Заключение, представленное в митрополию Фиотиды главой судебно-медицинской экспертизы, профессором Паносом Ямарелосом, подчеркивает святость отца Виссариона и отражает общее мнение прихожан, знакомых со старцем. В своем заявлении авторитетный судмедэксперт отмечает, что «это парадоксальное и необъяснимое явление», поскольку мощи отца Виссариона, практически не подвергшиеся тлению, сохранились удивительным образом.
«Проведя исследование останков блаженного отца Виссариона, я фиксирую уникальный феномен. В моей почти пятидесятилетней практике судмедэксперта подобного не встречалось. Констатирую сохранение человеческого тела, одежды (полного облачения священника) и обуви, а также гроба на протяжении 15 лет… Это труднообъяснимое явление, которое, возможно, станет понятным только в будущем», – сообщает профессор Ямарелос в своем докладе, адресованном митрополиту Фиотиды Николаю.
Этому удивительному событию уделяет внимание Священный Синод Элладской Церкви, митрополия Фиотиды и митрополит Николай. В своем письме митрополит Николай рассказывает о находке мощей, своих действиях и решениях, а также представляет выводы судебно-медицинской экспертизы.
Обнаружение нетленных мощей старца Виссариона, иеромонаха монастыря святого Агафона, вызвало большой интерес во всех греческих средствах массовой информации. Верные чада Церкви говорят о чуде, ученые – об необъяснимом событии, критики осуждают, а равнодушные трактуют это явление в негативном ключе ради большинства. Эти события были отражены в издании ежемесячной газеты Элладской Церкви «ΣΤΥΛΟΣ ΟΡΘΟΔΟΞΙΑΣ», за март 2006 года.
Тем не менее, внимательное изучение жизни и служения этого смиренного пастыря может убедить каждого, что вся его жизнь была одним непрерывным чудом. Исполнение воли Божией на земле представляется сознательному верующему истинным чудом. Жизнь во Христе может проявляться в разных формах. Непредвзятое изучение биографии отца Виссариона показывает, что на протяжении многих лет он духовно окормлял и поддерживал простых рабочих города Фиотиды и Кардицы, укрепляя их в православной вере. Его чудесное нетление тела и одежды является ярким ответом на антихристианскую практику сожжения усопших.
Архимандрит Виссарион Корколиакос
Архимандрит Виссарион Корколиакос (в миру Андрей) родился в Петалиди, области Мессинии, в 1908 году в семье благочестивых родителей Димосфена и Ванеты, став пятым из семи детей. В 18 лет он переехал в Каламату, где познакомился с выдающимся богословом Поликарпом Андронисом, который ввел его в Христианское общество Каламаты. Как и многие молодые люди этого общества, Андрей решил стать клириком.
В возрасте 23 лет он был пострижен в монашество под именем святого Виссариона, епископа Ларисы, и хиротонисан в иеродиакона преосвященным митрополитом Мессинии Мелетием Сакеларопуло в день памяти святителя Спиридона в храме Благовещения Богородицы.
15 сентября 1933 года, по указу Святейшего Синода, он был хиротонисан в иеромонаха местоблюстителем митрополии, митрополитом Трифилии Андреем. Позже новый митрополит Мессинии Поликарп рукоположил его в архимандрита и духовника.
24 октября 1935 года он переехал из Каламаты в Кардицы по приглашению митрополита Фессалиотиды Иезекииля, который искал духовно одаренных людей для своей епархии. Этот добрый и заботливый пастырь неустанно заботился о своей пастве, защищая ее от невзгод времени. Отец Виссарион стал надежным помощником нового епископа, активно участвуя в миссионерской деятельности и поддерживая благотворительные организации митрополии, не забывая о своих священнических обязанностях. Каждый день он принимал исповедь у тысяч прихожан, которые приходили к нему за духовной помощью.
В 1945 году он начал посещать Софаду, где в то время отсутствовало какое-либо духовное движение. В этом небольшом городке Фессалии он активно занимался пастырской деятельностью. Здесь он основал первые православные школьные общества, организовал молодежные союзы и кружки для мужчин и женщин, а также катехизические школы. С его помощью и при поддержке обеспеченных женщин города была создана библиотека для духовного просвещения местных жителей.
В 1950 году отец Виссарион стал насельником монастыря Богородицы Демерлиотской, расположенного около Демерли, небольшого села между Фарсалами и Софадами, где жили беженцы из Малой Азии. Там он продолжил свою пастырскую работу, заботясь о восстановлении монастырских помещений, удовлетворяя потребности паломников и открыв приют для нуждающихся. Батюшка также активно помогал жителям села. В тяжелые годы гражданской войны он оказывал поддержку солдатам как духовно, так и материально. Верхом на ослике он объезжал окрестные деревни, восстанавливая духовную жизнь. Отец Виссарион также предоставлял материальную помощь нуждающимся, раздавая вещи и продукты, включая просфоры, которые поступали в монастырь.
В 1952 году батюшка переехал из Демерли в Каппадокико, село, расположенное в восьми километрах к юго-востоку от Софады, населённое беженцами из Каппадокии. Там он способствовал возрождению моральной, общественной и духовной жизни местных жителей. Помимо пастырских обязанностей, он основал сельскохозяйственное общество, где молодежь могла получать образование и таким образом находить выход из безработицы. Он активно участвовал в восстановлении церкви и школы после землетрясения 1954 года.
Иеромонах пробыл в Каппадокико до 1956 года. По неизвестным причинам он покинул это село и митрополию, где провёл значительную часть своей жизни, активно помогая людям. Батюшка направился в монастырь святого Агафона, вероятно, привлекшись к личности известного игумена архимандрита Германоса (Димаку).
В этом монастыре он и нашёл покой, скончавшись в 1991 году.
История жизни старца
Рассказывает игумен монастыря святого Агафона архимандрит Дамаскин (Захаракис):
– С отцом Виссарионом я провёл двадцать лет, получая духовное наставление. В это время с нами был и отец Герман, также значимая духовная фигура, а также простой дедушка Иеремия, который многое мне рассказал и помог. Старец Виссарион пришёл в монастырь после 1955 года и находился под духовным окормлением своего земляка отца Германа, родом из Триполи. Образование в Греции тогда было затруднено, поэтому он смог завершить лишь начальную школу на родине. Однако его знания выходили за рамки начального уровня. Постоянное изучение священных и богослужебных текстов сделало его богословски образованным. В городе Кардицы отец Виссарион посвящал все свои силы делам Господа, спешил на помощь людям. Человечность стала неотъемлемой частью его жизни, и он тратил на это всё своё время. Примечательно, что даже находясь на смертном одре в больнице «Сотирия», незадолго до кончины, старец интересовался детьми, бедными, проблемами общества и Церкви. Он был истинным миссионером и играл важную роль в годы немецкой оккупации. Известно, что отец Виссарион помогал многим патриотам и лично спасал детей, которых арестовывали немцы. После освобождения от фашистов и окончания гражданской войны батюшка покинул город Кардицы. Монастырь святого Агафона с радостью принял его в свои ряды: отец Герман всю жизнь радовался, что в братии монастыря есть такой высокодуховный человек.
Он был здоровым человеком и редко болел. Единственным серьезным событием в его жизни стала операция на почке, но в остальном здоровье его не вызывало беспокойства. В последние годы он ослаб из-за старости и физической нагрузки, подхватил простуду и некоторое время провел в больнице города Ламии. К сожалению, его состояние ухудшилось, и его перевезли в больницу «Сотирия» в Афинах.
Несмотря на все усилия врачей, он не смог справиться с воспалением легких и скончался 22 января 1991 года.
Эта утрата глубоко опечалила всех его духовных чад, и в монастыре царила великая скорбь. В течение всей болезни отца Виссариона рядом с его постелью бодрствовал отец Герман, который закрыл глаза батюшке.
В тот день в монастыре выпало 50–60 сантиметров снега, и катафалк с трудом добрался до горы, чтобы доставить старца обратно в монастырь. Мы оставили его в церкви на два дня, пока позволяла погода. Днем и ночью люди приходили прощаться с ним, и их слезы были такими же искренними, как если бы они оплакивали своих родных.
Мощи сохранились, как у Спиридона, Иоанна Русского и Александра Свирского
Я никогда не встречал случаев, когда мощи человека находились в таком состоянии. Я слышал о святом Иоанне Русском, Александре Свирском и святом Спиридоне, но не предполагал, что с телом отца Виссариона может произойти нечто подобное.
Добрый пастырь
В монастыре отец Виссарион заботился о духовной жизни обители, выполняя послушания как внутри, так и вне стен монастыря. Большую часть времени он проводил здесь. По собственной инициативе по понедельникам и вторникам он посещал больницы в Ламии, где утешал и исповедовал больных. Уверен, что его духовные дары, любовь к людям и простая жизнь помогали страждущим душам приблизиться к Богу и готовили их к вечности. Если кто-то умирал в больнице, то благодаря его молитвам переходил в райские обители.
В другие дни батюшка находился в монастыре, как светильник, освещающий церковь; радушно и с улыбкой принимал прихожан, большинство из которых знал поименно. Он часто сам готовил кофе и угощал паломников. Что он говорил людям – знает только Бог и те, кто его слушал. Одно можно сказать точно: приходя с тяжестью на душе, люди уходили с облегчением и радостью.
Отец Виссарион также часто помогал материально. Многие доверяли ему свои вещи и деньги, а он раздавал их бедным. Он знал, что происходит в каждом доме Фиотиды. Его не интересовали заведения и круги высшего общества; он был священником, монахом и святым для бедных. Больше всего он сочувствовал нуждающимся.
Однажды он сказал мне: «Чадо, за стенами монастыря люди бедны и голодны, мы обязаны им помочь».
Каждый Великий пост он выходил за пределы монастыря по благословению старца и обходил весь район Фиотиды. Не будет преувеличением сказать, что он посещал почти все дома в деревнях, и его всегда радушно принимали. Часто он оставался на ночлег, и теперь, когда стало известно о чудесном нетлении его святых мощей, люди, принимавшие его, гордятся этим и считают его визиты Божьим благословением.
Воспоминания
Одна прихожанка рассказала:
«У нас в доме есть фотография отца Виссариона. Он воспитал моих детей и уберег их от соблазнов. Благодаря ему, они встали на истинный путь».
Многие вспоминают нечто подобное. Посещения батюшки всегда включали исповедь, и люди с нетерпением ждали его прихода. Были и другие духовники, которые также обходили села, но к ним приходили неохотно, поэтому их осуждали за то, что якобы неправильно исповедуют.
Личность отца Виссариона привлекала к себе людей; все ему доверяли и ждали его.
Отец Виссарион излучал свет и тепло, когда служил литургию с благоговением. Несмотря на слабый голос, который остался после неприятной встречи с немцами, он продолжал служить в алтаре. Батюшка утверждал, что его сила исходит от Господа, и он старался делать больше, чем мог. Его великие духовные заслуги проявлялись в оказании помощи верующим через исповедь и духовные наставления. Его простота, смирение и тихий голос привлекали людей, особенно детей, которые с любопытством подходили к нему, а он тепло принимал их и нежно гладил по голове.
Батюшка неустанно путешествовал по деревням с иконой Богородицы, исповедовал, служил и давал духовные наставления, как это было принято в его время. Все собранные пожертвования он разделял и тщательно распределял: одну часть относил в монастырь, где была школа и приют для детей, другую – раздавал нуждающимся, точно зная, кому какая помощь необходима.
Отец Виссарион был образцовым пастырем, который готов был пожертвовать всем ради своих овец. Когда звонили и просили помощи, он немедленно отправлялся к нуждающимся, даже если для этого приходилось идти пешком под палящим солнцем или дождем, отдавая всё, что у него было, даже не оставляя себе на билеты.
Отец Виссарион прожил свою жизнь, направляя и вдохновляя свою паству разнообразными способами.
В монастыре Святого Агафона в Ламиа хранятся мощи старца Виссариона, а с ним я познакомился еще в церковном лицее и получил благословение быть его духовным сыном. После исповеди он всегда дарил детям небольшие подарки, прививая любовь к исповеди, которая со временем стала неотъемлемой частью их жизни, сочетая приятное с полезным.
Я вырос рядом с отцом Виссарионом и восхищаюсь его жизнью, хотя и не осмеливаюсь в точности следовать его примеру. Но теперь я понимаю, как формируется святость не только из книг, но и наблюдая это в реальной жизни.
22 января 1991 года митрополит Дамаскин, один из духовных детей отца Виссариона, провёл заупокойное богослужение, сказав, что мы прощаемся со святым человеком, и был так взволнован, что не сдержал слёз. Из-за снега старца не смогли похоронить на кладбище, поэтому решили захоронить его в крещальне, где также находились помещения для исповеди, что казалось символичным. Мощи старца привлекали многих людей, которые приходили молиться и оставляли записки, подтверждая своё почтение к нему. Многие рассказывали о чудесах, свершившихся у его могилы.
В итоге, мы решили обратиться за поддержкой в проведении реставрационных работ к местным властям Фиотиды. В ответ нам посоветовали снести крещальню, чтобы укрепить монастырские строения, как следует. Это предложение мы восприняли, так как крещальня и вправду нуждалась в ремонте. Согласились мы, несмотря на то, что внутри находились останки старца. Начали молиться, просить его разрешения на перезахоронение.
3 марта перезахоронение началось. Все собрались, отпели панихиду, почтили гроб и стали осторожно демонтировать кирпичи вокруг него. Как только были удалены первые кирпичи, мы увидели, что гроб остался нетронутым, как в день захоронения. Я предложил обращаться с ним осторожно, чтобы не повредить. После извлечения гроба его перенесли на кладбище, чтобы собрать кости старца. Открыв гроб, мы подняли саван и увидели, что тело осталось нетленным. Глубоко тронутые, мы помолились, поцеловали гроб и направились в храм, осознав, что это чудо.
Сразу же я позвонил епископу, которому ранее говорил о вероятности обнаружения нетленных останков старца. Тогда он лишь усмехнулся, но не возразил, попросив лишь сообщить ему о любом чуде. Получив известие, епископ незамедлительно прибыл в монастырь, где, глубоко взволнованный, прикоснулся к святым мощам, так как и сам никогда не видел подобного. Затем он дал нам инструкции и высказал свои догадки о происхождении останков. Мы разместили святые мощи в Троицком приделе для их сохранности и соблюдения церковных правил.
"Тихий старец" потряс не только Грецию. Тот, кто едва говорил, стал голосом для всего мира! Как это объяснить законами природы, если через 15 лет после смерти тело остается целым, лишь немного сморщенным и высохшим? Случай открыл такое чудо, просто хотели перезахоронить, а тут чудо нетления мощей старца. Вот так Господь открыл нам еще одного святого.
Евангелие, которое отец Виссарион так крепко держал, так и не удалось изъять из его рук. Как будто он хотел напомнить нам, священнослужителям, что мы отошли от учения Евангелия и начали проповедовать что-то иное, призывая нас помнить, что Евангелие - это источник истины.
В 2022 году причислили к лику святых старца Виссариона из монастыря св. Агафона, скончавшегося 22 января 1991 года.
Слава Богу за всё!