Найти в Дзене
Интересная техника

СТЗ-5: где находится единственный сохранившийся экземпляр артиллерийского тягача Красной армии

В 1930-е годы Красная армия активно моторизовывалась, что закономерно привело к появлению в РККА совершенно новых образцов военной техники. Так, обычные сельскохозяйственные трактора и грузовики начали замещаться специализированными тягачами. Одной из таких машин стал разработанный специалистами Сталинградского тракторного завода артиллерийский трактор СТЗ-5. В отличие от привычных тракторов он получил новую компоновку с кабиной над двигателем, что освободило сзади дополнительное место для кузова. Была добавлена пятая передача, изменены передаточные числа коробки передач, добавлены обрезиненные катки. Это позволило повысить скорость движения до 20 км/ч, что было гораздо выше, чем у гражданских тракторов. Водитель СТЗ-5 получил полностью закрытую кабину, а артиллерийский расчет - мягкие складные сиденья в кузове и складной тент для защиты от осадков. Первые СТЗ были собраны в 1937 году, и в итоге именно они к началу Великой Отечественной войны стали самыми массовыми артиллерийскими тяга

В 1930-е годы Красная армия активно моторизовывалась, что закономерно привело к появлению в РККА совершенно новых образцов военной техники. Так, обычные сельскохозяйственные трактора и грузовики начали замещаться специализированными тягачами. Одной из таких машин стал разработанный специалистами Сталинградского тракторного завода артиллерийский трактор СТЗ-5.

В отличие от привычных тракторов он получил новую компоновку с кабиной над двигателем, что освободило сзади дополнительное место для кузова. Была добавлена пятая передача, изменены передаточные числа коробки передач, добавлены обрезиненные катки. Это позволило повысить скорость движения до 20 км/ч, что было гораздо выше, чем у гражданских тракторов. Водитель СТЗ-5 получил полностью закрытую кабину, а артиллерийский расчет - мягкие складные сиденья в кузове и складной тент для защиты от осадков.

Первые СТЗ были собраны в 1937 году, и в итоге именно они к началу Великой Отечественной войны стали самыми массовыми артиллерийскими тягачами Советской армии. К тому времени их произвели более 4000 единиц, а за два последующих года, вплоть до занятия частями Паулюса Сталинградского тракторного завода, их было собрано ещё 8000.

Конечно, СТЗ-5 не был идеальным тягачом - для дивизионной артиллерии он был слишком коротким, бескапотная компоновка усложняла обслуживание мотора. Однако все эти недостатки с лихвой окупались достоинствами техники: высокой надёжностью и многотопливностью. Четырехцилиндровый двигатель тягача заводился на бензине, а после прогрева мог работать уже на дешёвом керосине или лигроине (тяжёлом бензине, нафте).

Уже в ходе войны немцы, захватив несколько СТЗ-5, решили повторить советский опыт, поставив задачу собственной промышленности разработать нечто подобное. Так и в вермахте вскоре появился гусеничный тягач RSO.

В основном СТЗ-5 приходилось буксировать 76-мм пушки, 120-мм гаубицы М-30 и зенитные орудия. Максимальное тяговое усилие на первой передаче составляло 4850 кг, так что при необходимости машина могла отбуксировать на передовую и более тяжёлое орудие.

Долгое время считалось, что все оригинальные СТЗ-5 были утеряны в ходе Второй мировой войны или были списаны и утилизированы. Однако в 1988 году в тульской области со дна Шатского водохранилища подняли «Катюшу» БМ-13-16 на шасси СТЗ-5. В 1941 году она провалилась под лёд во время боёв под Тулой.

"Катюша" на шасси артиллерийского тягача СТЗ-5
"Катюша" на шасси артиллерийского тягача СТЗ-5

Поднятая со дна машина на удивление оказалась в очень хорошем состоянии, поэтому удалось не только восстановить ее внешний вид, но и отремонтировать и запустить двигатель. В настоящее время эта уникальная «Катюша» находится у здания Историко-художественного музея в г. Новомосковске Тульской области.