Найти в Дзене

История о лотосе и папирусе, или как идея одного человека создала Древний Египет, каким мы его знаем

Спросите любого встречного , слышал ли он эти пару слов  - Верхний Египет и Нижний Египет. Даже если он не знает, что это такое, и с чем это едят - он все равно где-то это слышал. Эти слова сыплются время от времени с исторических каналов , иногда из учебников по истории и даже из пыли детективных романов. А у многих , как и у меня когда-то, Верхний Египет ассоциируется с верхней частью страны на карте, и Нижний - с нижней - логично же !

На самом деле все наоборот - великий Нил течет с юга на север и впадает в Средиземное море , а берет свое начало в далекой Уганде у озера Виктория на высоте больше тысячи метров над уровнем моря (Верхняя часть), протекает через весь Судан ( уже два Судана - Южный и Северный), перескакивает через пару порогов и несет свои воды , как и тысячи лет назад, в Средиземное море, по пути даря жизнь пустыне и снисходительно поглядывая на неразумное человечество .

Беспокойные умы с глубокой древности пытались найти исток Нила чтобы понять механизм его разливов , но Нил, в свою очередь, дабы усложнить им жизнь , как оказалось тысячи лет спустя, имеет несколько истоков   - Голубой Нил, Белый Нил, Атбара, которые сливаются вместе ниже по течению. Кстати, еще Геродот ломал голову над тем, где берет начало Нил, в XVII веке иезуитским монахам не спалось из-за этих мыслей, и бессонница мучила исследователей вплоть до XIX века, пока неуемная голова не дала отдохнуть ногам Джона Спика, офицера Британской Армии, и он не открыл озеро Виктория, а с ним и исток Белого Нила . Но мы оставим отца истории и всех уставших исследователей этой великой реки, и вернемся к землям по обеим сторонам ее берегов.

Если вы хоть раз бывали (или будете) в древнеегипетских храмах, начиная от Абу Симбела в Асуане в Верхнем Египте и заканчивая остатками храмов в Александрии в Нижнем Египте, в каждом из них хотя бы одна стена или колонна , иногда целая комната, или просто орнамент  на  стене посвящены объединению Верхнего и Нижнего Египта . Даже если вы не заметите эту стену и будете восторженно бегать из зала в зал, любуясь лазурными и охристыми красками барельефов, или вы вообще приехали любоваться гениальностью архитекторов и скульпторов, а не вникать в перипетии древнеегипетских исторических сюжетов, вы все равно , пробегая мимо какой-то группы туристов, увидите, как гиды, тыкая пальцами в вечно юные и прекрасные профили сменяющих друг друга фараонов, терпеливо и снисходительно, как детям, рассказывают на всех языках мира историю о том, что великий фараон Мина (он же Мене, он же Менес, он же Нармар) объединил  Нижний Египет с Верхним и стал великим фараоном объединенного Египта и  первой  династии .

Палетка Нармера ( Менеса) , на которой наш фараон - объединитель Египта побеждает фараона Нижнего Египта. ( фото автора, Каирский музей)
Палетка Нармера ( Менеса) , на которой наш фараон - объединитель Египта побеждает фараона Нижнего Египта. ( фото автора, Каирский музей)

Ну и что, скажете вы? Всем в это время скучно, жарко , кусают мухи и вообще, кто этот Менес, когда есть такие великие имена, как Хеопс , Сети I, Рамзес II, Тутмос III и самый -самый - Тутанхамон! Поверьте, эти знаменитые ребята не сделали больше для истории Египта и для цивилизации в целом, чем наш герой , а Тутанхамону вообще не повезло - этот мальчик умер совсем молодым , его единственная заслуга оказалась в том, что его гробницу не разграбили в древности и ее нашел Говард Картер. Даже обидно как-то становится - его имя у всех на слуху, к его золотым маскам и украшениям в Каирском музее очереди , а мимо статуй действительно великих людей проходят со скучающим видом!

Чтобы не было так скучно, скажу, между прочим,  что великие  пирамиды Гизы построили фараоны аж четвертой династии, а Менес был фараоном первой династии, на 400 лет раньше, и стал царем практически первого государства на земле с сильной централизованной властью, армией, разделением государства на области (номы), 21 ном в Верхнем Египте и 21 ном в Нижнем,   и наместническим мандатом на управление Египтом от имени самих богов!

Собственно, боги были так восхищены его поступком , что поняли, что есть, наконец, на кого оставить эту бренную землю и немного отдохнуть . Они с удовольствием удалились в свои чертоги, чтобы ссориться, любить, убивать и воскрешать, любоваться своими портретами на стенах храмов, судить человечество и иногда вставлять ему палки в колеса, а заодно дарить вечную жизнь  праведникам и мучить  грешников(где-то это мы уже слышали). Похоже, они так устали от человеческих проблем, что охотно передали объединенное царство в вечное пользование с правом передавать его потомкам до скончания веков (а толк в вечности тут знали).

Если оставить богов и вернуться к истории, то Менес ( его имя в Абидосском списке всех фараонов читается как Мене) был умным и дальновидным политиком родом из городка Верхнего Египта близ того же Абидоса, где полторы тысячи лет спустя увековечат его имя и оно до нас таки дойдет сквозь пыль истории .

Это Абидосский список всех фараонов на стене храма Сети I ,  от первой вплоть до девятнадцатой династии, современной Сети I. Вообще , об этом уникальном храме стоит поговорить отдельно, и он определенно стоит того, чтобы его посетить, и даже  расскажу почему, но это уже совершенно другая история, а мы вернемся к нашей. ( фото автора)
Это Абидосский список всех фараонов на стене храма Сети I , от первой вплоть до девятнадцатой династии, современной Сети I. Вообще , об этом уникальном храме стоит поговорить отдельно, и он определенно стоит того, чтобы его посетить, и даже расскажу почему, но это уже совершенно другая история, а мы вернемся к нашей. ( фото автора)

После объединения  Верхнего и Нижнего Египта (нигде нет указания, что была война, возможно, это было мягкое политическое принуждение), Менес основал объединенную столицу двух Египтов прямо на стыке границ Верхнего и Нижнего -  Инебу Хедж , что в переводе означает “белая стена”, но греки и позже римляне называли ее Мемфис - тот самый легендарный великий Мемфис , который служил столицей Древнему Египту на протяжении всей его долгой истории вплоть до Нового царства.

-3

Восстановленные ворота заупокого комплекса Джосера, из полированного известняка, непосредственно на территории Мемфиса. ( фото автора)
Восстановленные ворота заупокого комплекса Джосера, из полированного известняка, непосредственно на территории Мемфиса. ( фото автора)

Это вокруг Мемфиса четыре столетия спустя начнут строительство  пирамид, и первая из них - совсем рядом с воротами города -  ступенчатая пирамида Джосера ; будет построена удивительная гробница для священных быков, т н Серапиум , многочисленные некрополи и храмы. Это был первый древнеегипетский космополитичный город, в котором жили множество чужеземцев:  греки, евреи, финикийцы, сирийцы  . Возможно, вам захочется добавить и римлян - но нет, Рима еще не было и в помине, когда уже процветал Мемфис.

Первая пирамида фараона Джосера , на территории Мемфиса, древнейшее сооружение на земле,  предшественница великих пирамид, архитектор Имхотеп. Может и смотрится чуть неказисто, но поверьте, она производит впечатление большее, чем великие пирамиды, и внутри у нее не крошечная душная комната, а огромная шахта метров на 60 вниз, где лежат каменные саркофаги фараонов первых династий ( о ней отдельная история- фото автора)
Первая пирамида фараона Джосера , на территории Мемфиса, древнейшее сооружение на земле, предшественница великих пирамид, архитектор Имхотеп. Может и смотрится чуть неказисто, но поверьте, она производит впечатление большее, чем великие пирамиды, и внутри у нее не крошечная душная комната, а огромная шахта метров на 60 вниз, где лежат каменные саркофаги фараонов первых династий ( о ней отдельная история- фото автора)

В день открытия Мемфиса как столицы  Менес принял от самого бога Гора красную корону Нижнего Египта (дешрет) с символом головы богини-кобры Уаджет и белую корону фараонов  Верхнего Египта (хеджет) с символом богини Нехбет - головой грифа.

Красная корона Нижнего Египта ( фото автора)
Красная корона Нижнего Египта ( фото автора)
Белая осирическая ( любимая корона Осириса) Верхнего Египта (фото автора)
Белая осирическая ( любимая корона Осириса) Верхнего Египта (фото автора)

Обе эти короны слились в одну корону Па-схемти, вечный символ фараонов объединенного Египта.

Бог Гор и богиня Изида в объединенной  короне  Верхнего и Нижнего Египта на огромной стене храма в Эдфу ( эпоха Птолемеев , строился с 237 по 47 до н э  (фото автора)
Бог Гор и богиня Изида в объединенной короне Верхнего и Нижнего Египта на огромной стене храма в Эдфу ( эпоха Птолемеев , строился с 237 по 47 до н э (фото автора)

Пока мы разбирались во множестве древнеегипетских корон и их названиях , Менес тем временем назвал себя царем и правителем Верхнего и Нижнего Египта и впервые соединил в руках великие символы, которые будут сопровождать каждый шаг в истории Древнего Египта - папирус как символ Нижнего Египта и лотос как символ Верхнего Египта.

С тех самых пор все  фараоны во все времена , включая последнюю греческую династию Птолемеев, короновались только так, вплоть до падения Египта в 31 году до нашей эры. Три тысячи лет этот обряд оставался неизменным. Для сравнения - вся история Древнего Рима насчитывает не более 1200 лет .

Причем, что удивительно - событие  произошло примерно в 3100 году до н э, многие храмы вдоль Нила строились, когда само это объединение двух Египтов совершилось более тысячи - полутора тысяч лет назад, а то и больше, уже и пыль веков осесть успела, но фараонам и жрецам почему-то казалось, что если не будет упомянуто сие событие минувших лет, то что-то пойдет не так. Что заставляло их так думать ?

За период между объединением Египта, строительством Мемфиса и строительством колоссальных по размерам и красоте храмов в Фивах        (Карнакский Храм в Луксоре, Рамессеум, Луксорский Храм) правило по меньшей мере 19 различных династий , прошло полторы тысячи лет и между двумя этими событиями лежала ткань времен, переполненная различными войнами, захватами, походами , потерями и приобретениями земель , сменами династий, подчинением Египта чужеземцам (гиксосы захватили и разворовали Египет при XIII династии , но принесли с собой колесо и колесницы; египтяне посмотрели на это безобразие пару династий, обиделись, забрали колесницы и колеса, и гиксосов изгнали в XVIII династии при Тутмосидах), событиями разной степени  важности, но однозначно более важными для современников, чем объединение Египта полторы тысячи лет назад.. Это объединение должно было уже давно восприниматься как должное , само собой разумеющееся и неоспоримое, а значит, и в постоянном упоминании не нуждающееся .  Но всякий раз оно изображалось в разных интерпретациях снова и снова , даже в храмах периода греческих Птолемеев, когда прошло уже более двух тысяч лет, и на троне сидела даже не египетская династия, а чужеземная греческая .

Даже чудаковатые и плохо удерживающие власть греческие правители Египта понимали важность этого события и постоянно его повторяли снова и снова в своих уже постройках . В храме Гора в Эдфу, в двойном храме Гора и Себека в Ком Омбо периода Птолемеев с греческим легким изяществом постоянно повторяется мотив сплетения папируса и лотоса в орнаментах на стенах и колоннах .

Это похоже на  повторение пройденного материала  в учебниках - если вы не увидели или случайно прошли это место в одном храме, вы непременно увидите его в другом . А ведь эта колоссальная работа могла быть посвящена событиям более важным для того времени.

Возьмем тот же чудесный  храм Хатхор в Дендере ( греческая Тентира,  54 г до н. э. - по меркам Египта, почти вчера) и в Абидосе ( 1290 г. до н. э. ), между которыми лежат 1250 лет ,  а с ними множество событий и даже смена династий с египетской на греческую.  Но фараоны в обоих храмах  одинаково объединяют Египет , водружая короны Нижнего и Верхнего , орнаменты состоят из лотоса и папируса , и этот мотив и сцена объединения повторяется на множестве  барельефов на внешних и внутренних стенах разных храмов во все времена существования Египта вплоть до римского завоевания.

Можно было бы, конечно, это упорство списать на твердую традиционность и жесткую регламентацию , негибкость изобразительного искусства Древнего Египта и застывшую архаичность . Такие вот упрямые эти древние египтяне ,  цеплялись за свое историческое детство и переносили барельефы с одного храма в другой под копирку, чтобы было проще, вот и вся история.

Нет , не копировали - всякий раз по новому обыгрывается эта сцена , и главный герой - новый фараон, уже он объединяет Египет, хоть и прошло с того дня две тысячи лет  .

По разному выглядят  изящные изображения лотоса и папируса , от изысканных и камерных, до монументальных . Они и сегодня поражают воображение , на многих колоннах сохранилась даже роспись , позволяющая представить , насколько они были красивы в те дни, когда  боги Египта были молоды и прекрасны .

Дендера, Мамисса - сложные колонны , объединяющие мотив лотоса и папируса (фото автора) , по низу идет полоса орнамента , также повторяющая мотив объединения . На фото ниже.
Дендера, Мамисса - сложные колонны , объединяющие мотив лотоса и папируса (фото автора) , по низу идет полоса орнамента , также повторяющая мотив объединения . На фото ниже.
Деталь орнамента в Дендере - лотосы, папирусы и бяки-закаляки , сидящие на них ( не забываем, Дендера построена при Птолемеях, а греки любили всяких мифических существ с крылышками).
Деталь орнамента в Дендере - лотосы, папирусы и бяки-закаляки , сидящие на них ( не забываем, Дендера построена при Птолемеях, а греки любили всяких мифических существ с крылышками).

Давайте возьмем даже эмалевые украшения из гробниц - браслеты и ожерелья, посуда, ящички и коробочки для драгоценностей, бутылочки для благовоний и духов - они сплошь покрыты красно- синей эмалевой росписью лотосов и папирусов .

Деталь пола  из Амарны , период правления Эхнатона и Нефертити, XVIII династия . Лотосы и папирус (фото автора).
Деталь пола из Амарны , период правления Эхнатона и Нефертити, XVIII династия . Лотосы и папирус (фото автора).

Я долго не понимала это упорство, учитывая, сколько эпох назад случилось это событие,  пока не сложила два примечательных факта.

Мой друг, зная, что я часто бываю в Египте и нежно люблю эту страну, выслал мне фотографию ночного Египта из космоса. Вот она:

-12

И вот мы из космоса, наконец,  видим то, что отчетливо понимали и видели изнутри древние египтяне - узкая яркая полоска жизни между двумя мертвыми огромными пространствами пустыни справа и слева. Вся жизнь - это 5-10 км плодородной илистой почвы по берегам Нила , растянутой на чуть более чем тысячу километров . Эта полоска похожа на артерию , которая питает весь организм, но она очень хрупка при этом, и легко может прерваться новыми границами или новыми войнами. Гораздо легче раздробить имеющее такую форму государство на части , оно похоже на тростинку , которую легко переломать в нескольких местах.

И эта же форма расселения людей тонкой полосой  вдоль реки способствовала тому , что население Египта так и не было сплавлено в единую нацию, вот почему тема объединения должна была повторяться снова и снова . Не было территории , эдакого общего большого котлована, где могли бы кипеть, смешиваться и плавиться народы, превращаясь в единый организм. Жители юга и севера так и остались разными народами, населяющими долину Нила, но имеющими общую историю. За три тысячи лет от Менеса в 3100 г. до н. э. до падения Египта  в 31 г. до н. э. (как  символично совпали цифры) они не стали одним народом, и прошло еще чуть более двух тысяч  лет до сегодняшнего дня - и ничего не изменилось.

Вот почему фараонам и жрецам  приходилось постоянно напоминать об объединении , это как сейчас на огромных баннерах во время предвыборных кампаний нам дают познакомиться с программой - только баннерами в Древнем Египте были стены храмов и по времени это было растянуто на тысячелетия.

“Баннер” в Эдфу на стенах храма Гора . Эти стены настолько высоки, что боги в двойных коронах видны за несколько километров  ( фото автора)
“Баннер” в Эдфу на стенах храма Гора . Эти стены настолько высоки, что боги в двойных коронах видны за несколько километров ( фото автора)

Теперь вернемся ненадолго в наши дни.

Современные египтяне по внешнему  виду легко определяют выходца из Нижнего Египта , из Верхнего Египта и даже Нубии.

Я в этом смогла убедиться сама, прожив какое то время здесь .

Коренные жители Нижнего Египта -  Каир ( район Мемфиса), Александрия.  Тонкие , довольно высокие мужчины , словно сошедшие с барельефов храмов и гробниц , с большими миндалевидными, чуть расставленными глазами , относительно светлой кожей и тонкими чертами лица ( тонкие, но выразительные  губы, изящные носы с небольшим намеком на горбинку , невысокие , но очерченные скулы и волосы часто кудрявые. Чаще всего именно этот тип встречается на барельефах как эталонный, и мало чем они отличаются от него сейчас.

Женщины Нижнего Египта чаще всего имеют округлости после 30 лет из-за сидения дома и легкого обжорства, но до замужества такие же легкие, изящные и тонкие, как танцовщицы со стен в Абу Симбеле. Они и сегодня летят в своих длинных платьях , смотря на мир широко распахнутыми огромными глазами своих древних предков.

Тонкие и изящные танцовщицы , на головах конусы с благовониями ( древний вариант использования парфюмерии)
Тонкие и изящные танцовщицы , на головах конусы с благовониями ( древний вариант использования парфюмерии)

Дети такие же , как изображены на фресках, с копной чудесных черных кудрей  и огромными глазами, похожими на черные оливы.

А вот коренные жители Верхнего Египта - это совершенно другой народ.

Это район Луксора ( Древние Фивы- вторая столица Древнего Египта ) , Кена , Эсна ( греч Латополис) , Эдфу.

Большей частью высокие (гораздо выше жителей Нижнего Египта),   ширококостные и тяжёлые , даже походкой сильно отличаются - они выбрасывают нижнюю часть ноги вперед и на нее перемещают вес тела, сгибая бедро, в то время как легкие жители Нижнего Египта сначала перемещают бедро и подтягивают нижнюю часть ноги.  Я не знаю, связано ли это с весом , или с определенным строением костей - просто заметила эту особенность т к имела возможность наблюдать за жителями на юге страны.

Женщины уже  не летят, как на севере, а, покачиваясь из стороны в сторону, как уточки, медленно проплывают, даже юные.

Кожа гораздо темнее даже у детей, глаза более маленькие и скорее круглые , чем миндалевидные , губы сочные , хорошо очерченные, часто с красиво оттопыренной нижней губой, совершенно не похожие на тонкие поджатые губы жителей Нижнего Египта.

Скулы высокие и как бы подпирающие глаза . Волосы чаще всего встречаются мелко кудрявые , красивые длинные спиральки или прямые( у женщин смогла это увидеть только во время купания в Ниле, где с головы сползал хиджаб).

Иногда мужчины на юге бывают не высокими , а низкими и круглыми , но их очень мало среди основного населения.

Такой тип можно встретить в Каирском музее в статуях жрецов и писцов , но я не видела его на барельефах храмов и на фресках гробниц, возможно потому , что эталонным считался тип жителей Нижнего Египта.

Третий тип , который сильно отличается от первых двух и буквально бросается в глаза - крайний юг страны - историческая Нубия , район Асуана.

Его жители, особенно мужчины, имеют очень высокий рост . Даже при том, что сами египтяне не маленького роста, рядом с нубийцами они кажутся значительно ниже - разница в росте может составить 40-50 см.

Нубийцы мужчины очень тонкие и худощавые , как нубийские воины из гробницы XI династии , а женщины очень круглые, с большими бедрами  (но на вес женщин не стоит обращать внимания, т к это скорее зависит от образа жизни).

Нубийцы-воины  из гробницы принца Месехти, XI династия (фото автора)
Нубийцы-воины из гробницы принца Месехти, XI династия (фото автора)

Кожа очень темная, эбонитовая скорее , с синеватым отливом, волосы часто курчавые, как на юге Африки.

Черты лица правильные и очень красивые , особенно у женщин и девочек.

Именно высокие и легкие нубийцы были главной наемной армией Рамзеса II при войне с хеттами и в других завоевательных походах , их фигурки найдены во многих гробницах фараонов разных периодов.

Кстати, последние генетические исследования показали, что Тутмосиды (XVIII династия - а это Тутмос I, Тутмос III и знаменитая девочка-фараон Хатшепсут) имеют много общего с современными нубийцами! Недаром при Тутмосидах с их нубийской воинственностью были изгнаны гиксосы!  Фараоны тоже были из разных частей Египта !

Я знакома с красивой  и милой  нубийкой по имени Нажля , она много рассказывала о юге Египта и о Нубии ( они все называют себя Нуби , область Асуана считают исторической Нубией и не считают себя египтянами по крови). Дома они разговаривают на нубийском языке, который не преподают в школах , имеют свои традиции, кухню и не выдают своих дочерей замуж за “не нубийцев” .  Нажля мне рассказала, (а другие знакомые египтяне подтвердили), что жители Верхнего Египта стараются не выдавать  замуж дочерей и не женят сыновей на жителях Нижнего Египта , и наоборот ( не без некоторых исключений, конечно, в наши дни , особенно в больших городах ).

И спустя тысячи лет, после объединения этих двух областей , даже при такой мощной силе как христианство и мусульманство , даже после принятия арабского языка как языка Корана в качестве основного языка для всех жителей этой страны , эти народы не смогли ассимилироваться друг другом и стать единой нацией в силу уникальных физико- географических условий.

Менес это знал и понимал уже тогда , и потому сделал все, чтобы это объединение не было забыто и чтобы не было никакого соблазна и возможности разъединить эту страну вновь .

Переплетающиеся на колоннах, в орнаментах , в руках богов и фараонов всех династий, от первой до последней, метелочки папируса и бутоны лотоса - это то, что держит Египет единым вот уже пять тысяч лет .

Если  даже сегодня , при наличии прекрасных дорог и транспорта , юг и север страны крайне далеки друг от друга , то представьте себе древнего жителя Нижнего или Верхнего Египта , для которого транспортом была только солнечная ладья великого фараона или лодки строителей храмов, перевозящие прекрасный розовый гранит для обелисков из Асуана в Фивы.

Все фараоны от Менеса и до последнего правителя Цезариона понимали хрупкость этого объединения - эта страна могла распасться в любой момент, поэтому история об объединении Верхнего и Нижнего Египтов повторялась снова и снова , от эпохи к эпохе и от династии к династии, с постоянным неизменным упорством , очень характерным для Древнего Египта в целом  .

Текла река времени - фараоны сменяли друг друга , целые династии приходили и уходили, рождались и умирали даже боги, неизменным  оставалось одно - обыгрывалась великая история объединения Верхнего и Нижнего Египта, где фараон, сын богов (а богов в юности человечества  было множество, на выбор, а потому было как-то приятно иметь с ними дело), держит в руках символы в виде лотоса и папируса, и на его голове двойная корона.

Кстати, маленькое лирическое отступление, раз мы уже заговорили о богах  - Юлий Цезарь, очень любивший Египет, поступил вполне мудро - подарил себе родство с богами  - род Юлиев вел свое начало от богини любви Венеры (совершенно серьезный факт из его биографии).

Да и христиане не стеснялись заимствовать обычай присваивать себе трон через волю Господа, и помазанники Божии до сих пор сидят на тронах в наши дни как продолжение этой интересной идеи фараона Менеса!

Но вернемся к Верхнему и Нижнему Египту-  многие считают, что современное население Египта - это арабы, и ничего к коренному населению древнего Египта не имеют, но это не так. Завоевательный (бедуинский)  элемент в ДНК современных египтян составляет крайне малый процент как у жителей юга, так и у жителей севера.

Это объясняют тем, что завоевателей из района Аравийского полуострова  было крайне мало по сравнению с местным населением и составило всего 4-8% от общего  населения Египта, ассимиляции также не произошло т к бедуины в основном селились в пустыне , земледелием не занимались, и сохраняют такие отдельные общины и по сей день .

Египтяне говорят на арабском только потому , что это язык Корана и ислама,  но остаются теми самыми египтянами из разных частей такой необычной  страны - Нижнего и Верхнего Египта. Копты, кстати говоря, те же египтяне , исповедующие христианство, только лет сто назад стали использовать арабский в бытовой речи, а до этого говорили на коптском - последней стадии развития древнеегипетского языка с высокой долей греческих слов. Сегодня коптский язык используется в христианском богослужении.

Наша история о фараоне Менесе подходит к концу. Мог ли он знать , что его народ под большой двойной короной Нижнего и Верхнего Египта создаст одну из величайших цивилизаций на этой планете, построит великие пирамиды и храмы, что статуи и обелиски его городов  будут украшать столицы всего мира, что народ этот вознесет искусство и науку на недостижимую высоту,  переживет невероятные взлеты и тяжелые падения, пройдет через завоевания и вновь отвоюет свою независимость ? Знать не мог, но мог предвидеть , так как это объединение создало тот Древний Египет , который и сегодня покоряет мир..  Без него не было бы ни пирамид, ни Мемфиса, ни Древних Фив, ни той истории , которую мы знаем.

Народ Египта объединен не исламом и не христианством, а великой историей фараона Менеса, который до сих пор проплывает каждый день на своей солнечной ладье в большой короне объединенного Египта, с папирусом и лотосом в руках , поглядывая на свой такой разный народ Верхнего и Нижнего Египта, живущий вместе вот уже 5 тысяч лет по берегам великой реки жизни.  И плывет его ладья в неведомые земли , где никогда не заходит солнце,  где древние боги все еще юны и прекрасны…

Лотос и папирус из храма в Абидосе (фото автора)
Лотос и папирус из храма в Абидосе (фото автора)