще не про виртуозность и попадание в ноты. Тут даже лажают от души и искренне. Альбом двойной. Вторая пластинка полностью импровизационная и состоит из трёх композиций.

-4

Лирика наполнена нигилизмом, мраком, разобщенностью, безысходностью. Soap Shop Rock - совсем страх и ужас с аллюзией на Средневековье. Кстати, кто там интересовался шок-роком? Вам сюда! На стороне "Б" альбома явно присутствует влияние фолка, очень круто замешанного с психоделией. Акустические номера, вероятно, еще мрачнее электрических :))) Для своего времени это очень тяжелое звучание. Кстати, группа делал акцент именно на гитарном саунде - в составе два гитариста.

Kraftwerk, 1970

-5

Одна из самых значимых групп краута, известная далеко за пределами Германии благодаря своим альбомам второй половины 70-х. А это их первый альбом. Всем правит дуэт Ральфа Хюттера (клавишные, гитара) и Флориана Шнайдера (флейта, скрипка). С ними двое барабанщиков - Андреас Хохман и Клаус Дингер, которые спустя год образовали свой проект Neu!, игравший примерно в том же стиле.

Парни предложили принципиально механистичный инструментальный музон, где каждый инструмент звучит как будто пропущенным через компьютер. При этом через эти механизмы пропускаются различные жанры музыки - от фолка до хэви. Приготовьтесь, что ваши уши будут терзать звуками скрипки, звучащей как синтезатор, и синтезатором, звучащим как вой ветра в в голове шизофреника.

-6

Примечательно, что после того, как группа стала звездами, они чуть ли не открестились от раннего материала. Никогда не исполняли его и даже были решительно против переизданий на CD. И действительно, все издания этого альбома на компакт-дисках - пиратские. А как по мне, весьма милый и атмосферный музон, полный юношеского максимализма и тяги к парадоксам.

Can - Tago Mago, 1971

-7

Второй альбом группы под лидерством басиста Хольгера Шукая, повлиявший на многих и входящий в разнообразные рейтинги "альбомом всех времен". Здесь появился японец Дамо Судзуки, который привнес в звучание чистый шаманизм. И синтезаторы, оргАны Ирмина Шмидта, конечно, создают бесподобную атмосферу.

На виниле это была двойная пластинка - 7 композиций на 73 минуты. За основу взята импровизация на заданные темы. Запись проходила в исключительно минималистичных условиях. Всего два канала, минимум микрофонов, эффектов и наложений. Всё сыграно вживую, как есть. Потом Хольгер Шукай резал и клеил плёнки с наиболее удачными моментами.

-8

Это абсолютно потусторонняя музыка, навеянная идеями Алистера Кроули. Мы никого не призываем становиться его сторонниками - это плохо и ай-ай-ай вам, если вы этим занимаетесь. Здесь это, скорее, художественный образ, от которого музыканты отталкивались. Они называли этот альбом путешествием из света во тьму и обратно. Музыка наполнена шаманством, отсюда эта монотонность, эти наворачивания одного и того же фрагмента с постепенным усложнением и заполнением.

-9

Альбом требует погружения. Лично мне он всегда великолепно "заходит" после прослушивания не менее монструозного и страшного Alpha Centauri от Tangerine Dream того же года выпуска.

Tangerine Dream - Alpha Centauri, 1971

-10

Второй альбом немецкой электронной группы, представителей космического направления краут-рока. Лично у меня любимый у них и вообще, наверное, в космических жанрах. Бесподобный по звучанию, с леденящей душу атмосферой. Здесь только безжизненные космические пейзажи, созданные с помощью синтезаторов. И живые человеческие души, попавшие в этот пейзаж и трепещущие звуками флейты, раздавленные громоподобными барабанами.

Невероятный по силе и воздействию на слушателя альбом. Всего три композиции о взлетах, крушениях, катастрофах, смерти и жизни. Сочинение Эдгара Фрёзе сыграно им самим и еще четырьмя его единомышленниками. В Германии альбом разошелся тиражом аж 20 тыс. копий, что круто для такого жанра.

Ash Ra Tempel – Join Inn, 1973

-11

Четвертый альбом культовой краут-группы, не добившейся широкой популярности. Но именно культовый статус и привлекает к ней поклонников новых поколений. Здесь всего две композиции - по одной на сторону пластинки. И трое музыкантов Мануэль Гёттшинг (гитара), Хартмут Энке (бас) и всё тот же вездесущий Клаус Шульце (ударные, клавишные). Есть тут и отдельная вокалистка - Рози Мюллер. Она, кстати, еще играла на арфе и вибрафоне, но, увы, не здесь.

Здесь по сути играет трио. Эдакий краутроковый вариант Cream. Сплошная импровизация и джем - это всегда интересно, но всегда конструктивно, есть вероятность скатиться в месиво. Но здесь всё достаточно аккуратно. Вторая сторона - атмосферный амбиент с синтезаторным звучанием.

-12

Альбом во многом символичен для позднего краут-рока. Многие группы вскоре стали играть более амбиентную музыку, кто-то значительно трансформировал звучание. Те же Can во второй половине 70-х стали исполнять более разнообразную и мелодичную музыку, где уже были вполне себе песни. А Kraftwerk стали чисто электронным проектом.

Мануэль Гёттшинг
Мануэль Гёттшинг

Но жанр не умер, и многие исполнители (в том числе молодые) по сей день играют в нем. Пишите в комментариях, как вам старинные краутроковые группы и нравится ли в целом такая музыка. И называйте любимых исполнителей.

На посошок

А пока мы готовим для вас новый собственный материал, напомним об альбоме, который вышел у нас в этом году. На нем - записи песен нашей группы образца 1996 года. Я бы не сказал, что это на кого-то похоже в русскоязычной рок-музыке. Я не знаю вообще, на кого это похоже )) Но тем и лучше.

Вот тут у нас есть отдельный пост, где мы рассказываем о каждой песне из альбома. Скачать flac или mp3 можно на Бэндкемпе. Жмите на Buy Digital Album, вписывайте 0 (ноль) в окошко цены - и увидите заветное слово Download.