«Чем дальше, тем чудесатее и чудесатее!»
Какое это все-таки счастье для москвичей - увидеть гастрольные спектакли российских театров! Как прекрасно, что Красноярский театр юного зрителя привез второй раз свой именитый спектакль, получивший множество наград: специальный приз в номинации за «Яркий образец спектакля-феерии» (Москва, 2016) на фестивале-конкурсе «Золотая маска», национальную театральную премию «Арлекин» за художественное оформление спектакля и работу художника постановщика Даниила Ахмедова (Санкт-Петербург, 2016) и другие награды, которые «АлиSa» cобрала со дня премьеры в 2015 году.
Текст спектакля создан на основе двух сказок Л. Кэролла. Спектакль интересен и детям, и взрослым не только яркостью визуальных решений, но и многоплановостью подтекста.
Войдя в зал театра имени Вахтангова, уже чувствуешь себя в волшебном лесу. Странные звуки «чу-чу, чу-чу, чу-чу», летяющие по залу, шепчут о чем-то таинственном. Голубая дымка и огромная черно-белая проекция дерева на сцене тоже действовует абсолютно магически. Видеопроекции Дениса Зыкова и световое решение Тараса Михалевского создают ощущение, что в воздухе что-то витает.
К сцене пристроен выходящий далеко в зал подиум, и это значит, что персонажи будут максимально приближены к зрителям.
Начало спектакля пластическим языком представляет нам двух Алис, одетых в одинаковые голубые платья с одинаковыми прическами и колготками в бело-голубую клетку: взрослую, зашоренную, уставшую Алису ( Елена Кайзер) и Алису-подростка (Ксения Бабкина), радующуюся дождю, снежинкам, всему. И становится понятно, что это история о том, как маленький внутренний ребенок пытается вернуть радость жизни Алисе большой.
Их первое сближение показано режиссером очень интересно. Маленькая не только учит большую на подиуме, как покружиться, как сделать реверанс (она уже знает, что впереди встреча с королевой), но и делится своей силой. Девочка, наклонив голову, накрывает голову большой Алисы своими волосами (а волосы - это мифологема силы), как бы говоря ей : мы - родные, мы - сила, но нам нужно соединиться. Как это сделать? Как оживить своего внутреннего ребенка? На эти вопросы отвечает спектакль-феерия.
Вход в мир детства происходит через огромную, старинную книгу английского издания с бессмертными иллюстрациями Джона Тенниела. Маленькая Алиса открывает обложку и приглашает большую в путь звоном колокольчика. Внутри книги творится нечто головокружительное и мистическое : проплывает половинка тела, голова отдельно, чьи-то ноги как будто крутят педали.
Неожиданно зал оглушается тиканьем часов, сливающийся с грохотом лязгающей музыки. На сцену, танцуя, единой группой выходят люди, одетые в яркие костюмы в шахматную клетку. Грим и прически невороятные. Их жесткая энергия танца направлено прямо на зрителей, на подчинение (хореограф - Денис Бородицкий). Они символически изображают антимир Зазеркалья (модель антимира теперь существует в физике), мир жестких доминант.
Зазеркалье.
Белый кролик (Вячеслав Ферапонтов) выбрасывает на сцену мяч с циферблатом, и Алиса безуспешно гоняется за мячом. (Кстати, кэрролловеды считают, что Белый кролик -это шарж Кэролла на самого себя). Начинается борьба с линейным временем.
Так с самого начала путь большой Алисы к себе будет осложнен сюжетом борьбы живого с неживым, мира кукол - заводных людей, живущих в жестком режиме времени, по раз и навсегда установленным правилам, с миром живым.
Разрушать эти доминанты и оживать Алисе помогают клоуны Траляля (Александр Князь) и Труляля (Ренат Бояршинов), в белых костюмах с рисунком- маленькими черными пиками, и в черных шляпах. Они, как наследники традиции Славы Полунина, говорят на своем таматаматутайском языке и на языке жестов. И первым делом начинают играть со временем: протыкают мяч с циферблатом. А потом затевают игру с надуванием мяча и друг друга.
Так возникает другая важная тема - тема полета, полета воображения, который ничего общего не имеет с точным временем. И вот уже Алиса взлетает и кружит над сценой с книгой. Тема полета продолжается и в следующей сценке, когда клоун Траляля хочет изо всех сил полететь, машет руками, забирается на куб, потом машет отчаянно перьями. Все напрсно! Даже у зрителей спрашивает: «Матутай?», то есть «Полетели?», и показывает наверх.
Но чтобы полететь, рассказывает сказка, нужно победить в себе взрослого, отключить его контроль. На это и направлен весь спектакль.
Первое испытание Алисы - найди себя среди двойников. Сцена происходит под одну из песен, сочиненных композитором Евгенией Терехиной к этому спектаклю, - «Doors», в которой Алиса чуть не теряет себя, бегая от двери к двери и встречая своих двойников, под звучащую приговором считалочку: «Seven, eight, close the gate». В музыке отчетливо слышится поворот железного ключа. Она почти превращается в куклу. Ее руки застывают в одном положении, и она стоит как неживая. И опять на помощь ей приходят клоуны: «Тадам!».
Они снимают с нее наваждение игрой в разные превращения: то в курицу, то в обезьяну, то в ква-ква, то в Алису-хулиганку, которая уже не хочет подчиняться правилам игры. И все это ради живой жизни.
На сцене, продолжая сюжет о жизни-празднике, жизни метаморфоз, появляется огромная птица с золотыми крыльями и посылает нам, зрителям, огромные воздушные шары-яйца, которые начинают творить этот праздник. Это игра с природой, которую нельзя поймать за хвост и загнать в формулу.
Дети и взрослые в едином порыве катают их по залу, визжа от удовольствия. А может, это Шалтаи- Болтаи? Прием с шарами не новый, но в новом тексте и с новым смыслом. Поэтому прекрасно работает!
Во втором действии Алисе снова придется встретиться с антимиром. И клоуны, играя с большой Алисой, будут ей показывать, как побеждать зло, развивая воображение. Как увидеть убегающую мышку из-под мышки, как в ванне увидеть машину, как собрать из конструктора Чеширского кота и увидеть его улыбку с помощью новых технологий. Другими словами, как замечать метаморфозы, то есть учиться видеть диалектику живого мира: связь всего со всем!
Апофеозом темы метаморфоз станет выход прекрасной сине-зеленой гусеницы (Елена Половинкина), у которой на наших глазах надуется и заколышется фиолетово-синее туловище, а потом она превратится в не менее прекрасную бабочку на экране.
Продолжая приключения, Алиса одерживает с помощью маленькой Алисы победу сначала над Безумным шляпником, наказывающих всех за убитое время. Она уже не просто в ужасе смотрит на него, а сражается с ним. А его сила оказывается в шляпе.
Наконец, гвардейцы-барабанщики в медвежьих шапках пробьют час встречи с Червонной Королевой.
И опять зло окажется не тем, чем кажется. Червонная Королева (Анжелика Золотарева), гордо возвышающаяся в своей огромной юбке над караулом, распахнув ее и спустившись по лесенке, которая спрятана тут же, окажется злюкой маленького роста в коротких штанишках.
Костюмы и грим в спектакле тоже фееричны. Они придуманы Даниилом Ахмедовым, Романом Феодори и художником гримером Татьяной Даряло.
Алиса совершает еще один подвиг - спасает розы, исколов все пальцы. Партии Роз, что интересно, в спектакле отданы балеринам в белых пачках, которых Алиса будет поднимать и оживлять после окрашивания в красный цвет, любимый цвет королевы.
И тогда уж Королева двинет все свои силы против непослушной большой Алисы. На помощь ей придут, как всегда, маленькая Алиса и волшебные помощники - клоуны. Они покажут самый простой способ отогнать ужас: закрыть и открыть глаза. Может быть, мир уже изменился и не все так страшно?
Но конец у спектакля с грустинкой. Большая Алиса наконец обнимает маленькую, и та убегает в книгу. Но большая Алиса уже не в силах ее открыть. На самом деле, говорит сказка, нельзя вернуть детство никаким трюком, а только воображением и книгой, прочитанной в детстве.
PS. В спектакле нет знаменитых «логических» словесных игр Л.Кэролла, которые противопоставляют хаотичному миру свою логику. Здесь алогизм передан через игру с воображением зрителя, которая придумана режиссером-художником Даниилом Ахмедовым, вдохновившегося книгами Л.Кэрролла.