Вспоминаем интересные арт-объекты, исчезнувшие с улиц города. Некоторые из них очень хотелось бы увидеть вновь...
«Синий медведь» на Цветном бульваре
Завсегдатаи столичного ресторана «Valenok» на Цветном Бульваре могут помнить этого любопытного медведя цвета индиго. Стоя на задних лапах, высоченный зверь словно подсматривал за гостями через большое оконное стекло. Полигональная скульптура появилась на Цветном в 2019 году. Тогда столицу решили украсить трёхмерными изображениями различных животных. В парке «Кузьминки», например, воздвигли 23-метрового слона, а в парке Горького – световые фигуры лесных обитателей.
Что касается синего медведя, идея была позаимствована у дизайнера Лоуренса Арджента из США, автора мишки, что стоит в Денвере возле местного конференц-центра. Московский арт-объект – практически копия американского. Последний, кстати, называется I see what you mean («Я понимаю, что вы имеете в виду»). По словам Лоуренса, конференц-центр – место, где люди обмениваются мнениями, а эта фраза наиболее точно описывает процесс общения. Позу животного дизайнеру подсказала газетная фотография, на которой косолапый заглядывает в окошко чьего-то дома.
Спросите, почему медведи синие? История любопытная. Изначально предполагалось, что зверь у Арджента будет коричневого цвета, но в макет скульптуры, как говорится, вкралась ошибка – при печати он получился синим. Автор решил, что так даже лучше, и объяснил почему: синий медведь – это символ связи с коренными американцами, проживавшими ранее на территории штата «Колорадо». Синий для них был цветом духовного просвещения, а медведь – тотемным животным. Необычная поверхность декоративного объекта, выполненная в полигональной технике тоже символична. Так выглядят издалека Скалистые горы в Денвере: пологие участки чередуются с гребнями и пиками. Интересный эффект получается благодаря модной сейчас в дизайне полигональной технике. Объект, выполненный в подобном стиле, напоминает оригами или огранённый драгоценный камень.
Синий медведь приглядывал за посетителями «Валенка» в течение нескольких лет, а потом убыл в неизвестном направлении.
«Любовь и голуби» в парке «Сокольники»
Художник Сергей Шеховцов однажды решил показать москвичам, как выглядит правда. В начале 2022 года в Сокольниках появилась работа мастера в виде большого металлического слова «Любовь» со стаей сидящих на нём голубей, следами их жизнедеятельности и ржавчиной. По мнению автора, такие метаморфозы происходят с самым сильным из человеческих чувств со временем и переживаемым опытом. Кстати, до Сокольников композиция успела постоять ещё и возле музея-усадьбы «Кусково» в рамках проекта «Здесь и сейчас. Современное искусство на улицах города».
Едва появившись, «Любовь и голуби» (скульптуру назвали по одноимённому популярному фильму 1984 года) заставила о себе говорить. Многие принялись ругать автора за цинизм и дерзость. Требовали у властей немедленно убрать с глаз долой эту срамную «Любовь», ржавую и засиженную птицами. Были и те, кто поддержал оригинальный творческий замысел. Провокационный, да, но остроумный и полный тонкой иронии.
Как бы там ни было, инсталляция простояла в историческом парке более полутора лет. Потом её решили из Сокольников всё же вынести. Куда? Не известно...
«Стриптизёрша» на проспекте Мира
Статую в виде изящной полуобнажённой девушки, танцующей на пилоне, несколько лет назад можно было видеть на проспекте Мира. Появление в центре Москвы арт-объекта с явным эротическим подтекстом объяснялось просто: босоногая танцовщица была рекламой стриптиз-клуба «Белый медведь», находившегося рядом. Когда заведение закрылось, «стриптизёршу» с улицы убрали. Говорят, что теперь она украшает один из ночных клубов Турции.
Исчезновению пикантной скульптуры с проспекта Мира, надо сказать, обрадовались не все. Оказалось, «стриптизёрша» имела репутацию изваяния, исполняющего желания. Потрёшь такое в нужном месте – и дело сделано. Теперь, выходит, на одну тру-статую в городе стало меньше.
Между прочим, изваял легкомысленную особу на шесте довольно известный московский художник-авангардист Андрей Асерьянц. Прославился он своими «мусорными скульптурами» – стрит-артами, сделанными из разного металлического хлама. Симпатичные «Дачники», едущие на одном велосипеде, и хозяйственный «Дядюшка Поджер» с молотком в парке «Покровское-Стрешнево» – работы Асерьянца. Смешные Знаки Зодиака в виде мальчишки с рогаткой, девочки с торчащими косичками или козла-байкера в одноимённом сквере в Бабушкинском районе – тоже он. А в Бабушкинском парке можно увидеть «Изобретателя на паровой машине» Андрея Асерьянца, уникальную кинетическую скульптуру, что-то вроде двигающегося механизма. Надеемся, что эти обаятельные творения талантливого художника останутся с нами надолго. Листайте карусель, чтобы на них посмотреть 👇
«Девушка-стрекоза» на улице Воронцово Поле
Причудливая скульптура в виде сидящей на корточках женщины с изящными крылышками на спине и почему-то тыквой вместо головы украшала когда-то ландшафт двора дома № 3 на улице Воронцово Поле в Басманном районе. Называлась абстрактная композиция тоже довольно неожиданно – «Девушка-стрекоза». А вот местонахождение чудо-насекомого было вполне себе логичным и оправданным. Несколько лет назад по этому адресу располагался корейский культурный центр. Известно, что азиатские народы относятся к стрекозам с большим уважением. В Японии они считаются символом мужества, силы и счастья. У китайцев стрекоза ассоциируется с процветанием, гармонией и удачей. Для корейцев легкокрылое насекомое – олицетворение радостного лета, влюбчивости и мудрого отношения к жизни. Потом организация переехала с Воронцова Поля на другое место. А «Девушка-стрекоза» «улетела» в частную коллекцию.
«Дед Мазай и зайцы» в парке «Музеон»
Одно время скульптурная композиция известного художника Александра Таратынова была чуть ли не центральным экспонатом столичного парка «Музеон». Напомним, мастер изобразил героев стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» Николая Некрасова и сделал это в нарочито карикатурной манере. Мазай – типичный дед из русской глубинки, с бородой, в валенках и шапке-ушанке. С ним в лодке восемь развесёлых зайцев. «Пассажиры» бренчат на балалайке, играют на гармошке, балагурят. А пара косоглазых, явно разнополых, стоят на носу лодки а-ля Джек и Роуз из голливудского фильма «Титаник» (1997).
Мазай и зайцы пользовались в «Музеоне» особой популярностью: посетители норовили залезть в лодку ради забавных фото, тёрли разные части заячьих тушек «на удачу», но больше всего «повезло» заячьим ушам. Как правило, к концу летнего сезона подвляющее большинство зайцев оказывались безухими. Арт-объект в межсезонье чинили, устанавливали посреди пруда, вешали таблички с просьбой не трогать заячьи уши. Но без толку. Осенью 2019 года лодка с дедом и зайцами покинула «Музеон» для капитально реставрации и больше туда не вернулась.
Говорят, какое-то время её видели в подмосковных Химках, во дворе местного музея «Галерея 3D», где находятся другие работы Таратынова. А осенью 2022 года Дед Мазай со всей честной компанией объявился в центре Санкт-Петербурга в Некрасовском саду. Художник решил сделать подарок городу к 200-летнему юбилею поэта, который отмечался годом ранее. Однако и в северной столице московский «шедевр» не прижился. Культурная столица тоже оказалась падкой на заячьи уши. В конце концов Мазая с подопечными демонтировали и увезли из парка неизвестно куда.
Памятник в честь Третьяка в «Парке легенд»
Скульптура хоккейного вратаря в полном снаряжении, но без шлема, появилась возле Музея хоккейной славы в спортивно-развлекательном квартале «Парк легенд» в 2022 году. Золотая табличка возле фигуры сообщала, что композиция именная – посвящена герою спорта Владиславу Третьяку и установлена в честь 70-летия легендарного спортсмена.
Говорят, что Третьяк однажды посетил чемпионат Высшей хоккейной лиги «Русская классика» в Кургане. В местном дворце спорта он увидел изваяние вратаря, стоявшего в боевой стойке, готового отразить удар. Арт-объект показался Владиславу Александровичу интересным – прежде всего, из-за облачения голкипера. Именно в такой форме, по словам прославленного хоккеиста, выходили раньше на лёд защитники ворот. Курганцы подумали, что раз скульптура Третьяку приглянулась, в Москве должна стоять точно такая же. И подарили ему ко дню рождения копию.
Надо сказать, что железный вратарь вызвал противоречивые отзывы у москвичей. Многим он показался жутковатым – как раз-таки из-за архаичной амуниции. Защитная маска 60-70-х годов прошлого века делала голкипера похожим сразу и на маньяка Джейсона Вурхиса из серии ужастиков «Пятница, 13-е», и на Ганнибала Лектера из «Молчания ягнят». Кстати, фанаты хоккея, заметили, что сам Третьяк в такой маске не играл. У него была другая – проволочная. И шлем. И вообще, скульптуру будто бы лепили не с нашего, а канадского вратаря. Канадцы выходили на арену с обнажённой головой в похожих масках.
К радости москвичей, зловещий голкипер задержался в «Парке легенд» не надолго. Жаль только, что прекратил своё существование и Музей хоккея.
А вы успели увидеть эти скульптуры? Делитесь своими впечатлениями в комментариях 👇
--------------------------------------------------------------
Также может быть интересно: