Найти тему
Одно время

Одно время - Немой разговор, 1996 (2024): нескромный пост о собственном творчестве

Оглавление

Из 1400 постов в нашем блоге это лишь второй нескромный, то есть посвященный группе "Одно время". Сегодня расскажем о нашем втором альбоме, который был придуман в 1996 году (и частично записан в виде "демок"). В 2023-24 я записал его самостоятельно. На мой взгляд, результат превзошел наши самые смелые ожидания образца 96-го года :))))) Так что мои тогдашний коллеги по группе были бы довольны.

В первом нескромном посте мы рассказывали, откуда есть пошла группа "Одно время". Повторяться не буду - ссылка на тот пост внизу этой страницы.

-2

Начнем с общих моментов - с музыкальных влияний на тот момент. В 96-м я уже завязывал с хэви-металом, хард-роком, но тяжелые звучания всё ещё владели моим умом и я всячески их продвигал. Сразу скажу, гранж и почти вся современная на тот момент популярная рок-музыка мне не нравилась. С другой стороны, во мне уже появилось влияние мелодичной и красивой музыки, например, тогда я открыл для себя Пола Саймона. Из русскоязычных коллективов наиболее влиятельным тогда оказался "Аквариум", причем я слушал не альбомы, а их концертные записи 93-96 годов, типа "Визит в Москву". Вот на стыке этих трех влияний и родилась музыка этого альбома.

Поиски жизни

Начало альбома должно быть ударным, и открывающий рифф песни для этих целей отлично подходит. Энергичная и даже напористая "открывашка". Тут моя тогдашняя любовь к хард-н-хэви выкатилась во всей красе. Но тупо копировать кого-либо мне не интересно, поэтому тут своеобразный вариант :))) Тематика песни задает смысловую направленность всему альбому. Я люблю песни с сюжетом, где что-то с кем-то происходит, а не просто "вера моя крепка". Здесь в аллегорической форме рассказывается, как герой ищет жизнь в разных, как сейчас говорят, локациях.

Но не хард-роком единым... В песне есть два амбиентных момента с загадочной атмосферой. Первый (с пульсацией сердца) идёт перед финалом и рисует картинку сна и ночного озера. Второй амбиент завершает песню. Мне хотелось, чтобы эта часть звучала, как у Genesis в Tonight Tonight Tonight (1985).

Разбитые игрушки

Еще одна аллегория. Под "игрушками" подразумеваются произведения искусства, которые становятся жертвами тотального презрения человечества к художественному миру. Уже в 1996 году я подозревал, что мир будет только деградировать и ценность искусства будет снижаться. И да... строчка "Сожжённого нами Нотр-Дам" оказалась пророческой.

В звучании снова влияние хард-рока. Простой рифф с "завитушкой" на конце. И эффектное сочетание фуззованных гитар и синтезаторных звуков, создающих напряженную атмосферу. Классическая панорама - слева и справа ритм-гитары, посредине - соло. Из "фишек" - смена тональности и темпа на третьем куплете.

Старый вокзал

Одна из моих любимых песен, лирический эпик о ностальгических чувствах. Помнится, он был навеян свежим на тот момент альбомом Yes - Talk. Хотелось добавить в песню легкого симфонизма и даже академичности, чтобы она не воспринималась как типовой "медляк". Здесь один темп на всю композицию, но она постоянно развивается, одна часть плавно перетекает в другую.

В инструментовке ожидаемо много синтезаторных звуков, разлив фортепиано, сэмплы скрипок. Но партии гитар здесь тоже, на мой взгляд, получились интересными и нестандартными. "Соляки" достаточно экспрессивны и подходят для этой композиции. Звучание вышло мягким и даже нежным. Здесь много деталей, типа тиканья часов или металлического призвука с длинным "хвостом" вдобавок к звуку малого барабана в финале. Словом, я старался сделать так, чтобы в мир этой песни хотелось вслушаться и погрузиться.

В театре

Шекспиру приписывают фразу "Весь мир театр и люди в нем актеры". Этой аллегорической песней я старался проиллюстрировать шекспировский тезис. Здесь зрители стоят в очереди за билетом на представление. И каждый желает занять лучшее место.

Тут стилистически мы уже уходим подальше от хард-рока. Хотелось сделать ясное и прозрачное звучание, даже размашистое. За размах отвечают довольно пафосные партии фортепиано :))) Куплеты максимально просты - там всего пара аккордов. Припева как такого нет, но есть припевные части куплетов, в которых звучание максимально насыщается. "Конфеткой" здесь выступает амбиентный и атмосферный третий куплет. Финал сделан а-ля оркестр, чтобы подчеркнуть театральность.

Ночь любви

Лирическая светлая песня о ночном полете влюбленных. Предельно ясная и понятная, что выражается, например, в простой и красивой мелодии повторяющейся гитарной партии. В основе - фолковое звучание, к нему подтолкнула тематика песни. А можно воспринимать ее и как вальс.

Хотелось, чтобы здесь многое звучало тонко. В припевах барабанные палочки заменены щеточками. Клавишные звуки создают атмосферу полета. Фузз в гитарах приглушен, чтобы они звучали нежно. В третьем куплете слайд-гитара ведет свой "разговор". А в финале перкуссия отсчитывает время до первых лучей рассвета.

Одинокая

Люблю композиции со вступлением. Здесь история об одинокой даме, которая возвращается в тишину дома после шумной вечеринки. И историю предваряет как раз вступление, символизирующее шум и грохот окружающего мира. На помощь приходит хэви-"тяжелячок" как выразительное средство :)))) Помнится, мне хотелось, чтобы вступительная гитарная партия звучала, как у Scorpions в их "балладах". Я слегка приблизил ее звучание к звучанию "скорпов". Пусть будет реминисценцией :)))

Мне нравится эта минорная песня, наполненная тоской о несбывшейся любви. Здесь такая нежная партия баса, "воркующий" органчик. Есть тут и амбиентная атмосферная часть в середине с красивыми и тревожными гармониями. Ближе к финалу песня переходит в мажорный лад, вступают немного пафосные духовые и духоподъемная гитара, бьют колокола. Ура!

Странник из дождя

Песни о дороге - классика в рок-музыке. Естественно, основой такой композиции должен быть кантри-рок. У меня, конечно, не совсем кантри-рок, но вступительная энергичная партия гитары - оттуда. По стилистике даже не знаю, с кем эту песню сравнить. Возможно, что-то от Pink Floyd в ней есть, но это не точно.

Вступительная кантри-партия гитары (на самом деле там одновременно три гитары играют одну и ту же партию) далее превращается в фуззованный рифф. Сознательно не делал здесь "забойных" гитарных соло, чтобы не смазать атмосферу. В финале соло простое, сознательно плывущее вдоль нот и выполнено с помощью рычага флойд роуз - для усиления драматизма. Здесь достаточно нестандартной барабанной партии (плюс перкуссия), которая ритмически разнообразит эту композицию. А еще здесь интересный звук синтезаторного оргАна - прям ретро-ретро.

Когда мой отец был молодым

Ностальгическая песня, написанная от лица молодого человека. И обращенная в те времена, когда "на берегах молчаливой реки свечи ставили Джаггер и Леннон" (у нас в Союзе в те времена было принято об этом молчать или по крайней мере не громко говорить). В ней много аллегорий, хотя смысл сводится к классическому "раньше было лучше" :)))) Начинается она с реминисценции на альбом Pink Floyd - Animals.

Куплеты наполнены тревожной атмосферой - для этого мне понадобились разные синтезаторные звуки. А куплеты нарочито вступают в контрапункт с куплетами и по ритмике напоминают... регги, хотя речь в них об Ирландии. Обожаю парадоксальные сочетания - в них проявляется некий неведомый доселе смысл. Изначально песня была длиннее и "инструментальнее", но за ходом времени я подзабыл, какие инструментальные навороты сочинял в 1996-м. Но, может, это и к лучшему. Получилось лаконично и чётко.

Легенда

Эта песня планировалась в альбом как "открывашка". Это легко понять по минутному вступлению, которое наращивает экспрессию. Но я переместил "Легенду" сюда и она стала "бриджем" к финальной медленной песне. Такую же примерно функцию выполняет One World на альбоме Dire Straits - Brothers in Arms. А текст написан под влиянием великолепной песни Грэга Лейка Lucky Man с первого альбома ELP (кстати, недавно мы его переслушивали в нашем блоге).

Стилистически и по звучанию это, разумеется, оммаж Deep Purple и их Burn. Многие слушатели это сразу раскусили - всё верно. Вероятно, мне тогда нужно было закрыть для себя тему DP, и после этой песни я их больше не слушал. Изначально "Легенда" планировалась именно в стиле Burn, с жесткими гитарами. Но сейчас я понял, что это будет тупая переделка, в которой минимум творчества. И сделал песню более синтезаторной, акцентировав внимание на звучании и ритмике барабанов. А здорово получилось )))

Мой светлый демон

Это классическая "финалочка" - "медляк", да еще с эпическим замахом, несколькими частями. Хотя изначально куплеты и припев принадлежали... разным песням ))) В тексте я ориентировался на традиции русской литературы в прочтении образа Демона. Все эти годы - с 1996-го - у меня была идея фикс найти сюда синтезаторный звук, сэмпл, что угодно, что звучало бы аналогично клавишам в песне Кейт Буш And So Is Love из свежего на тот момент альбома The Red Shoes. И я нашел звук, который мне нравится, одновременно похож и не похож на бушевский. Вы слышите его в куплетах.

Припев максимально простой и светлый по звучанию, всё внимание к мелодии голосов. В середине идет амбиентный "бридж" с сэмплом виолончельного звука. Этот кусочек я сочинил уже в наше время совершенно случайно. Сочинение заняло ровно столько времени, сколько этот амбиент длится в альбоме )))) А за ним идет мощный и агрессивный "прог-рок" - динамичная часть, где герой выходит из своего одиночества на шумные улицы и терпит крах. Здесь "фишка" в металлическом лязге ударных, который передает механистичность города. Но заканчивается все хорошо - добрым и уходящим вдаль припевом.

Вот такой второй альбом нашей группы "Одно время". Благодарю всех, кто прочел текст до конца, прослушал все песни и оставил опложительный или енгативный комментарий :))) Мы уже работаем на следующим альбомом.

Первый нескромный пост:

"Одно время" - рок-группа, интернет-проект и "оркестр одного актера": отвечаем на ваши вопросы