Найти тему

Креатив в недвижимости, или Батл за кошельки

Оглавление

Конкуренция в строительной отрасли обостряется с каждым годом. Участникам рынка приходится изворачиваться и придумывать нетривиальные решения, чтобы «попасть» в человека. Какие креативные идеи показали свою эффективность? Что нового предлагают девелоперы, архитекторы, маркетологи? Что из недавно придуманного стало востребованным и превратилось в must have? Эти и другие вопросы обсудили эксперты онлайн-дискуссии, организованной отделом конференций «РБК Петербург» и проектом «Retrogradu.Net – Архитектура Петербурга».

К креативу участники рынка относятся по-разному. Урбанист, социолог и руководитель московского бюро CM.International Петр Кудрявцев, например, предпочитает синоним «творчество». И если для архитектора творчество – это эстетика, образ, внешний облик здания, то для урбаниста вначале – слово, некая история, на которую затем нанизываются все составляющие проекта. «Наша задача – складывать вместе архитектурные объекты в единый организм через слова, цифры, благоустройство, логику, мастер-планирование».
Словесной эквилибристикой считает пафосные «творчество», «креатив» Евгений Герасимов, основатель архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»: «Блок сказал, искусства не нового не бывает. Поэтому все, что делается сегодня, это новое. Архитектура основывается на трех принципах: польза, прочность, красота. Польза и прочность – понятны, а красоту каждый понимает по-своему. И каждый делает по-своему, невозможно сделать один в один. Например, Кваренги подписывал свои проекты не как Джакомо Кваренги, а Тень Палладио. Он стал от этого хуже? Нет. Он копировал Палладио? Нет, он вдохновлялся. Он просто делал свою работу, делал ее так, как понимал», – поясняет г-н Герасимов.
По словам партнера и главного архитектора столичного бюро APEX Антона Бондаренко, московские проектировщики чаще употребляют слово «удивили». И если прохожего цепляет какой-то проект – значит, архитекторы накреативили. «Я постоянно живу в каком-то стрессе, потому что удивлять надо всегда, на каждом объекте. Сейчас идет ожесточенная борьба среди девелоперов и самих проектировщиков», – делится г-н Бондаренко.

ЖК RED7 (Москва)
ЖК RED7 (Москва)

Трендсеттеры креатива

«Что мы понимаем под креативом в недвижимости? Это возможность познать разнообразие людей, покупателей; почувствовать, предугадать их потребности, – рассказывает заместитель гендиректора фонда «Дом.РФ» урбанист Антон Финогенов. – Как в американском фильме (Inception), внедрить идею, чтобы человек поверил в то, что это будущее. В данном случае будущее символизируется через планировочное или архитектурное решение. К покупке недвижимости в России относятся очень серьезно, это главная покупка в жизни. Поэтому важна и яркая обертка. Считаю, что креатив – это хорошее понимание того, как меняются люди, их потребности. А внедрение в тренды – высший пилотаж в креативе».
По его мнению, за последние 5-7 лет рынок недвижимости сделал больший рывок, чем за предыдущие 15-20 лет. Но конъюнктура в разных мегаполисах разная. Например, в Москве, где очень дорогая земля, – тренд на строительство небоскребов, в том числе и жилых. Петербург благодаря охранному статусу пошел по пути усложнения типологии мало- и среднеэтажного жилья. В то же время остаются регионы, в которых как будто и не было 30-летней архитектурно-градостроительной эволюции. Но в отдельных небольших городах реализуются проекты доступного жилья вполне себе столичного, даже европейского уровня: «Сильно продвинулся рынок Ижевска, очень неплохие проекты в Набережных Челнах. И этот список городов с населением условно 300-600 тысяч стал достаточно длинным. На таких рынках зачастую креатив даже начинает опережать. В Барнауле девелоперы, даже федеральные, в чем-то становятся креативнее, чем в Москве и в Петербурге, потому что продать по 100 тысяч рублей за кв. м качественное жилье и окупить проект гораздо сложнее, чем по 300-500 тыс., как на столичных рынках. Зачастую наиболее успешные региональные девелоперы становятся трендсеттерами».

Многоуровневый двор на стилобате. ЖК «Дом Булычев». (Киров)
Многоуровневый двор на стилобате. ЖК «Дом Булычев». (Киров)

По мнению Евгения Герасимова, уровень продукта в крупных мегаполисах сегодня примерно одинаковый: «Это параллелепипеды, обернутые в некую структуру и упакованные в праздничную упаковку. Поэтому тут вопрос вкуса (этой упаковки). А соревнование больше перешло в другую плоскость – кто лучше расскажет о своем продукте. И здесь идет ожесточенная борьба между креативными или брендинговыми агентствами; настоящий батл за кошельки покупателей».
Немного иной точки зрения придерживается его коллега Антон Бондаренко. По его мнению, новые тренды последних 7-10 лет в архитектуре пока еще не видны. «Мы сейчас не проектируем «коробки». Меняется силуэтность застройки, форма самого здания, появляются вентфасады; здание перестает быть прямоугольным, хотя бы наверху. И это начинается уже такая среднестатистическая архитектура. Москва нуждается в каких-то интересных зданиях, но и средовая архитектура, поверьте, начинает меняться».
Как отметил главный редактор «Делового Петербурга» Игорь Павловский, пока ипотека была доступной, функциональность, красота улучшались с каждым новым проектом: «Но это было до июля. А вот что и как будет дальше развиваться – на это будет интересно посмотреть». При нынешних ценах на недвижимость это действительно вызов для строителей, архитекторов и для маркетологов с креативщиками.
Руководитель и управляющий партнер Ассоциации REPA Юлия Солодовникова опасается, что теперь будут срезать бюджеты и креатив упадет. Компания недавно провела исследование и выяснила, что один из важнейших факторов для покупателей (после цены и локации) – репутация застройщика. Только после этого идут планировки, благоустройство территории, социальная инфраструктура вокруг и пр. «Такой вот комплексный подход при выборе недвижимости. И все выходящие проекты учитывают этот тренд», – говорит г-жа Солодовникова.

Функции как идеи

«Был момент, когда все кинулись открывать общественные пространства; потом – дворы без машин, потом еще что-то. А задача вдумчивого, качественного использования квадратного метра как была, так и осталась. Можно ли считать это креативом, не знаю. Но наполнение зданий сейчас правда радует: где-то появляются картины, арт-объекты, а где-то – очень интересные решения по использованию забытых углов, которые раньше были не нужны. А сейчас там собираются дети и что-то творят. Это так приятно», – делится генеральный директор «Свобода Групп» Станислав Баканов.
Он также отмечает приятные перемены и в градозащитном сообществе: от яростных протестов, бросаний под бульдозеры, жалоб Бастрыкину активисты перешли к симпатичным акциям. Недавно, например, они открыли выставку из 150 картин с изображением обреченных на снос домов, которые хочется сохранить. «Это здорово, это такой вдумчивый, правильный подход. Мы – как агентство, которое сопровождает девелоперов с другой стороны (находящееся в противодействии с градозащитниками), – много времени тратим на то, чтобы придумать какие-то симпатичные и правильные истории, чтобы донести ценность нового здания».
Если говорить о функции, то 95% от всего строящегося сегодня – это жилье, констатирует Евгений Герасимов. И девелоперы всегда искали и будут искать пути эффективной продажи. «Вспомним знаменитый Дом со львами (гостиница Four Seasons). В свое время им владела княжна Гагарина. Его делали и под театр, который не пошел, и под рестораны, и под квартиры внаем. Владельцы, как девелоперы, экспериментировали с наполнением, чтобы повысить привлекательность. Так было всегда. Функция, которая не выживет, отомрет. Жизнь и рынок все поправят. Не думаю, что функционал жилых домов принципиально меняется, как и базовые потребности человека. Все остальное – девелоперский поиск», – уверен архитектор.

Фото: фотогалерея сайта отеля Four Seasons Lion Palace St. Petersburg
Фото: фотогалерея сайта отеля Four Seasons Lion Palace St. Petersburg

Однако изменение масштаба проекта требует иного подхода к функциональному наполнению. По мнению Петра Кудрявцева, для проектов КРТ на 2,5 млн кв. м приходится придумывать разные «магниты» не столько районного, сколько общегородского и даже общероссийского масштаба. Вплоть до филиала крупнейшего музея, например Третьяковки. «Это – ненормируемые третьи функции, сверх благоустройства и всей остальной инфраструктуры. Очень интересная задача».
Юлия Солодовникова уверена, что нужно знать свою аудиторию: на кого ты работаешь, кому хочешь продать, как эти люди думают, где они гуляют, какие у них мысли, потребности. Потому что обычно заказчики исходят из своих интересов и мыслей.
«А самое главное – найти интересную форму, с помощью чего можно дойти и достучаться. У всех проблема одна – «попасть» в человека, зацепить его, – говорит Игорь Павловский. – Я до сих пор помню совершенно потрясающий мультик, который был выложен в одну из групп градозащитников, где очень четко, просто представлена история Охтинского мыса. Даже я с удовольствием посмотрел. Вот простой пример, банальный такой, но цепляет, забирает, и ты не можешь от него оторваться, досматриваешь до конца. Наверное, таких вещей не хватает».
Станислав Баканов вспомнил приятный опыт работы с проектом Евгения Герасимова – элитным домом Art View House от «Охта Групп». «Конечно, там есть паркинг, но, если говорить про креатив, мы тогда стали позиционировать проект с Rolls-Roys Friendly паркингом. И паркинг был сертифицирован Rolls-Roys. Не знаю, насколько это поменяло картину, так как он все равно был запроектирован таким большим, но стоимость кв. м в доме тогда увеличилась».
Петр Кудрявцев считает существующую систему креатива (с точки зрения рекламы и маркетинга) немного порочной. Он предлагает привлекать коллег с самого начала работы над проектом. Таким образом у них родилась креативная идея с ЖК «Шагал». «Но «Шагал» – не имя художника, а глагол – «шагал». Это 15-минутная шаговая доступность, ты можешь в этом квартале дойти до любого места за 5-15 минут. Это заложено изначально нами в мастер-плане и в идеологии проекта».
С ним солидарен и Антон Бондаренко, который при работе с рядом заказчиков сразу просит подключать специалистов по маркетингу. «Эта важная коллаборация, которую нужно создать в самом начале. Только тогда может получиться качественный и классный проект, на который не надо будет придумывать никакую упаковку».

Халмурат Касимов