Найти тему
Интерфакс-Россия

Телефонное мошенничество в России: виды и схемы обмана, как защититься

Оглавление

Interfax-Russia.ru — Мошенники стали использовать старые сим-карты, чтобы получить доступ к аккаунтам их владельцев, и предлагают "починить" Youtube с помощью специальной программы. Как защититься от звонков псевдополицейских и какое наказание предусмотрено за мошенничество?

Телефонное мошенничество в России: виды и схемы обмана, как защититься? Фотография Freepik
Телефонное мошенничество в России: виды и схемы обмана, как защититься? Фотография Freepik

В России многие годы продолжается телефонное мошенничество. От него страдают сотни людей, в том числе и очень известные. Но злоумышленники продолжают разрабатывают новые виды и схемы обмана доверчивых граждан. О том, как не стать жертвой мошенников и как защитить себя и родственников от аферистов рассказали представители правоохранительных органов.

Что является телефонным мошенничеством?

 Телефонное мошенничество – это метод шантажа и выманивания денег с помощью  современных технологий   Фотография Freepik
Телефонное мошенничество – это метод шантажа и выманивания денег с помощью современных технологий Фотография Freepik

Телефонное мошенничество – это метод шантажа и выманивания денег с помощью современных технологий. По словам заместителя начальника полиции УВД Сочи Сергея Полуярова, телефонное мошенничество – это хищение финансовых средств посредством психологического воздействия на человека.

"Это дистанционный вид хищения, когда преступники вступают в телефонный контакт с человеком и вынуждают его добровольно переводить деньги на различные банковские счета. Представляясь сотрудником правоохранительных органов, зачастую ФСБ, злоумышленник выводит человека до состояния паники. В таком психологическом состоянии законопослушный гражданин очень часто выполняет все требования злоумышленника, включая перечисление кредитных средств", — рассказал "Интерфаксу" заместитель начальника полиции Сочи.

Читайте также: Продажа украденных персональных данных может привести к уголовной ответственности

Каким образом происходит телефонное мошенничество?

 Мошенники изучают социальные сети и мессенджеры будущей жертвы   Фотография Nensuria, Freepik
Мошенники изучают социальные сети и мессенджеры будущей жертвы Фотография Nensuria, Freepik

По словам официального представителя МВД России Ирины Волк, мошенники пользуются приемами нейролингвистического программирования и могут за несколько минут морально сломать человека. Для этого они изучают социальные сети и мессенджеры: аккаунты, посты, комментарии и, найдя подходящего кандидата, вступают с ним в диалог.

Мошенничество по телефону: способы обмана - Россия || Интерфакс Россия

Аферисты, используя IT-технологии, могут зайти в аккаунт любого человека и написать сообщение от имени руководителя. Его просят ответить на телефонный звонок вымышленного сотрудника правоохранительных органов и обязательно оказать ему необходимое для компании содействие. Часто человек, уверен, что помогает руководству, и выполняет все требования мошенника — перечисляет свои средства и даже берет новые кредиты для злоумышленника.

Какие новые схемы создали телефонные мошенники?

 Мошенники скупают старые сим-карты и с их помощью восстанавливают доступ к учетным записям их прежних владельцев   Фотография Freepik
Мошенники скупают старые сим-карты и с их помощью восстанавливают доступ к учетным записям их прежних владельцев Фотография Freepik

Злоумышленники разработали схемы телефонного мошенничества. По словам Волк, одной из таких схем является использование старых сим-карт, которые поступают в повторную продажу, затем используют для восстановления доступа к учетным записям бывших владельцев этих номеров на различных онлайн-платформах, в том числе и Госуслугах.

"Речь идет о необходимости при смене сим-карты мобильного телефона откреплять номер от портала Госуслуг, онлайн-банка, других мобильных приложений, содержащих ваши персональные данные", — предупреждает Волк.
"Госуслуги": кто и как пользуется порталом, какие документы можно оформить? - Россия || Интерфакс Россия

В свою очередь, пресс-служба ГУ МВД по Краснодарскому краю отмечает, что, получая доступ к Госуслугам, мошенники проводят ряд операций, после которых гражданин остается без денег и без недвижимости.

"Аферисты загружают в Госуслуги поддельную нотариальную доверенность на распоряжение всеми счетами человека в специальный раздел для подписания документов в "Госключе". В то время, когда приходит уведомление о необходимости подписать документ, пользователю Госуслуг звонит якобы "сотрудник правоохранительных органов" и под угрозой потери денег убеждает подписать доверенность. Следом звонок делает уже другой и тоже якобы "настоящий сотрудник", объявляя, что жертва попала на мошенников, и советует ей быстро перевести деньги на безопасный счет", — рассказала собеседник агентства.
МВД и ФСБ РФ сообщили о задержании десяти пособников телефонных мошенников - Центр || Интерфакс Россия

Как не стать жертвой телефонных мошенников?

 Мошенники предлагают установить специальное приложение, чтобы восстановить работу Youtube   © РИА Новости. Дмитрий Макеев
Мошенники предлагают установить специальное приложение, чтобы восстановить работу Youtube © РИА Новости. Дмитрий Макеев

Для этого необходимо быть бдительным, никому не отправлять фото документов, номера и пароли банковских карт. Не стоит переходить по неизвестным ссылкам в интернете.

В последнее время отмечается активность граждан по установке VPN-сервисов. Зачастую аферисты предлагают по ссылкам установить специальные приложения или платформы, которые якобы могут устранить проблемы в работе видеохостинга Youtube и вернуть прежнее качество видео.

Можно ли пользоваться VPN в России? - Россия || Интерфакс Россия
"Эти сервисы мошенники используют для компрометации персональных данных жертвы, получение дистанционного доступа к установленным на гаджете приложениям, личным кабинетам и аккаунтам", — сказал собеседник агентства.

В свою очередь полиция федеральной территории "Сириус" предупреждает: телефонные мошенники часто выдают себя за работодателей. Они просят заполнить анкету с указанием данных банковской карты якобы для перечисления будущей зарплаты.

"Кадровики и бухгалтеры не общаются онлайн, ведь отчетность требует реальные реквизиты и подписи. Будьте бдительны и не передавайте интернет-собеседникам свои персональные данные", — предупреждает полиция ФТ "Сириус".
Каждый третий россиянин согласен получать зарплату "в конверте" - Россия || Интерфакс Россия

Как вычислить телефонного мошенника?

 Мошенники часто начинают разговор с фраз "вам звонят из ФСБ" или "Вас беспокоит банк"    © РИА Новости. Владимир Астапкович
Мошенники часто начинают разговор с фраз "вам звонят из ФСБ" или "Вас беспокоит банк" © РИА Новости. Владимир Астапкович

Телефонного мошенника можно вычислить по дежурным фразам: "Вам звонят из ФСБ" или "Вас беспокоит банк", "Примите информацию из Госуслуг" или "Пенсионного фонда". Кроме этого, злоумышленники могут прислать поддельное служебное удостоверение, без труда назвать адрес УВД, где они якобы служат и даже фамилию начальника.

Половина мошеннических звонков совершается от мнимого "сотрудника полиции" - Россия || Интерфакс Россия

По информации пресс-службы Следственного управления СКР по Краснодарскому краю, преступники звонят гражданам, представляясь сотрудниками силовых структур, и предлагают гражданам помочь в изобличении "телефонных мошенников". После настаивают принять участие в оперативно-розыскных мероприятиях по поимке злоумышленников, а для этого взять кредиты и перевести их на указанные счета.

"Телефонных мошенничеств по-прежнему много, люди продолжают верить в "безопасные счета" - Северо-Запад || Интерфакс Россия
"Ни по телефонной связи, ни в ходе личной беседы сотрудники правоохранительных органов не выдвигают требований о переводе денег на какие-либо счета. Указанные действия являются преступными. Любые предложения о содействии сотрудникам силовых структур, например, в поимке злоумышленников путем перечисления денежных средств на указанные "собеседником" счета, либо с целью обезопасить сбережения от противоправных действий третьих лиц – это явный признак мошенничества, о чем необходимо сообщить в правоохранительные органы", — утверждают в следственном управлении.
Среди россиян старше 60 лет почти каждый второй не пользуется интернетом - опрос - Россия || Интерфакс Россия

Какие существуют аппаратные средства для защиты от мошенничества по телефону?

 Существуют специальные программы, предупреждающие, что вам звонит мошенник   Фотография Freepik
Существуют специальные программы, предупреждающие, что вам звонит мошенник Фотография Freepik

В настоящее время все телефонные провайдеры усовершенствуют программы защиты от телефонного мошенничества.

"С помощью ответственных граждан в России создается телефонная база мошенников. Уже сегодня сотовые операторы устанавливают на телефон абонентов программные комплексы. Они бывают платные и бесплатные. Если они установлены, то при поступлении звонка от мошенника в телефоне высвечивается сообщение "возможно, звонят мошенники". Пользователь телефона может самостоятельно зайти в настройки телефона и установить безопасную платформу или воспользоваться такой услугой в офисе сотовой связи. Кроме этого, некоторые телефонные провайдеры автоматически предупреждают абонента о подозрительных телефонных звонках, — рассказал Полуяров.

Как банки противостоят телефонному мошенничеству?

 Работники кредитных организаций должны блокировать подозрительные операции   Фотография Cookie_studio, Freepik
Работники кредитных организаций должны блокировать подозрительные операции Фотография Cookie_studio, Freepik

По словам заместителя начальника полиции УВД Сочи, по инструкции Центробанка работники кредитных организаций должны остановить передачу денег мошенникам, особенно, когда пожилой человек собирается снять все свои накопления.

"Органы следствия уведомляют банки о проведении следственных мероприятий в отношении определенного гражданина и необходимости контроля движения его средств. В этот период кредитным организациям нельзя осуществлять переводы с указанного счета. Если операции проводятся, то деньги, снятые мошенником, возвращает физлицу соответствующая кредитная организация. Поэтому в настоящее время банки заинтересованы в поимке мошенников и активно ставят на учет их телефоны, блокируют переводы. Кроме этого, все российские финансовые организации не должны выдавать кредиты человеку с небольшой зарплатой и не выплаченными ранее взятыми кредитами, а также при проведении банковских операций учитывать возраст гражданина", — пояснил Полуяров.

Читайте также: Полиция получила доступ к оперативной информации ЦБ РФ о мошеннических операциях

Как разыскивают и наказывают за телефонное мошенничество?

 Наказание за телефонное мошенничество — от 5 до 10 лет заключения   Фотография Fabrikasimf, Freepik
Наказание за телефонное мошенничество — от 5 до 10 лет заключения Фотография Fabrikasimf, Freepik

После подачи заявления о телефонном мошенничестве правоохранители проводят оперативно-следственные мероприятия. Проверяют движение по переводам и обналичиванию средств жертвы.

"В большинстве случаев действия происходят в другом городе России. Следователи выезжают туда и проводят совместную работу с коллегами. Существует программа, которая позволяет отслеживать идентичность уголовных дел. Зачастую следственные мероприятия идут несколько месяцев. Затем злоумышленников привлекают к ответственности и передают дело в суд", — рассказал Полуяров.

По его словам, телефонное мошенничество подпадает под статью 159 уголовного кодекса России. Наказание по этой статье — от 5 до 10 лет заключения.

Запрет на выдачу кредитов планируют установить на Госуслугах около 30% россиян - Россия || Интерфакс Россия

Насколько реально получить компенсацию жертве мошенника?

 Украденную сумму могут компенсировать, если дело будет раскрыто    © РИА Новости. Илья Питалев
Украденную сумму могут компенсировать, если дело будет раскрыто © РИА Новости. Илья Питалев

По словам Полуярова, с начала 2024 года в Сочи зарегистрировано более 800 заявлений о телефонном мошенничестве. 30% из них — раскрыты, пострадавшие получили компенсацию ущерба.

"Компенсацию получить реально. Первая компенсация идет от тех преступников, которых задерживают и привлекают к ответственности. Им обязательно суд или следствие предъявляет иски для возмещения ущерба. Накладывается арест на имущество: квартиры, машины, счета, которые имеются. Вторая компенсация — недавно принятое решение — кредиты физических лиц, полученные под воздействием мошенников аннулируются. Потерпевшими становятся банки, и они самостоятельно взыскивают всю сумму с мошенников", — сказал он.
Половина мошеннических звонков совершается от мнимого "сотрудника полиции" - Россия || Интерфакс Россия

Куда обратиться по поводу телефонного мошенничества?

 Нужно звонить на телефон "горячей линии" полиции или правоохранительного органа, сотрудником которого представляется мошенник    © РИА Новости. Владимир Песня
Нужно звонить на телефон "горячей линии" полиции или правоохранительного органа, сотрудником которого представляется мошенник © РИА Новости. Владимир Песня

При поступлении подозрительного звонка необходимо не продолжать общение, а сообщить в то ведомство, сотрудником которого представляется звонивший, по телефонам "горячих линий", указанных на официальном сайте соответствующего правоохранительного органа.

Заместитель начальника полиции УВД Сочи Сергей Полуяров рекомендует гражданам, у которых есть подозрение на мошеннический телефонный звонок, сразу сообщать в полицию по телефонам 112 или 102.

"Сотрудники правоохранительных органов продолжают составляют базу телефонных звонков, с которых звонили мошенники. Поэтому, просим граждан сообщать телефонные номера, использованные злоумышленниками", — подчеркнул он.
Москвичей предупредили о новой схеме телефонного мошенничества - Москва || Интерфакс Россия

Совет эксперта:

Кандидат юридических наук Михаил Школьник советует гражданам во время любого телефонного звонка внимательно выслушивать сообщения и не паниковать.

"Главный метод всех мошенников — это психология и умение манипулировать гражданами, их страхами, тревогами, стереотипами. Важно критически мыслить и не поддаваться эмоциям. Уметь говорить "нет", анализировать и трезво оценивать то, что им говорят на другом конце телефона", — подчеркнул Школьник.

Обозреватель Татьяна Киреева

Понравилась статья? Обязательно напишите ваше мнение в комментариях. Больше интересных материалов — на канале Интерфакс-Россия в Дзене. Подписывайтесь!

Читайте также на Interfax-Russia.Ru

Брусника: польза и вред для организма человека, особые свойства - Россия || Интерфакс Россия
Тыква — калорийность, польза и вред для организма - Россия || Интерфакс Россия
День знаний в 2024 году: история и традиции праздника - Россия || Интерфакс Россия