Когда я был совсем зелёный менеджер по стандартам, я мог прописать в стандарте лютую дичь. Например, в пиццерии меня раздражало, как один тестомейкер всегда втыкал нож в разделочную доску, когда заканчивал разделывать партию теста. И я прописал в стандартах «Не втыкай нож в доску». То есть проблему, которую можно было просто проговорить, запихал в стандарт. До сих пор смешно 😅
Бывает, менеджера раздражают какие-то моменты в работе сотрудников или случился негативный кейс, поэтому он хочет срочно закрыть это стандартом.
Или попался менеджер-педант, готовый написать инструкцию по использованию туалетной бумаги, лишь бы точно все всё поняли и не ошибались.
Но с таким подходом можно нанести компании немалый вред. Давайте разберёмся.
Плюсы и минусы стандартов
Польза от стандарта:
➕Стабильность качества
➕Экономия на поиске лучших решений
➕Масштабирование бизнеса через обучение и делегирование
Кажется, вы один раз вложились в разработку и внедрение решения в бизнес-систему, и далее оно приносит профит без вашего участия. Так да не так.
Каждый стандарт - это проект, который требует ресурсы не только на старте, но и для поддержания работы ⬇️
Минусы стандарта:
➖Расходы на запуск и поддержание
➖Необходимость менеджерить стандарт
➖Потеря гибкости в принятии решений на местах
➖Ограничение роста сети
Откуда расходы?
Стандарты требуют выполнять определённый процессы. Для их запуска и поддержания:
💰оплачиваем рабочее время исполнителям,
💰оплачиваем рабочее время менеджерам, которые организуют процесс, обучают и контролируют сотрудников,
💰тратим деньги на найм (когда увольняем нарушителей или люди уходят из-за сложных стандартов),
💰тратим на расходные материалы
💰закупаем оборудование и инвентарь, тратим на сервисное обслуживаение и замену при поломке и износе
И это только расходы бизнес-единицы, для которой придумали стандарт. Но к ним добавляются расходы на менеджеров управляющей компании, которые:
👨💻 разработали стандарт;
👨💻 встроили в систему обучения, контроля, анализа;
👨💻 собирают фидбек, анализируют эффективность стандарта, отвечают на вопросы, отстаивают стандарт перед критиками;
👨💻обновляют и снова внедряют процессы.
Также стандарт снижает гибкость в принятии решений на местах. Мы можем прописать, что стол нужно протирать правой рукой против часовой стрелки. А это действительно важно для получения результата? Или запрещаем в заведении греть бутылку с молоком для мамы ребёнка в целях пищевой безопасности. А это точно стоит потери клиента?
Излишние стандарты и подробности ограничивают потенциал роста сети, ведь компания будет тратить свой фокус и фокус управляющих на вещах, которые не создают ценность. Санкции за нарушения неважных процессов могут привести к запрету на расширение бизнеса и даже подвести его к закрытию.
Поэтому если вы решили создать стандарт, взвесьте все за и против. Польза от стандарта должна многократно превышать вред от него.
Возможно, достаточно проговорить ситуацию с командой или написать статью-кейс - как делать или не делать.