Найти тему
RADIO INFO

Конструкции зарубежных радиолюбителей. Устройство имитатора звука поезда.

Добрый день дорогие друзья.

Я продолжаю перебирать свой электронный архив, удаляю что на мой взгляд не представляет интересного мне и аудитории моего канала. Перебрал уже более половины и думаю, что через пару месяцев закончу и выложу для всеобщего пользования на яндекс диске. А пока о самом интересном что там есть, я рассказываю на страницах моего канала. Несколько слов немного не в тему данной публикации и моего канала. В 70-е годы прошлого века, я учился в военном училище, и как то на построении полка, замполит очень красочно рассказал о преступлениях одного солдата. Вообще считалось, что в Советской Армии дедовщины не было, но факту это было не совсем так, там где я служил (ВВС) для молодых солдат самым страшным преступлением считалось не знать, сколько дней осталось до Приказа, причем спрашивать об этом деды старались за несколько минут до или после 12 часов ночи. И вот замполит рассказал, что один так называемый «дед» решил ночью представить, что он едет на поезде на дембель, и что под стуки колес и покачивание вагона он будет очень хорошо спать. Для этого «дед» заставил двух молодых солдат покачивать ему кровать и издавать звук поезда. Через некоторое время этим солдатам показалось, что «дед» уснул, и они тоже пошли спать. Но дед проснулся, и понял, что он не в поезде, а в казарме, тогда он вытащил этих солдат в умывальник и стал жестоко избивать, одному сломал челюсть, а другому повредил глаз. Дневальный пытался найти дежурного по роте, но не нашел, тогда он по телефону вызвал дежурного по полку, и тот остановил избиение. И в заключение всего этого, дед вместо дембеля отправился в дисбат.

Вот из за этих воспоминаний меня и заинтересовало устройство имитатора звука поезда.

Роль этого симулятора звука поезда заключается в имитации характерного звука осей вагонов, проходящих через стыки рельсов. При прохождении осей по рельсовым стыкам слышен периодический и весьма характерный шум, сопровождающий прохождение поезда. В зависимости от типа подвижного состава периодическая структура издаваемого шума различается.

Схема имитатора звука поезда генерирует периодический шум, имитирующий звук проходящего поезда. Схема состоит из нескольких компонентов, включая счетчик, генераторы, транзисторы, конденсаторы и динамик. Счетчик подсчитывает тактовые импульсы и активирует генераторы для создания прямоугольного сигнала с частотой 625 Гц. Прямоугольный сигнал усиливается парой транзисторов Дарлингтона и подается в динамик для создания звука поезда. Конденсатор заряжается и разряжается между шумовыми импульсами, чтобы добавить усиление мощности к звуку. Единственная необходимая настройка — это настройка регулируемого резистора для изменения скорости поезда.

Схема имитатора звука поезда

Схема имитатора звука поезда — это электронная схема, которая генерирует реалистичный звук, имитирующий звук движущегося по рельсам поезда. Схему можно настроить для создания различных звуков поезда, таких как паровой двигатель или дизельный локомотив, изменяя частоту и амплитуду генерируемых звуков.

Принцип работы схемы. (я применил автоматический переводчик, немного подкорректировав, кому нужно тот все поймет, а если кому не нравится, можете дальше не читать).

Временная база

Элементы И-НЕ (III) и (IV) 1С1 образуют нестабильный генератор, который выдает прямоугольный сигнал, период которого зависит от углового положения ползунка регулируемого А. Это может варьироваться от нескольких миллисекунд до почти 200 мс, и составляет временную базу генератора шума. Светодиод L, мигая с той же частотой, указывает на работу генератора

Периодическая структура шума

Опорная схема IC5 представляет собой десятичный счетчик, перемещающийся на один шаг в ритме нарастающих фронтов, присутствующих на его входе «Clock» (контакт 14). Состояние «высокий» затем переходит с выхода Sn на выход Sn+1. Что касается используемых выходов Sn, то можно выделить две группы диодов с общими катодами:

*группы D1, D2, D3 и D4, которые соответствуют выходам SO, S1, S5 и S6 соответственно

*группы D5 и D6, соответствующие выходам SO и S3. Можно отметить относительное сходство между этими группировками и последовательностью осей различных типов прицепного оборудования:

  • легковые автомобили первой группы
  • «грузовые» вагоны для второй группы.

Альтернативный выбор групп

IC6 — счетчик с четырнадцатью бинарными каскадами, соединенными каскадом. Его внутренняя временная база «t» определяется значениями R9 и C4. В данном случае она составляет приблизительно 22 мс. На каждом выходе Qn получается прямоугольный сигнал, период T которого рассчитывается по формуле Tn = tx 2^n. Таким образом, на выходе 010 период выдаваемого прямоугольного сигнала составляет примерно 22 с. На этом выходе регистрируется непрерывное чередование «высоких состояний» и «низких состояний» одинаковой длительности. Выход 010 подключен к одному из двух входов вентилей И (I) и (IV) IC4. Он также подключен, но после инверсии вентилем НЕ-ИЛИ (II) IC3, к одному из двух входов вентилей И (II) и (III) IC4. Из этих соединений вытекает следующий принцип работы:

В течение 11 с выходной сигнал логического элемента И (IV) микросхемы IC4 представляет на своем выходе логический уровень, присутствующий на катодах диодов первой группы (SO, Si, S5 и S6 микросхемы IC5). Когда счетчик IC5 достигает положения S8, он сбрасывается в ноль и продолжает свой цикл. В это время выход вентиля AND (III) IC4 остается в состоянии «низкий». В течение следующих 11 с выходной сигнал логического элемента И (III) микросхемы IC4 представляет собой логический уровень катодов диодов второй группы (SO и S3). В этом случае именно положение S4 счетчика IC5 обеспечивает его сброс в ноль. Выход вентиля И (IV) IC4 остается в состоянии «низкий».

Генерация шума

Для каждого положительного импульса от триггера IC2 вступает в действие генератор NAND (I) и (II) IC1. Он выдает на свой выход прямоугольный сигнал, характеризующийся периодом приблизительно 1,5 мс, что соответствует частоте 625 Гц. Это так называемая музыкальная частота. Она особенно слышна. Поскольку ее длительность коротка, соответствующий шум очень «сухой». Пара Дарлингтона, образованная транзисторами Т1 и Т2, обеспечивает необходимое усиление. Обмотка громкоговорителя включена в цепь общих коллекторов транзисторов. Между двумя последовательными шумами конденсатор C12 заряжается через R14. Он разряжается, когда шум отключается, чтобы дать ему дополнительный импульс мощности без изменения потенциала источника питания схемы.

Конструкция устройства.

Особых требований по реализации данной печатной платы имитатора звука поезда нет. После установки компонентов на место и окончательной проверки правильности ориентации поляризованных элементов можно приступать к непосредственному тестированию.

Единственная возможная регулировка — воздействие на регулируемый ползунок. При его повороте по часовой стрелке период базового времени уменьшается. Это имитирует увеличение скорости железнодорожного состава.

Питается имитатор звука поезда от самодельного сетевого адаптера на 9В.

-2

Конечно же можно использовать и любой другой источник питания.

У меня есть желание собрать такое устройство, но перед ним еще очень много не реализованных проектов, и тех которые я обещал моим читателям, а у меня есть правило, все свои обещания исполнять.

На этом у нас сегодня все.

Рекомендую посмотреть Подборку публикаций моего канала, где Вы найдете статьи по рассмотренной выше теме, и множество других материалов, которые могут быть Вам интересны и полезны.

Ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь и заходите на мой канал, есть много интересной и нужной информации для радиолюбителей.