Найти тему

Источник всего - Дхармадхату, Дхармакайя, Ригпа

,,Дхармадхату" или ,,Чо-Йнг''на тибетском языке в переводе означает ,,источник всех дхарм". ,,Дхату" – это источник, а ,,дхармы" в данном случае означает ,,все феномены".

То есть все вещи, всё, существующее в нашем восприятии, своим источником имеют Дхармадхату. 

Под ,,источником" здесь не имеется в виду источник в причинно - следственной связи. Как если бы, например, столяр сделал стол или тумбочку, потом продал их

и в дальнейшем стул или тумбочка продолжали бы существовать безо всякого участия этого столяра, не имели бы к нему никакого отношения. Тут столяр является причинной связью.

 В смысле Дхармадхату можно было бы сказать так: столяр сделал тумбочку из самого себя и эта тумбочка продолжает существовать нераздельно от него самого.

 ,,Столяр - Дхармадхату " вообще способен создавать не только тумбочки, он способен создавать абсолютно всё, что существует.

Можно сказать, что Дхармадхату является источником всех феноменов так же, как океан является источником волн. Он является источником волн, но волны не существуют в отдельности от океана. Когда волны возникают, это как бы шевеление и изменение океана. Это движение океана.

Поэтому иногда Дхармадхату называют основой, базовым пространством всего существующего. 

Если называть наш подлинный адрес, то наш подлинный адрес будет не ,,Москва, улица Красных Патриотов, дом 26, квартира 17", а

,,Дхармадхату, Москва, улица Красных Патриотов, дом 26, квартира 17". 

Но мы не воспринимаем то, что мы живем в Дхармадхату, мы воспринимаем, что мы живем в Москве, Челябинске, Франции и так далее.

 Есть такое выражение – ,,ничто не существует вне пределов Дхармадхату"

То есть мир, в котором мы живем, это не что иное, как проявление Дхармадхату в форме данного мира. Это проявление Дхармадхату может измениться и мы можем оказаться в совершенно другом мире. Это опять же будет проявлением Дхармадхату.

Существует закон кармы.

 В христианской религии, если кто-то идет по улице, на него упало дерево и придавило, то с точки зрения христиан, это Господь специально уронил дерево, чтобы покарать человека за грехи. Дерево здесь - отдельно, человек - отдельный, дорога - отдельная и все они существуют совершенно отдельно.

 Буддизм говорит, что если дерево упало на человека, то это следствие кармы этого человека.

Но если нет Дхармадхату, то каким образом действует карма? Если никто не роняет на тебя дерево?

Карма действует просто как внутренний закон Дхармадхату. То есть, все вещи связаны воедино в Дхармадхату. Дхармадхату – это как источник света в голограмме. Все феномены - голограммы - сотканы из света Дхармадхату. Но это очень сложные голограммы. Кроме того, что они сотканы из света Дхармадхату, они имеют также свою собственную структуру. Так камень имеет структуру камня, атомную структуру и качества камня, а вода имеет качества воды, земля имеет качества земли.

——-

 Дхармакайя– это такое состояние бытия, при котором Дхармадхату воспринимается своей подлинной природой, как Дхармадхату. Воспринимается, как голограмма, а не как реально существующий мир.

Обычный человек может сказать: ,,мы все живем в Дхармадхату ". Он слышал идею, что ,,мы живем в космическом сознании" и так далее. Люди могут беседовать об этом, соглашаться с этим или не соглашаться с этим. Такие беседы и размышления относятся к уровню художественной литературы. Человек скажет, например: ,,да, это правильная идея, но она перечеркивает идею бога-творца". Или что-нибудь ещё в этом роде. 

 Он скажет: ,,да, это всё - Дхармадхату " и будет рассказывать об этом другим,

 он может воодушевиться, но его вИдение будет ничем иным, как просто обычным проявлением неведения. 

На уровне слов прямое знание Дхармакайи отсутствует. Это есть обычное вИдение неведения, при котором существуют отдельные фигуры людей, отдельные дома, отдельные города и между собой они никоим образом не сообщаются, только как причинно-следственная связь. 

Допустим, кто-то насыпал кучу песка и из песка потом кто-то слепил кулич. Но кулич, песок и насыпавший являются отдельными предметами. 

Когда ты узнаешь Дхармакайю, то ты понимаешь, что всё является проявлением единого источника, который есть Дхармадхату.

Дхармакайя - это когда Дхармадхату узнает самоё себя. То есть когда ты живешь в Дхармадхату и при этом знаешь, что живешь в Дхармадхату. Тогда это - Дхармакайя.

То есть ты непосредственно видишь мир, как проявление Дхармадхату.

Состояние знания этого источника называется ригпа. Ригпа является доказательством существования Дхармадхату. Когда ты узнаешь ригпа, то есть узнаешь подлинную природу Дхармадхату, которая идентична подлинной природе твоего ума, ты уже не размышляешь, правильная эта идея, хорошая, нехорошая. Ты уже выходишь из уровня художественной литературы и переходишь на уровень знания.

Как если бы перед христианским священником неожиданно возникла бы огромная светящаяся фигура и сказала: ,,Я есть Сущий, я есть Господь. Узнаешь ли ты меня?

Теперь ты меня знаешь. Теперь это не просто твоя идея". 

То же самое, когда ты узнаешь Ригпа, ты знаешь Дхармадхату и ты знаешь Дхармакайю. Теперь это уже не идея. Это меняет твое вИдение мира. Даже если твое знание только начальное, первичное. 

Но это должна быть реализация, тог ( тиб.). Это не должно быть просто проходным опытом, после которого ты возвращаешься из какого-то моментального вИдения в обычное ординарное состояние.

Чёджел Ринпоче говорил, что Дхармадхату это как бы объект, а ригпа это как бы субъект.

А Дхармакайя это как бы объект и субъект вместе.

Самбхогакайя - это не что иное, как сознание просветленного божества , которое проявлено в теле просветленного божества в мире прсветленного божества.

А Нирманакайя - это сознание просветлённого божества, которое проявлено в теле человека в обыкновенном человеческом мире. И поскольку в такую ситуацию можно попасть только по причине большого сострадания к существам, живущим в этом мире, то Нирманакайя на тибетском языке называется ,,тукже трулпе ку", то есть ,,великое сострадание, проявленное в теле".

Самбхогакайя – это такое измерение бытия, в котором всё проявленное воспринимается как проявление Дхармакайи.

 В данном случае твое тело хотя и является проявлением Дхармакайи на самом глубоком уровне, но на внешнем уровне оно есть не что иное, как проявление физических элементов, различных физических органов, кожи, костей, кровеносной системы и так далее. И все это возникает вследствие кармы.

А Самбхогакайя – это ,,тело великого блаженства" или ,,тело великого богатства".

Тело, возможности которого не ограничены абсолютно ничем. Дхармакайя проявляет тело таким, каким хочет. То есть как хочет, так и проявляет на благо всех живых существ. Оно абсолютно сильно, обладает абсолютными возможностями и абсолютно ничем не ограничено. Это и есть ,,тело великого блаженства, великого богатства".

Есть два определения Нирманакайи - внешняя нирманакайя и внутренняя нирманакайя. 

С точки зрения Дзогчен, внутренняя нирманакайя - это абсолютно все проявления, которые существуют в нашем сознании. Всё, что мы видим, все мысли, чувства, эмоции - но только

в том случае, если они сопровождаются распознаванием ригпа. То есть, когда мы распознаем ригпа и все это видим как проявления ригпа, то это внутренняя нирманакайя.

 Внешняя нирманакайя это когда в мир, обусловленный кармическим становлением, таким, как, скажем, человеческий мир, или мир животных, или мир каких-нибудь других существ, приходит сознание, которое

являет собой реализацию Дхармадхату, Дхармакайи.

У индусов это называется ,,аватар" - 

сознание, которое по своему уровню находится выше человеческого мира, но оно проявляет себя внутри человеческого мира.

В некоторых случаях к нирманакайе относят не сознания, а такие феномены, как очень прекрасное, очень сильное место. Или совершенное произведение искусства, или какой-то творческий акт, который высоко поднимает твоё сознание.

 То есть явления мира, которые способны очень позитивно и сильно воздействовать на сознания человеческих существ, также являются проявлением Нирманакайи в этом человеческом мире.

 В пределах обычного человеческого мира есть высокие проявления, есть низкие проявления. 

Скажем, кто-то может победить на конкурсе скрипачей и сыграть каприс Паганини на скрипке Страдивари. А алкоголик может впасть в состояние делирия и гоняться с топором за своей женой.

С точки зрения человеческого мира - это высокие и низкие проявления.

 Но с точки зрения Дхармадхату, Дхармакайи, их природа является одной и той же. 

Так же, как, скажем, из пластилина можно слепить омерзительную фигуру и можно слепить прекрасную фигуру. То есть это, как бы базовый пластилин. 

Разница только в степени очищенности сознания.

Узнавание природы Дхармадхату

 можно сравнить с действиями физика, который исследует материю. 

На нашем обычном уровне материя кажется твердой, плоской, непробиваемой. Дерево - деревянное, железо - железное, камень – каменный. Ученый берет микроскоп и другие более тонкие приборы и видит, что на самом деле камень, дерево и всё прочее состоят из атомов, электронов, протонов и так далее. И все это существует, блуждает в громадной пустоте.

Так же, когда мы распознаем сущность Дхармадхату, мы сквозь поверхность вещей прорываемся к ее сущности и видим вещи, как проявления этой сущности.

Дхармадхату это источник существования всех феноменов, среда обитания всех феноменов, и сами эти феномены.

Можно сказать, что это творец и мы живем внутри этого творца. Но этот творец – это не Господь с бородой, поскольку он сотворил также и Господа с бородой, и всех остальных богов и демонов.

Джанчуб-Дзонг
Джанчуб-Дзонг