26 августа исполнилось 110 лет со дня рождения писателя Хулио Кортасара (1914–1984), автора романов «Игра в классики», «62. Модель для сборки». Расскажем о его судьбе и творчестве.
Хулио Кортасар (Хулио (Жюль) Флоре́нсио Корта́сар) родился 26 августа 1914 года в Бельгии, где семья оказалась из-за Первой мировой войны.
Отец, сотрудник торгового представительства Аргентины, оставил семью, когда мальчику было 4 года.
Детство Хулио прошло в Буэнос-Айресе. Любил читать, сочинять начал в девять лет, первые стихотворения написаны под влиянием Эдгара По, особенно его стихотворения «Ворон», а вдохновляли юного поэта одноклассницы.
После окончания школы поступил на литературно-философский факультет университета Буэнос-Айреса, прервал учёбу через год из-за нехватки денег.
Сначала преподавал в колледже в небольшом городке Боливар недалеко от аргентинской столицы, позже был сельским учителем, затем стал преподавателем университета города Мендос.
Когда за участие в выступлениях аргентинской оппозиции Кортасара отстранили от преподавательской деятельности, он устроился на работу в Книжную палату.
За девять месяцев окончил трёхлетние курсы переводчиков с английского и французского на испанский. В 1951 году Кортасар получил литературную стипендию правительства Франции и переехал в Париж, где много лет работал переводчиком при ЮНЕСКО.
В 1949 году опубликовал свой первый сборник рассказов «Короли».
До этого, в 1938 году, 24-летний Кортасар выпустил сборник сонетов «Явь» («Присутствие») под псевдонимом Хулио Денис, свою единственную поэтическую книгу. Все остальные стихи и поэмы Кортасара были опубликованы после его смерти.
В 1946 году первый рассказ Кортасара «Захваченный дом» напечатал в своём журнале Х.Л. Борхес.
Кортасар считал Борхеса своим литературным учителем. «Я писал рассказы и только рассказы и был беспощаден к себе, так как за образец взял произведения Хорхе Луиса Борхеса, его необычайную краткость», – вспоминал писатель.
В общей сложности у Кортасара вышло 10 сборников рассказов, написаны романы «Выигрыши», «Экзамен», «Игра в классики», «Книга Мануэля», «62. Модель для сборки», а также новеллы «Жизнь хронопов и фамов», «Все огни – огонь», «Вне времени», «Мы так любили Гленду» и другие.
Кортасар является признанным мастером новеллы. Ему принадлежит знаменитая фраза: «Роман побеждает всегда по очкам, рассказ должен выиграть нокаутом».
Среди рассказов выделяют «Захваченный дом», «Южное шоссе» и новеллу «Слюни дьявола», по мотивам которой режиссёр М. Антониони в 1966 году снял фильм «Фотоувеличение» (Blow-Up, совместное производство – Великобритания, Италия, США). Фотограф делает снимок, и только укрупнив изображение, он видит, что произошло на самом деле.
Рассказы Кортасара – развернутые метафоры, повествование в них предельно сконцентрировано. Действительность мешается с вымыслом, магией, в реальность вкрапляется бытовая фантастика. Кортасар – представитель магического реализма.
Несмотря на тягу автора к жонглированию словами, игре с текстом его не считают постмодернистом, но относят к модернистам и абсурдистам, сюрреалистам. Образы в его книгах загадочны и парадоксальны, это взгляд на реальность, на мир с непривычного ракурса.
Романы «Игра в классики», «Выигрыши» (1960) и «62. Модель для сборки» (1968) принесли Х. Кортасару всемирную славу.
Когда в 1963 году вышел роман «Игра в классики», он стал потрясением. Латиноамериканская литература пережила настоящий бум. В ней появился совершенно новый тип романа, анти-роман.
Хулио Кортасар – первый из «большой латиноамериканской тройки»: Кортасар – Х.Л. Борхес – Г.Г. Маркес.
Сам писатель считал «Игру в классики» лучшим своим романом, предложил план чтения произведения («Таблицу для руководства»), составил подробную инструкцию о том, как правильно оформлять обложку книги.