От этого пациента мне хотелось спрятаться. Нет, он был вполне вежлив и адекватен, но ...
В самую первую поездку в Турцию нам достался неудачный отель. Девушка-администратор косячила чаще, чем улыбалась. И когда мы с мужем в очередной раз пришли на рецепшн решать свои проблемы, она просто спряталась от нас под стойку и отказывалась вылезать.
Завидев в расписании фамилию пациента (назовем его Дмитрием), я каждый раз хотела последовать её примеру. Потому что была начинающим доктором и совершенно не понимала, что происходит с больным и как его лечить. Сейчас бы я размотала эту историю гораздо быстрее, а тогда…
Тогда он регулярно приходил с рассказом о том, как 2-3 дня назад проснулся от сильнейшей боли в правом глазу. Причем глаз почти невозможно было открыть, весь день беспокоили боль и слезотечение.
Сколько я ни мучила парня осмотрами за щелевой лампой, ничего особенного не находила: абсолютно гладкая прозрачная роговица, спокойный глаз. Была лишь умеренная дисфункция желёзок век – отголоски клещевого блефарита, по поводу которого пациент успешно пролечился у нас год назад.
Больше ничего примечательного, как и положено молодому мужчине: любые травмы глаз категорически отрицал, линзы не носил, и даже увлажняющие капли порой применял – когда вспомнит. На все мои настойчивые просьбы явиться непосредственно в день «происшествия» только вздыхал: работа за городом и маленькие дети – никак не получается.
Дима действительно был заботливым отцом двух мальчишек-погодков. С одним из них как-то даже приходил на приём (не с кем оставить, доктор, жена со старшим к врачу пошла). И ловко менял ему памперс в моём кабинете, поскольку в нашей «взрослой» клинике нет для этого специальных комнат.
Я упорно искала причину. Потому о жизни пациента расспросила почти все. Главное место в жизни Дмитрия занимали дети – два часто болеющих мальчишки, к которым он вставал по ночам наравне с женой. А потому хронически не высыпался. Со слов супруги, даже во сне веки его смыкались не полностью, полоска склеры оставалась видна, что тоже способствовало подсыханию глаза.
Вообще к детям Дмитрий относился с гиперответственностью, достойной мамаши-наседки. В ответ сыновья ходили за ним хвостиком все вечера и выходные.
- От них даже в туалет не спрячешься, - сетовал он на приёме. Однажды пошел в ванную, чтобы обработать глаза настойкой календулы (так лечили раньше воспаление век), а тут мелкий влетает с криком: «Папа, смотри!». Ну я от неожиданности этой проспиртованной палочкой себе в глаз и ткнул. Болело потом два дня жутко, глаз весь краснющий был. Хотел даже в травмпункт поехать, но как-то само прошло…
Бинго! Вот он, ключевой кусочек пазла – та самая травма, которую пациент таковой не посчитал, а потому забыл, умолчал при моих назойливых расспросах. Ну и в качестве бонуса пациент вскоре приехал именно в то утро, когда произошел очередной «приступ». И я, наконец, смогла полюбоваться в микроскоп на неё.
Да, тогда я впервые увидела её – рецидивирующую эрозию роговицы. Возникает она именно после мелких травм или царапин, которые затрагивают только поверхностный слой. Обычно такие дефекты бесследно затягиваются за 1-2 дня.
Но затянувший ранку эпителий связывается с подлежащий основой слишком слабо. Тогда он «подсыхает» к веку за ночь, и отрывается при первом открывании глаз. В этот момент возникает резкая боль, которая длится от нескольких секунд до пары часов. Иногда пациенты настолько боятся таких пробуждений, что теряют нормальный сон.
В большинстве случаев для предупреждения рецидивов обострений достаточно правильной профилактики. В остальных случаях приходится действовать хирургически – например, шлифовать мембрану лазером или алмазным бором, чтобы улучшить сцепление с эпителием.
Выявив болезнь-рецидивистку, мы с Дмитрием мы разработали целую систему предупреждения новых приступов:
1. Тщательно долечиваем сегодняшнюю эрозию каплями с пантенолом, на ночь – витаминная мазь. И все это – как минимум месяц.
2. Боремся с синдромом сухого глаза: увлажнители на работе и дома, достаточный прием жидкости и конечно же – увлажняющие капли. В его условиях постоянного цейтнота и забывчивости – лучше гелевые.
3. Хроническое воспаление век усугубляет сухость. Поэтому при первых симптомах обострения – компрессы массажи и обработка век. Только не агрессивной настойкой календулы, а специальными салфетками с пропиткой.
4. Стараемся исключить недосыпы и переутомления. В тех случаях, когда переработал или дети заболели и к ним точно придется вставать ночью – закладываем на ночь мазь.
5. Просыпаемся правильно: при пробуждении важно не распахивать глаза сразу, а поводить ими под веком в разные стороны для устранения подлипания – и только потом открывать. Или можно предварительно легонько помассировать глаз через веко круговыми движениями
Больше Дмитрий ко мне на прием не приходил – значит, сумел справиться со своей проблемой. А ваши глаза легко открываются по утрам?