Найти тему
Рюкзак туриста

Три названия города в судьбе старинного собора. И причём здесь Спасская башня Московского кремля?

Посетив Успенский Трифонов монастырь, направляюсь в Спасский собор. Впервые я побывал в нём в конце декабря 2021г., по пути в Пятигорск с пересадкой в Кирове. Ещё тогда у меня была идея рассказать о нём, но для полноты картины, я предпочёл дождаться момента, когда удастся увидеть его летом. Собор прекрасен в любое время года!

В прошлом году, окончательно возведённому из камня собору, исполнилось 205 лет. Однако его история начинается с XVIIвека. В 1615г. на месте сгоревшего храма, был построен новый также деревянный, освящённый в честь Живоначальной Троицы (Троицкий). В него была внесена икона с образом Спаса Нерукотворного, считавшаяся чудотворной. Наслышанный о ней царь Алексей Михайлович, приказал перенести её в Москву.

В январе 1647г. икона была встречена в столице. Царь лично понёс её через Фроловские ворота в Кремль и поставил в Успенском соборе. С тех пор главная башня Московского кремля называется Спасской.

Чтобы Хлынов не остался без почитаемой жителями святыни, по приказу Алексея Михайловича, была создана точная копия Спаса. После освящения, отправлена к месту хранения, куда она прибыла в конце 1648г.

В 1679г. Троицкий храм снова сгорел, но Образ спасли. На месте сгоревшего храма был возведён новый и освящён в честь Спаса Нерукотворного. Поскольку храм снова был возведён из дерева, спустя какое-то время стал жертвой пожара. И только в 1761г. консисторией было принято решение о возведении каменного двухэтажного собора, проект которого разработал архитектор Ф.М. Росляков.

Возведение кирпичной кладки началось в 1763г. и на первом этапе продолжалось шесть лет. Затем последовали отделочные работы. Спустя два года, был освящён на первом этаже правый придел, в нём начались первые службы. В 1781г. в собор появился иконостас, а через три года отлиты два колокола.

13 августа 1784г. Екатериной II был утверждён регулярный план Хлынова. Таким образом, Спасский собор официально стал находиться на улице Казанской, а не на краю торговой площади как было предусмотрено ранее. Все отделочные работы полностью завершилась лишь к 1818 году. В общей сложности строительство длилось 55 лет.

Первым интересным фактом является, что его возведение началось в Хлынове, а закончилось, когда город был переименован Вятку. Второй факт, на момент начала возведения Собора город имел с лучевую планировку, а к завершению - квартальную.

Новый Спасский собор представлял собой (как и в наше время) величественное сооружение в стиле раннего классицизма. Высота колокольни достигла 53 метров. В храме было два этажа и шесть престолов.

Спасский собор с северо-западной стороны, снимок 1900г. Источник: https://sobory.ru/photo/303239
Спасский собор с северо-западной стороны, снимок 1900г. Источник: https://sobory.ru/photo/303239

После Революции и установления советской власти в Вятке, в 1929г. собор был закрыт. Бесследно попала икона Спаса Нерукотворного. В 1930г. снесена колокольня и купол, а помещение перестраивается под общежитие для студентов пединститута. Таким образом, данное решение властей спасло его от разрушения, в отличие от находящегося поблизости Александро-Невского собора.

С 1969г. в бывшей святыне, расположился проектный институт «Росоргтехстрома». Так собор приходит в страшный упадок, лишь отдалённо напоминая изначальное сооружение.

Восстановление началось только в 1990-х. В апреле 1999г. был восстановлен и освящён придел святой великомученицы Екатерины. В 2010г. из Москвы привезена копия иконы Спаса Нерукотворного. На сегодняшний день внешний облик собора полностью восстановлен.

Ещё один факт, что восстановление произошло уже в Кирове. Таким образом, три названия одного города пришлись на судьбу собора.

В архитектурном плане Спасский собор также интересен. Фасады оформлены в стиле раннего классицизма, ещё много черт уходящего барокко: восьмигранные объёмы завершений, заглубление окон (расположение их в нишах), активное членение плоскости стен пилястрами и филёнками.

Площадь средокрестия, значительно превышающего примыкающие к нему боковые помещения, венчал широкий восьмигранник и световой барабанчик с изящной главкой на высоком лотковом куполе.

Междуэтажный карниз членит здание по горизонтали в соответствии с внутренней организацией пространства. Высокие арочные окна, акцентированные по первому этажу замковыми камнями, ритмично прорезают стены фасадов.

Фото автора.
Фото автора.

Более богаты по своей пластике нижние ярусы колокольни. Эффектно оформлена рустом арка входа с замковым камнем над ней. Пилястры, фланкирующие арку, наложены на крупный руст. По центру фасадов второго яруса колокольни расположены окна в арочных нишах, вписанных ещё в одну нишу — прямоугольную.

Фото автора.
Фото автора.

Внутри собор тоже красив. Снимать, конечно, я там не стал. Для публикации воспользовался снимком части интерьера из Сети.

Источник: https://bangkokbook.ru
Источник: https://bangkokbook.ru

Территория по периметру обнесена металлической оградой с кирпичными столбами; облагорожена мощёными дорожками, газонами и фонарями, стилизованными под старину. На оставшейся её части, идут реставрационные работы.

Так совпало, что на момент создания последних двух публикаций, выпали два православных праздника - престольных для данных святынь. Вчера было Успение Пресвятой Богородицы, а сегодня 29 августа – Спас Нерукотворный (Ореховый Спас).

А на этом у меня всё. Следите за новыми публикациями!