В истории музыки много удачных примеров успешных коллабораций рок-групп с симфоническими оркестрами. Как правило, симбиоз двух разных направлений музыки дает развитие новым граням и становлению уникального звука, прежде всего за счёт расширения творческого горизонта музыкантов. Конечно, есть целое направление – прогрессивный рок, характеризующийся усложнением музыкальных форм и заимствованием идей из других направлений музыкального искусства, но данная идея изначально ставится в основу творчества коллективов.
Интересно другое направление, когда рок-группы и музыканты, зарекомендовавшие себя в сугубо узком направлении, вдруг выходят за рамки привычного творчества и умышлено идут на эксперимент с классической музыкой.
Зафиксировать и записать игру рок-групп и оркестра в студийных условиях крайне сложно, так как для этих целей понадобится большие помещения с огромным количеством инженеров, звуковых техников и рабочего персонала, а также многочисленные дорожки с зафиксированными отдельными инструментами. Финальное сведение и микширование мультитреков в единое произведение для создания общей звуковой картины занимает большое количество времени, тем самым процесс становится сложным и нерентабельным. Такую студийную запись может позволить себе узкий круг музыкантов высшего эшелона, например, The Beatles.
Удобнее и эффективнее арендовать концертную площадку или зал, заранее предусмотренный для выступления коллективов с большим количественным составом. Разовое выступление перед публикой зафиксировать на пленку и выпустить концертный альбом. Так поступили легендарные Deep Purple с диском «Concerto for Group and Orchestra» (выпущен 21 декабря 1969 года, номер по каталогу Harvest – SHVL767).
Позже последовали и другие музыкальные коллективы. Весьма удачный пример группа The Nice с альбом «Five Bridges» (выпущен 17 июня 1970 года, номер по каталогу Charisma – CAS 1014), коллектив Procol Harum со знаменитой пластинкой «Procol Harum Live: In Concert with the Edmonton Symphony Orchestra» (выпущен 18 апреля 1972 года, номер по каталогу Chrysalis – CHR1004).
Конечно, были и студийные релизы, например, дебютный альбом The Electric Light Orchestra «The Electric Light Orchestra» (выпущен 3 декабря 1971 года, номер по каталогу Harvest – SHVL797), но он включал ограниченный круг музыкантов-мультиинструменталистов, которые в студии кропотливо работали над записью каждого задействованного инструмента.
Идея соединения рока и классики не нова, но в направлении металлической музыки таких масштабных проектов не было до того момента, пока американская метал-группа Metallica не выпустила 23 ноября 1999 года альбом «S&M» (сокращено от «Symphony and Metallica», номер по каталогу Elektra – 62463-1), записанного 21 и 22 апреля 1999 года в «Общественном театре» города Беркли («Berkeley Community Theatre»), штат Калифорния, США, при участии Симфонического оркестра Сан-Франциско (The San Francisco Symphony Orchestra) под управлением дирижёра Майкла Кэймена (Michael Kamen). Кэймен сочинил дополнительный оркестровый материал для нескольких песен группы.
Концерты были приурочены к празднованию «официального дня Metallica», который мэр Сан-Франциско Уилли Льюис Браун-младший (Willie Lewis Brown Jr.) объявил в городе 7 марта 1999 года.
Альбом стал «S&M» последним в дискографии группы, записанным в составе: Джеймс Хетфилд (James Hetfield), Кирк Хэмметт (Kirk Hammett), Ларс Ульрих (Lars Ulrich) и Джейсон Ньюстед (Jason Curtis Newsted). Последний вскоре покинет коллектив из-за разногласий.
Двухдневный проект «Metallica & San Francisco Symphony» и последующий альбом «S&M» изначально получили смешанные отзывы. Вместе с тем, диск обрел большую популярность у слушателей и меломанов. Альбом получил статус «мультиплатинного» бестселлера и разошелся громадными тиражами по всему миру. Уже в 2010-х года критики более благосклонно оценивали эксперимент метал-группы с оркестром.
Двадцать лет спустя Джеймс Хетфилд и Ларс Ульрих решили отпраздновать годовщину проекта «Metallica & San Francisco Symphony» двумя новыми концертами с симфоническим оркестром. Для указанной цели менеджеры группы арендовали крытую арену Чейз-центр (Chase Center) в районе залива Мишен города Сан-Франциско, штат Калифорния.
Дирижёром оркестра стал Эдвин Аутвотер (Edwin Outwater), который восстановил партитуры концертов 1999 года Майкла Кэймена, умершего в возрасте 55 лет в ноябре 2003 года.
Эдвин Аутвотер отобрал из Симфонического оркестра Сан-Франциско для выступления с Metallica более 80 профессиональных музыкантов. Оркестр включал две секции скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов, флейт, гобоев, кларнета, фаготов, труб, рожков и даже тромбонов.
Состав группы Metallica: Джеймс Хетфилд (James Hetfield), Кирк Хэмметт (Kirk Hammett), Ларс Ульрих (Lars Ulrich) и Роберт Трухильо (Robert Trujillo).
6 и 8 сентября 2019 года при полном аншлаге состоялось два концерта юбилейного проекта «Metallica & San Francisco Symphony». Оба шоу были записаны звуковым инженером Грегом Фидельманом (Greg Fidelman) для дальнейшего сведения и мастеринга в студии.
Фотограф Стэн Мусилек (Stan Musilek) отобрал фотографии участников группы и музыкантов оркестра для оформления обложки. Дизайн конверта подготовил художник Дэвид Тернер (David Turner), а персональный биограф Metallica Антон Корбейн (Anton Corbijn) написал историю мероприятия и сверстал красочный буклет.
Мировой релиз концертного альбома «S&M2» состоялся 28 августа 2020 года. 4 сентября 2020 года диск занял позицию № 2 в официальных хит-парадах Великобритании.
В США позиции № 1 хит-парада в разделе «Top Rock Albums» и позиция № 4 в US Billboard 200.
Концертный альбом «S&M2» также занял лидирующие позиции в национальных хит-парадах Австралии, Австрии, Бельгии, Канады, Чехии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Ирландии, Италии, Польши, Норвегии, Португалии, Швейцарии, Швеции.
Трек-лист концертного альбома «S&M2» группы Metallica и Симфонического оркестра Сан-Франциско:
Диск № 1:
01. «The Ecstasy of Gold» (instrumental) {Ennio Morricone} - 2:41
02. «The Call of Ktulu» (instrumental) {James Hetfield / Lars Ulrich / Cliff Burton / Dave Mustaine} - 9:14
03. «For Whom the Bell Tolls» {James Hetfield / Lars Ulrich / Cliff Burton} - 4:37
04. «The Day That Never Comes» {James Hetfield / Lars Ulrich / Kirk Hammett / Robert Trujillo} - 8:27
05. «The Memory Remains» {James Hetfield / Lars Ulrich} - 5:42
06. «Confusion» {James Hetfield / Lars Ulrich} - 6:41
07. «Moth into Flame» {James Hetfield / Lars Ulrich} - 6:18
08. «The Outlaw Torn» {James Hetfield / Lars Ulrich} - 10:03
09. «No Leaf Clover» {James Hetfield / Lars Ulrich} - 5:30
10. «Halo on Fire» {James Hetfield / Lars Ulric} - 8:17
Продолжительность звучания диска 67 минут 31 секунда.
Диск № 2:
01. «Intro to Scythian Suite» {Sergei Prokofiev} - 5:17
02. «Scythian Suite, Opus 20 II: The Enemy God and the Dance of the Dark Spirits» (instrumental) {Sergei Prokofiev} - 3:39
03. «Intro to the Iron Foundry» {Alexander Mosolov} - 1:03
04. «The Iron Foundry, Opus 19» (instrumental) {Alexander Mosolov} - 4:16
05. «The Unforgiven III» {James Hetfield / Lars Ulrich / Kirk Hammett / Robert Trujillo} - 8:19
06. «All Within My Hands (Acoustic)» {James Hetfield / Lars Ulrich / Kirk Hammett / Bob Rock} - 6:13
07. «(Anesthesia) - Pulling Teeth» (instrumental) {Cliff Burton} - 7:27
08. «Wherever I May Roam» {James Hetfield / Lars Ulrich} - 6:32
09. «One» {James Hetfield / Lars Ulrich} - 9:23
10. «Master of Puppets» {James Hetfield / Lars Ulrich / Cliff Burton / Kirk Hammett) - 8:29
11. «Nothing Else Matters» {James Hetfield / Lars Ulrich} - 6:39
12. «Enter Sandman» {James Hetfield / Lars Ulrich / Kirk Hammett} - 8:45
Продолжительность звучания диска 76 минут 40 секунд.
Диск № 3:
В зависимости от формата DVD или Blu-ray содержит видеозапись концертного выступления группы Metallica и Симфонического оркестра Сан-Франциско. В качестве дополнительного материала представлено промо-видео песни с живого выступления «All Within My Hands» {James Hetfield / Lars Ulrich / Kirk Hammett / Bob Rock} и семиминутный документальный фильм «Behind the Scenes: Making of the Show» режиссера Уэйна Ишема (Wayne Isham).
Смотрим небольшой видеоролик:
Продолжительность видеодиска около 3 часов.
Итоги прослушивания альбома «S&M2» группы Metallica и Симфонического оркестра Сан-Франциско.
Диск № 1.
Первой композицией альбома «S&M2» стала знаменитая инструментальная сюита итальянского композитора и дирижёра Эннио Морриконе (Ennio Morricone) «The Ecstasy of Gold» («L'estasi dell'oro»), написанная им в качестве одной из тем для художественного фильма режиссёра Серджо Леоне (Sergio Leone) «Хороший, плохой, злой» («The Good, the Bad and the Ugly»).
Музыкальная тема, символизирующая золото, впервые вышла в декабре 1966 года на альбоме, включающий музыку из фильма (номер по каталогу EPL 2890S).
Metallica ранее использовала композицию «The Ecstasy of Gold» в качестве вступительной музыки для своих концертов, включая первый альбом «S&M».
Классика вестерна начинается (intro) со вступления Симфонического оркестра Сан-Франциско. Музыке начинают подпевать зрители в зале. Хороший разогрев публики и аппетайзер перед основным меню блюд.
Инструментальная композиция группы «The Call of Ktulu» со второго студийного альбома коллектива «Ride the Lightning» (выпущен 27 июля 1984 года, номер по каталогу MRI 769), отсылающая к литературному творчеству американского фантаста Говарда Филлипса Лавкрафта (Howard Phillips Lovecraft), начинается с медленного перебора струн акустической гитары. По мере развития основной темы композиции напряжение нарастает.
В отличии от первого альбома Металлики и Симфонического оркестра Сан-Франциско «S&M», где во время записи «The Call of Ktulu» выделены рок-инструменты, здесь сделан акцент на партиях оркестра и фоне «тяжелой» сольной партии гитары Кирка Хэмметта.
Со второй части композиции (отметка на пятой минуте) звучание меняется на доминирование рок-инструментов, а струнная и медная секция оркестра вытесняются на второй план.
Басовая партия Роберта Трухильо звучит «тяжелее», монолитнее и более «вязко» по сравнению с игрой Джейсона Ньюстеда (Jason Curtis Newsted) из альбома предшественника «S&M».
Третья часть «The Call of Ktulu» (восьмая минута композиции) возвращает к акустическо-симфоническому финальному крещендо под рев зрителей в концертном зале.
В итоге, слушатели альбома «S&M2» получают более удачное решение аранжировки и отличный пример «сплава» звучания оркестра и металл-группы.
Слушаем:
Трек «For Whom the Bell Tolls» также дебютировал на альбоме «Ride the Lightning». Версия с концертного альбома «S&M2» начинается с массированного звучания ударных инструментов и бас-баранов оркестра на фоне струнной секции и гитар.
Четкий ритм демонстрирует (особенно заметно с отметки 1 минута 40 секунд) «слегка измененное» прочтение классического номера группы в более мягком ключе. Вокал Джеймса Хетфилда на второй минуте звучит яростно на фоне пения зрителей, знающих песню наизусть от первой до последней ноты.
Композиция «For Whom the Bell Tolls» держит напряжение до финального момента и позволяет услышать много новых нюансов.
Смотрим фрагмент записи выступления:
Металлическая баллада «The Day That Never Comes» в студийной версии представлена на альбоме «Death Magnetic» (выпущен 12 сентября 2008 года, номер по каталогу Warner Bros. Records – 508732-1). На альбоме «S&M2» песня дебютирует в новом сплаве звучания и отлично сочетается с оркестровым сопровождением. Ритм-секция Металлики резонирует в унисон со скрипками и контрабасом.
Необходимо отметить, что за годы совместной игры Metallica с бас-гитаристом Робертом Трухильо группа превратилась в единый и слаженный механизм двигателя машины, работающий на полной мощности. Данный альбомный трек тому хорошее доказательство. «The Day That Never Comes» звучит мощно, уверенно, динамично, слажено.
Убеждаемся:
Впервые песня «The Memory Remains» вошла в состав студийного альбома «Reload» (выпущен 18 ноября 1997 года, номер по каталогу Elektra – 62126-1). Трек был записан при участии британской певицы и актрисы Марианны Фейтфулл (Marianne Faithfull) в студии «The Plant» города Саусалито, Калифорния, США.
Версия «The Memory Remains» с Симфоническим оркестром Сан-Франциско лишь выигрывает от симбиоза с классикой, даже при отсутствии вокальной части Марианны Фейтфулл.
Со второй минуты композиции звучит интересное (переработанное) соло партия гитары Кирка Хэмметта, сыгранное им в более «квакающем» и «плавающем» саунде (звуковой эффект wah-wah). Опять же выкрики и рёв зрителей в зале только стимулирует к «живому» исполнению известного номера группы с альбома «Reload».
Композиция «Confusion» впервые издана на студийном двойном альбоме группы «Hardwired... to Self-Destruct» (выпущен 18 ноября 2016 года, номер по каталогу Blackened – BLCKND031-1). В данном случае трек «Confusion» еще один дебют в обновленном звучании с партиями оркестра.
Бешеный ритм и вокал Джеймса Хетфилда идут в возрастающей динамике. Рев вокалиста и бас-гитара уместно гармонирует со струнной и медной секцией.
Слушаем:
Песня «Moth into Flame» также является составляющим альбома «Hardwired... to Self-Destruct».
В стерео миксе трека «Moth into Flame» издания «S&M2» на виниле и компакт-диска нет такого доминирования оркестра. Сугубо металлическая композиция с вкраплениями и вставками симфонического оркестра в духе титульной песни художественного киносериала про Джеймса Бонда (James Bond).
Вокал Джеймса Хетфилда звучит быстро, местами переходит в откровенный речитатив из-за того, что песня играется «живьем», более динамично и драйвово, чем студийная версия.
Фрагмент выступления группы с оркестром:
Сложно структурированная композиция «The Outlaw Torn» изначально была выпущена на диске «Load» в июне 1996 года (номер по каталогу Elektra – 61923-1).
Концертная версия песни с Симфоническим оркестром Сан-Франциско начинается с необычного звучания струнных и фузз эффектом сольной партии гитары Джеймса Хетфилда пропущенной через транзистор. На пятидесятой секунде воспроизведения «The Outlaw Torn» вступает ритм-секция Metallica и оркестр. Аранжировка композиции в восточном стиле отсылает к произведениям Джорджа Харрисона (George Harrison), Deep Purple и «Kashmir» группы Led Zeppelin.
Самая продолжительная композиция альбома звучит медленно-тягуче с чётким басом и звучащими ударными инструментами Ларса Ульриха. Вокал Джеймса Хетфилда раздается по-волчьи, как в цикл полнолуния.
Именно за счёт спокойного темпа и десятиминутной длительности можно насладиться игрой группы с оркестром во всей красоте.
Написанная специально для исполнения группы с оркестром композиция «No Leaf Clover» звучала в 1999 году во время первого эксперимента Metallica и Симфонического оркестра Сан-Франциско. Песня вышла эксклюзивно на альбоме «S&M», а впоследствии стала классикой из концертного репертуара группы, которая даже «живьем» исполнялась со вставками фонограммы оркестра с альбома «S&M». После 2020 года музыкальный коллектив уже использовал на шоу запись симфонического оркестра с второй антологии «S&M2».
Именно в песне «No Leaf Clover» чувствуется влияние русской классической музыки, а именно при использовании эффекта подачи музыки от «спокойного» состояния до «яростной агрессии». Сет от «нежности» до «грубости» исходит корнями из произведений П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина и, например, его «Половецкого марша» из третьего действия оперы «Князь Игорь».
Именно из-за частично русских корней в музыке Metallica такая «слепая» любовь на постсоветском пространстве к творчеству коллектива.
Слушаем:
Песня «Halo on Fire» также впервые вышла на студийном альбоме «Hardwired... to Self-Destruct». К сожалению, трек «Halo on Fire» не является удачным примером сочетания рока и классического жанров. Не совсем понятна причина: или из-за особенностей записи и мастеринга; или дирижёр Эдвин Аутвотер не прочувствовал композицию, но оркестровая часть не всегда звучит в унисон в медленной части песни (особенно заметно до третьей минуты воспроизведения трека). Впоследствии ситуация несколько исправляется и звучание многочисленных инструментов выстраивается в единую линию мелодии.
Однако, действо музыкантов на сцене активно влияет на толпу зрителей в зале и звучание их подпевок не оставляет равнодушными слушателя первого диска альбома «S&M2»!
Отлично, но переходим ко второй части сет-листа концерта Metallica и Симфонического оркестра Сан-Франциско...
Конец первой части. Продолжение следует…
... здесь:
«Металлическая классика». Рецензия на концертный альбом «S&M2» 2020 года группы Metallica и Симфонического оркестра Сан-Франциско. Часть №2.