Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) на днях опубликовал изменения, внесенные в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ 2025 года, и разрешил пользоваться на экзамене только литературными источниками и жизненным опытом. В подробностях разбиралась ulpravda.ru.
Напомним: осенью прошлого года будущим выпускникам официально разрешили на экзаменах по русскому языку ссылаться на комиксы, аниме, манга, фанфики, графические романы, компьютерные игры для обоснования своей позиции при написании сочинения. Это было настолько неожиданно, что верилось с трудом. Не зря не верилось: как видим, разрешение оказалось разовым.
Речь идет о задании 27 по русскому языку (ЕГЭ). В вопросе задания сформулирована некая проблема, которую экзаменуемому требуется прокомментировать, обозначив свою позицию и приводя примеры из различных источников. В 2025 году «не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра» (цитата из документа ФИПИ). Остается ссылаться на литературу. Однако и здесь есть место для маневра: литературой принято считать любое изданное в бумажном виде произведение, то есть школьник может приводить примеры не только из классики, но и из любимых современных книг – о Гарри Поттере, например.
Кроме того, увеличено количество слов, которое должно быть в сочинении-рассуждении: с 69 до 99. Будет меньше 99 – задание не будет проверяться совсем. А ведь за него можно получить теперь 22 первичных балла, то есть это очень «дорогое» задание.
Любопытные изменения внесены и в КИМы экзамена по литературе. Здесь во второй части ЕГЭ тоже требуется написать сочинение объемом не менее 200 слов. Тема сочинения сформулирована предельно ясно, например: «Какие эпизоды рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора и почему? (Свою позицию обоснуйте, опираясь на текст произведения»). Тем дано пять, и каждая содержит указание на одно или несколько произведений или авторов. Соответственно, ученик теперь должен знать все произведения школьной программы и знать хорошо, потому что неизвестно, по какому из них будет задан вопрос.
«Самое сложное для учеников на экзамене было - сформулировать проблему. Один текст содержал в себе несколько проблем, и ученику надо было понять их и сформулировать, хотя бы словами-синонимами. Если ученик не «попадал» с проблемой, то он сразу терял 9 баллов. Оставалась возможность реабилитироваться на грамотности. Сейчас проблему формулировать не нужно, думаю, что многие ученики вздохнут с облегчением. Да и преподаватели тоже, потому что научить выделять и формулировать проблему нечитающих ребят или не умеющих анализировать текст очень сложно. Читать нужно! Но и здесь есть лазеечка: пусть убрали часть жанров, которые нельзя использовать, но по-прежнему допускается жизненный опыт, который может быть обширным. Это не только свой опыт, который непосредственно мы прожили, это может быть рассказ мамы, человек может быть свидетелем какого-то события, подвига, услышать рассказ прадедушки – ветерана войны. К сожалению, не у всех учеников настолько развита фантазия, они могут писать только о том, что прочитали или сами пережили. А если не было какого-то яркого события в жизни, то они не приведут необходимый пример, как бы им ни объясняли, какие бы шпаргалочки в виде жизненного опыта не давали. Литература, культурно-исторический опыт и жизненный опыт - это надежная опора на экзамене», - считает Евгения Глухова.
КИМы по остальным предметам не претерпели изменений, либо они не столь значительны.