Найти тему
#IT-надзор

Так ли важны технические аудиты сайта при SEO?

Оглавление

Технический аудит сайта является одной из столбов в фундаменте SEO услуг. Он присутствует буквально везде, т.к. является универсальным инструментом как в обойме маркетинга (привлечение или переманивание клиента), так и непосредственно в работе над сайтом, когда клиент уже подписал договор.

Подрядчики SEO услуг в целом могут начинать работу с клиентом, опираясь на технический аудит. И это нормально. Нередко они предлагают делают его вам "бесплатно" (по доброте душевной - чтобы сделать интернет лучше).

Надеяться, что бесплатный аудит будет качественным, разумеется, приходится не всегда. Как и со всем бесплатным в этом мире. Одни компании минимизируют издержки и генерируют технический аудит в полностью автоматическом режиме, другие - могут делать даже ручной вариант аудита силами специалиста (например, новичка в SEO). Так или иначе, анализ вашего сайта в безвозмездном режиме на мой скромный взгляд скорее лишено смысла. Поэтому всерьез надеяться на него с точки зрения повышения эффективности вашего бизнеса - Я бы точно не стал.

Правильный технический аудит - это инструмент ручной работы, и бесплатным он быть не может.

В рамках же работы над сайтом техническому аудиту так же часто уделяется повышенное внимание, вне зависимости от вашего формата взаимодействия с клиентом: в рамках подписки, комплексных работ по SEO или разработке сайта с нуля.

Технический аудит - важен? Конечно! - скажет вам любой подрядчик. И это верно, но как и везде - есть свои подводные камни. Как и во всем в нашем мире - всё должно быть в меру.

Что такое технический аудит сайта в SEO?

Нейросеть не понимает что такое технический аудит сайта
Нейросеть не понимает что такое технический аудит сайта

Технический аудит - это выработанный комплекс рекомендаций для конкретного сайта, который содержит перечень ошибок, как правило - технического характера и пути их исправления.

Проще говоря, технический аудит - это поиск ошибок, которые могут препятствовать продвижению сайта в интернете или ухудшать его взаимодействие с пользователями.

Чаще всего аудит проводится по чек-листу, состоящего из большого числа пунктов - для качественного полного аудита может потребоваться 150 и более пунктов.

Как подсказывает логика - для аудита (т.е. объективного анализа) нужен и сам объект - т.е. сайт. Чем более функционально сложен сайт - тем более обширный аудит потребуется от специалистов.

Технический аудит должен быть комплексным, иначе он не будет эффективен. Частичное выполнение работ не даст того эффекта, которое ожидается от аудита, если целью не является выполнение конкретных задач.

Разумеется, из 170 пунктов можно выделить и реализовывать только часть, чем и пользуются агентства и подрядчики по SEO. Как правило, есть базовая часть аудита, расширенная и полная.

Нужен ли мне аудит, если у меня «Идеальный сайт»?

Сразу могу сказать одну сакральную вещь: идеальных сайтов не существует, и практически на любом сайте можно найти множество «технических ошибок», которые «срочно требуют внимания». Ну, так говорит вам любой менеджер по продаже маркетинговых услуг.

Вот как аудит сайта видит нейросеть
Вот как аудит сайта видит нейросеть

А если серьезно - то сайт как живой организм - требует осознанного ухода, обслуживания и периодической диагностики, которой и является, собственно, технический аудит. А иногда - и лечения. Но обо всем по-порядку.

На самом деле, надо признать, что не все ошибки, вписанные в чек лист - являются столь страшными и необходимыми для исправления. В чек-листе могут встречаться уникальные пункты диагностики, которые формально являются ошибками, но абсолютно ни на что не влияют.

Ранее, например, было популярно проверять код на валидность (через соответствующий валидатор). Если его открыть, то мы обнаружим, что:

  • Например Facebook имеет 73 замечания и 28 ошибок (!)
  • Маленькая страница Ya.ru имеет 68 замечаний, из которых 20 ошибок
  • Самое смешное, что даже сама страница w3.org имеет 38 замечаний (но, правда, ни одной ошибки - за что им честь и хвала)
-3

Спросите - на что влияют эти ошибки? Во-первых, нужно анализировать, что за ошибки. Где-то они объективно требуется внимания (например, неверно написаны html-теги или не указаны обязательные атрибуты), а где-то это просто рекомендация соблюдения стандарта.

Но фокус в том, что данный сервис любим специалистами по аудитам, потому что 100% сайтов можно обозначить как "не проходящим" W3 валидацию кода. И это будет правдой.

Нужно ли устранять эти замечания за ваши деньги? Вопрос риторический.

Разберем пример чеклиста технического аудита

Давайте отойдем от теории и глянем пример чеклиста технического аудита. В целом, на мой взгляд - неплохой, небольшой - но соответствующий среднему уровню SEO.

Доступен по ссылке »

Я сегментировал немного пункты аудита по степени важности и по тому, можно ли это все это автоматизировать. Сугубо для примера, конечно.

Выборка «не совсем важных пунктов» показывает, что из может может сделать за нас скрипт:

-4

3-4 пунктом как мы видим идут те самые «валидации» о которых Я говорил выше. Причем, устранение таких вещей может удивить вас по стоимости и срокам исполнения.

На самом деле не все пункты указаны однозначно - например «настройка .htaccess» как таковая вещь не важная (т.к. если сайт работает - то он уже настроен), а вот если в ней предполагается включить анализ настройки всех видов редиректов и ограничений - то это совсем другое дело. Но обычно такие пункты выделены в отдельный чек, поэтому ... верим написанному.

Как видно – «не важных» не так и много - всего 7 пунктов из 67. А с «так-себе» ценными – получается уже 14.

Важный ньюанс, что такой мини-аудит из 15 пунктов можно составить полностью автоматически с выдачей результата без модерации.

Такой аудит может реализовываться бесплатно - например, при рассылке по холодной базе. Основной плюс аудита - что он бесплатный не только для заказчика, но и для подрядчика. Основной минус - в полезной нагрузке такого отчета. Который, увы, часто - минимален.

Пример автоматического аудита, рассылаемого по почте в холодном режиме.
Пример автоматического аудита, рассылаемого по почте в холодном режиме.

Другая часть списка – предполагает возможную автоматизацию работы, при этом результаты действительно будут важны для клиента:

-6

Как мы видим, довольно внушительный список. Сложность работ не разбирается, где-то это серьезная аналитика, где-то простой взгляд робота. Пока берем количеством.

Из него - 39 пунктов (58% от общего числа) можно автоматизировать, т.е. они при этом могут являться условно-бесплатными для подрядчика, и довольно информативными для клиента.

Такой аудит может составляться уже в формате бесплатного аудита при подаче заявки. Для качества - он, конечно, должен модерироваться реальным сотрудником и содержать конкретные выводы и предложения.

Посмотрим же на печень из пунктов, которые нельзя (или затруднительно) сделать без участия человека:

-7

Как видим - 28 пунктов из нашего аудита (около 40%) требуют личного вовлечения сотрудника, который как минимум должен оценить полученные результаты, а в большинстве случаев - самостоятельно делать часть работы по анализу.

Эти пункты редко делаются в бесплатном формате, и включаются уже в непосредственную работу над SEO проекта.

Как определить, какие пункты важные а какие нет?

-8

В этом и заключается основная сложность. Заказчик, который не разбирается в технической стороне дела, не всегда может определить, насколько те или иные пункты важны для его бизнеса и какой эффект даст их решение (и даст ли вообще).

Надо понимать, что часть пунктов несут рекомендательный характер [чтобы было], и с высокой долей вероятности никак не повлияют на эффективность и результаты вашего сайта.

Так же нужно осознать, что часть пунктов, требующих серьезных доработок, но которые влияют на эффективность сайта и его продажи - могут потребовать от Вас больше денег, настолько больше - что Вы, возможно, откажетесь от их реализации.

Подрядчик при этом всегда будет подходить гибко к вопросу - он может согласиться с вашим отказом и не планировать действительно нужные работы, при этом продать вам больше [не важных пунктов]. Как говорится, клиент всегда прав - но ... не всегда доволен.

Нередки так же случаи, когда аудит содержит очень много информации - например, PDF больше 100 страниц, где описан не только перечень работ (малая часть файла), но и вся теоретическая история SEO с примерами и выдержками (...в разговоре с SEO давайте вспомним средние века...). Заполнение отчета «водой» - довольно популярный прием, который добавляет красочность отчету аудита, но не добавляет объективной конкретики.

Кроме воды, аудит может заполняться техническими терминами, которые требуют приглашения пояснительной бригады. Большей части заказчиков эти пункты ничего не скажут - например «Сквозные блоки (неявные дубли, похожий контент, мета)» - это просто набор терминов, не понятно что имеется в виду.

Если разбираться - то выяснится, что это «блоки текста, которые размещены на всех страницах сайта и могут иметь негативное влияние на ранжирование по нужным запросам». Уже понятнее, но не совсем - где их искать? Насколько важно это? Что это даст?

Это вопросы, на которые не всегда можно найти ответы как в КП на аудит, так и в самом аудите.

Зачем нужен технический аудит сайта?

Итак, мы подходим к ключевому моменту. Нужен ли вам аудит? И если да - то зачем?

Когда вам нужен аудит?

  1. Когда вы хотите продвигать сайт в SEO. С технического аудита всегда начинается продвижение сайта по SEO. Это, на мой взгляд, аксиома.
  2. Вы только создали проект, который планируете продвигать. Технического аудита всегда требует только что созданный сайт, который предполагается продвигать в интернете и/или который будет взаимодействовать с пользователями.
  3. У вас есть проблемы с сайтом. Это могут быть проблемы с продвижением (падение трафика, вылет из поисковых систем, наложение санкций, отсутствие индексации нужных страниц и тп)
  4. Текущее продвижение сайта вас не устраивает. Например, вы долгое время не можете попасть в топ поисковых систем по нужным запросам, не смотря на то, что являетесь лидером рынка.
  5. Необходимо улучшить взаимодействие сайта с пользователями. Не все сайты требуют SEO продвижение, однако технический аудит так же может быть полезен для поиска и решения проблем технического характера, например - чтобы улучшить взаимодействие с сайта пользователями (ошибки на страницах, битые картинки, не работают формы и тп).

Зачем вам нужен аудит?

Прежде чем заказывать технический аудит или соглашаться на его проведение - нужно понять: какую задачу вы решаете и чего хотите добиться.

Если же вам все-таки проводят аудит - нужно акцентировать внимание подрядчика на проблемы и задачи, которые вам нужно решить, например:

  • сайт медленно работает [проблема]
  • начали падать посетители / продажи [проблема]
  • появились конкуренты, которые заняли выдачу [проблема]
  • мы создали сайт, нужно подготовить для продвижения [задача]
  • на сайте много ошибок, на которые постоянно жалуются посетители [проблема]
  • на активно эксплуатируемом проекте рекомендуется профилактические аудиты как минимум каждые пол года [задача]
  • и т.п.

Для конкретной задачи правильный подрядчик может составить конкретный план работ и подобрать чек-лист для ее решения, не проверяя при этом HTML код на валидность.

Когда не нужно проводить аудит?

Конечно, кашу маслом не испортишь. (с)
Конечно, кашу маслом не испортишь. (с)

Аудитов можно проводить сколько угодно и когда угодно, а вот работы из его рекомендаций проводить можно не всегда.

Однозначно нужно много раз подумать, если у вас с сайтом и проектом «все хорошо» - т.е. он стабильно работает и приносит основной доход.

Не смотря на это, если Вы все равно отправились делать технический аудит с целью сделать сайт «еще лучше», а доход с него «гораздо выше» - то это может не только не принести пользу, но и добавить издержек или и вовсе навлечь на сайт дополнительные проблемы.

Одна из основ: Работает - не трогай!

Ключевое тут - слово "работает". Разумеется, живому сайту всегда нужны профилактические аудиты. Но не следует искать в аудитах невозможного - следует помнить, что аудит - лишь технический инструмент, а не волшебная палочка.

Был случай, как на старый действующий сайт в свое время прикрутили по рекомендации аудита модуль сбора клиентов, который был запрещен яндексом. В результате на сайт был наложены санкции на 9 (девять!) месяцев, выйти из которого не получилось.
Подобные истории происходили с людьми, которые пользовались накруткой поведенческих на старых сайтах.

Так что отдельные пункты, а особенно рекомендации по их внедрению нужно тщательно изучать.

Рекомендации для клиента

Тут хотелось бы внести несколько рекомендаций по деятельности вокруг аудитов.

1. Не реагировать на бесплатные аудиты. Думаю, это и так уже норма среди клиентов, которые с каждым годом все подкованнее в IT. Но раньше я часто встречался с паникой клиентов, которым пересылали автоматический «аудит» где «все плохо». На деле - любому сайту можно накидать ошибок, т.к. идеальных [в техническом плане] сайтов не бывает.

2. Периодические аудиты. Они должны быть всегда запланированы, если у вас есть действующий проект, который приносит основную часть дохода. Приветствуется, если аудит будут делать разные подрядчики (не только тот, который обслуживает или продвигает сайт). Не с целью дискредитации, а с целью помощи «третьей стороны».

3. Приоритизация задач. Не лишним будет потребовать от подрядчика, который будет делать аудит - расставить приоритеты для всех пунктов работ, которые он предлагает в результативной части.

Разделение должно быть осуществлено как по важности, срочности так и порядку их выполнения. Например, какие-то пункты (скажем, исправление критических ошибок) должны быть выполнены в первую очередь, не смотря на возможные трудозатраты. А другие (например, визуальные или контентные решения) - оставить на потом.

4. Объективный контроль. Очень важным (но, объективно, сложным для согласования) был бы пункт контроля подрядчика за эффективностью своих решений.

Т.е. подрядчик, по хорошему, не только должен рекомендовать работы и расставить их по приоритетам, но и уточнить - к каким результатам приведет данная доработка а в последствии - и зафиксировать эту результативность.

К примеру:

  • если это внедрение новой формы обратной связи, то «должна улучшиться конверсия в воронке продаж» (со слов подрядчика). В квартальном отчете должен быть вывод - улучшилась ли конверсия или нет.
  • если мы прорабатываем метаданные - то «должна улучшиться видимость сайта на данных страницах» (со слов подрядчика). Прошло 3 месяца? Давай проверим эти страницы.
  • и т.п.

И, разумеется, все это должно сопровождаться объективным контролем не с вашей стороны, а со стороны подрядчика и включено отчетностью по результатам проведения работ.

5. Личная ответственность. Это еще более больной вопрос по согласованию, однако вполне логичен и направлен на повышение КПД деятельности подрядчика и эффективности работ над вашим проектом.

Если рекомендуемые и выполненные подрядчиком работы не оказали никакого эффекта (особенно - обещанные самим подрядчиком) - то подрядчик, например, может (при претензиях со стороны заказчика) нести неустойку (например, в виде скидки или дополнительных работ).

Понятно, что возможно злоупотребление таким правом, однако это резко снизит "работу ради работы" и заставит увеличивать эффективность работы подрядчика над проектом.

В заключении,

Итак, можно резюмировать:

  • Аудиты нужны и важны;
  • Не все пункты в аудитах важны;
  • Аудиты нужно делать как для новых сайтов, так и для старых;
  • Важно, чтобы вносимые по аудиту решения улучшили проект, а не навредили ему;
  • Нужно, чтобы подрядчик нес ответственность за эффективность и результативность внедрения предлагаемых решений.