Рулевая рейка — важнейший элемент управления автомобилем. От её состояния во многом зависит безопасность передвижения на машине. Рассказываем‚ какие бывают рейки‚ какие встречаются неисправности и сколько стоит ремонт.
Для чего нужна рейка
Рулевая рейка представляет собой механизм, расположенный на передней оси автомобиля. Он передаёт усилие, которое водитель прикладывает к рулю, на колёса. Благодаря этому машина может маневрировать.
Механизм связан с рулевым колесом через рулевой вал, а с колёсами — через рулевые тяги и наконечники. Все современные автомобили оснащены рулевыми рейками.
Из чего состоит и как работает рулевая рейка
Рейка состоит из следующих элементов:
- корпус;
- червячная шестерня;
- рейка;
- подшипники;
- пружины;
- втулки;
- сальники;
- пыльники.
Когда водитель вращает руль, усилие передаётся на вал и через рулевой кардан попадает к червячной шестерне. Элемент вращается и смещает рейку в корпусе в соответствующую сторону. Эта энергия поступает на рулевые тяги и наконечники, которые закреплены на поворотном кулаке. Кулаки поворачиваются, и вместе с ними поворачиваются колёса.
Типы рулевых реек
Выделяют три типа рулевых реек — по виду усилителя, вместе с которым они работают. Про типы усилителей руля мы писали в отдельной статье.
Механические рейки
Это самый простой тип современных реек. Такие механизмы сейчас встречаются достаточно редко. Они не оснащаются никакими усилителями, поэтому, чтобы повернуть колёса автомобиля, нужно прикладывать много усилий. На машине с механической рейкой не очень комфортно ездить в городе, где часто приходится маневрировать в ограниченных пространствах.
Плюсы
Простая и надёжная конструкция
Не нужно обслуживать
Не очень дорогой ремонт
Минусы
Низкий уровень комфорта
Гидравлические рейки
Такие рейки устанавливают в системах с гидравлическим или электрогидравлическим усилителем. Смещать рейку помогает давление жидкости. Оно возникает благодаря работе насоса (механического или электрического). На машине с такой рейкой ездить гораздо комфортнее.
При этом усилитель нужно обслуживать каждые 30–40 тысяч километров пробега: менять масло и фильтр (если фильтр не предусмотрен — то бачок, в котором хранится жидкость). Если этого не делать, то в жидкости скапливаются продукты износа. Из-за этого быстрее выходит из строя насос, и его нужно будет ремонтировать или менять.
Плюсы
Комфортно маневрировать
Минусы
Нужно обслуживать
Дорогой ремонт
Электрические рейки
Это самый современный тип реек — с электрическим усилителем. Усилие, которое прикладывает водитель, увеличивает электромотор, установленный на корпусе рейки. Электромотор работает более эффективно, чем гидравлические насосы, поэтому вращать руль при маневрировании ещё легче. Также эту систему не нужно обслуживать, потому что в ней нет рабочей жидкости.
Плюсы
Высокий уровень комфорта
Не нужно обслуживать
Минусы
Дорогой ремонт
Неисправности
Рулевая рейка — достаточно надёжный механизм, который при должном обслуживании может работать 200 и более тысяч километров. Проблемы с рейкой могут появляться по разным причинам. Вот основные из них.
Естественный износ. Между элементами рейки происходит трение, поэтому постепенно они изнашиваются. Чтобы детали служили дольше, предусмотрена смазка. В гидравлических рейках, если своевременно не меняют масло, продукты износа ускоряют износ деталей. Из-за естественного износа проблемы с рейками появляются на больших пробегах — после 150 тысяч километров.
Такие проблемы проявляются люфтом (свободным ходом) руля, стуками при вращении руля, а также снижением точности управления автомобилем.
Проверить рейку самостоятельно можно так: когда автомобиль стоит на месте, лёгкими движениями нужно отклонить руль влево и вправо. Если это получается сделать, значит, есть люфт. Также на месте можно резкими, но короткими движениями вращать руль влево и вправо. Если при этом есть стуки, значит, элементы изношены.
Ещё посторонние звуки могут появляться при движении, когда машина поворачивает. Если они есть, то нужно обратиться в сервис для диагностики, потому что проблемы могут быть связаны не только с рейкой, но и, например, со ШРУСами.
Попадание влаги и посторонних частиц. Корпус рейки герметичен, а от внешних воздействий элементы защищают пыльники. Они выполнены из гофрированной резины или её производных. Устанавливают два таких элемента — по одному на каждую сторону корпуса. На пыльники попадают влага, грязь, соли и реагенты, а также они подвержены пескострую и ударам дорожного мусора. Всё это приводит к появлению трещин. Также повредить пыльники могут механические воздействия — например, удары при наезде на препятствия.
Если произошла разгерметизация, то внутрь рейки попадают влага и мелкие частицы. Влага вымывает смазку, поэтому повышается трение между деталями. Также это приводит к коррозии элементов. У электрических механизмов окисляются контакты и выходит из строя электромотор.
Течи жидкости усилителя. Такие проблемы встречаются у гидравлических и электрогидравлических реек. Например, если пришли в негодность сальники, то рабочая жидкость будет вытекать. Тогда нормальная работа усилителя будет невозможна.
Наличие течей можно выявить при визуальном осмотре, а также по снижению уровня жидкости усилителя. Если уровень состава снизится до минимума, на приборной панели появится соответствующий индикатор.
Выход из строя датчиков или электромотора. Такие проблемы характерны для электрических реек. Если отказали датчики, неисправен электромотор или произошёл обрыв проводки, на приборной панели появится индикатор и сообщение о неисправности.
Износ рулевых тяг и наконечников. Эти элементы не защищены пыльниками, поэтому на них активно воздействуют влага, соли и реагенты. Также они могут прийти в негодность из-за механических воздействий. Тогда в соединениях появится люфт, а при повороте руля — посторонние звуки. Эти элементы можно заменить отдельно от рейки.
Диагностика рейки
Для диагностики рейки нужно обратиться в сервис. Самостоятельно можно заметить только явные признаки неисправностей — посторонние звуки и люфт.
Мастера в сервисе сначала поднимают автомобиль на подъёмнике и проводят визуальный осмотр. Так они определяют наличие течей, механических повреждений, обрывов проводки и окисления контактов. Также проверяют наличие люфтов в местах соединения элементов.
Если обнаружили дефекты, то рейку нужно демонтировать и дефектовать для более тщательной проверки элементов.
Ремонт рейки
Цена ремонта рейки зависит от сложности работ. Её может определить мастер в процессе диагностики или после дефектовки (если он уверен, что есть люфт или течи). Самые простые работы — это замена пыльников, тяг и наконечников.
Вот расчёт для популярной модели Hyundai Solaris II.
Наименование Цена Пыльник рулевой рейки
(оригинал, Hyundai/KIA) 1531 ₽ Работы по замене пыльника
(официальный дилер Favorit
Motors) 4383 ₽ Итого 5914 ₽
Более сложный ремонт рейки может включать следующие работы:
- замена сальников;
- замена прижимного механизма;
- замена втулок;
- замена уплотнительных колец;
- шлифовка вала;
- полировка вала;
- ремонт электромотора (для электрических реек).
Стоимость зависит от модели автомобиля и от дефектов, которые есть в механизме.
Например, цена ремонта рулевой рейки Hyundai Solaris в профильном сервисе складывается так
Наименование Цена Снятие и установка рейки 8 000 ₽ Работы по ремонту 12 000 ₽ Расходные материалы 3 000 ₽ Итого 23 000 ₽
После ремонта гидравлической рейки проводят проверку механизма на специальном стенде. К рейке подключают жидкость под давлением и имитируют нагрузки, которые она получает в реальных условиях эксплуатации. Это нужно для того, чтобы убедиться в отсутствии течей жидкости.
Электрические рейки проверяют с помощью компьютерного оборудования. Механизм подключают через специальный адаптер. После этого программа проводит тесты, при которых электромотор работает в условиях реальных нагрузок.
После установки рейки нужно провести регулировку развал-схождения.
Замена рейки
Иногда ремонт рейки нецелесообразен или стоит почти столько же, сколько замена механизма. Тогда его лучше заменить. Есть три варианта:
- установка нового механизма;
- установка подержанного механизма;
- установка отремонтированной рейки.
Новая рейка может быть оригинальной или от стороннего производителя. Оригинальный механизм стоит дороже, но у него больше срок службы. Например, новая оригинальная рейка для Hyundai Solaris II стоит 45 500 ₽, аналоги — от 11 900 ₽.
Подержанную рейку можно найти на таких площадках, как «Авито» или «Дром». Б/у рейка для Hyundai Solaris II стоит около 10 000 ₽. При этом у такого механизма будет износ деталей, а полностью проверить его до установки на машину невозможно.
Восстановленная рейка — это отремонтированный механизм. Такие рейки можно найти, например, на «Авито». Стоимость механизма для Hyundai Solaris II — около 16 500 ₽. При этом компании, которые продают такие рейки, дают гарантию — обычно один год. Некоторые фирмы принимают механизмы на обмен. Это предполагает, что в сервисе снимают неисправный механизм с автомобиля и устанавливают отремонтированный. Старую рейку после этого ремонтируют и продают. Тогда механизм обойдётся дешевле.
Как избежать поломок
Избежать естественного износа деталей рейки не удастся, но грамотный уход за автомобилем поможет продлить срок службы механизма. Вот несколько рекомендаций.
Регулярно проверять состояние пыльников. Такую услугу можно заказать при проведении технического обслуживания машины. Обычно состояние пыльников рейки проверяют вместе с элементами ходовой части.
Проверять наличие течей. Это также можно сделать во время регламентного обслуживания автомобиля. Если уровень жидкости гидроусилителя снизился, недостаточно просто долить состав. Нужно понять причину, поэтому важно обратиться в сервис для диагностики.
Вовремя менять пыльники. Если при диагностике выявили дефекты пыльников, то их нужно срочно заменить. Лучше это сделать сразу, чтобы машина не выезжала на дорогу с таким повреждением. Тогда есть вероятность, что в рейку не успело попасть много влаги и грязи.
Менять жидкость гидроусилителя и электрогидроусилителя каждые 30–40 тысяч километров пробега. Состав постепенно теряет свои защитные свойства, а также в нём скапливаются продукты износа. Это уменьшает срок службы не только насоса, но и деталей рейки.
Проверять крепления. На некоторых моделях с электроусилителем устанавливают не очень надёжные крепления, поэтому их нужно регулярно проверять, а при необходимости — заменить.
Приведённые цены актуальны на конец августа 2024 года.
При написании статьи мы не сотрудничали с магазинами и техцентрами.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной