2 сентября у Одессы – день рождения. А в этом году наш родной и горячо любимый город отмечает круглую дату – 230 лет!
Юбилей праздновали в основном одесситы рассеянные, поскольку мои сосредоточенные земляки, увы, сегодня по-прежнему находятся в бандеровской оккупации. Потому что укронацисты, как известно, основание Одессы в 1794 году Екатериной II на месте турецкой крепости Хаджибей в упор «не бачуть». И отмечают 609-летие Кочубиевки…
Как, вы не знаете отличия этих первых одесситов от вторых? Эту «дифференциацию» для моих земляков ввёл Михаил Жванецкий, который заявил когда-то:
«— Одесситы делятся на рассеянных и сосредоточенных. Рассеянные – рассеяны по всему миру. Сосредоточенные – только в Одессе!»
В связи с этим возникает вполне закономерный и очень простой вопрос:
— Кто такие одесситы? Кто эти люди, родившиеся в таком молодом, но уже овеянном огромным количеством мифов и легенд городе?
…Вы знаете, как звучит самый глупый вопрос, который можно задать одесситу? Вы не знаете, но я вам скажу:
— Кто вы по национальности?
Потому что Одесса – САМЫЙ интернациональный город в мире! А в одесситах намешана такая куча кровей, что мама не горюй! К примеру, во мне – так я вообще сбился со счёта…
Своему кузену, который на сто процентов – русский, но при этом умудрился родиться в Одессе, я говорю, что он – уникум! Феномен, который надо выставить в музее и показывать за деньги!
По этому поводу замечательно и притом поэтически высказался Борис Гуревич:
…А значит чистой нации
Вы вряд ли где найдёте.
И пусть народ отдельных рас
Твердит наоборот.
Для полной информации
Скажу: "В конечном счёте
Какая кровь в любом из нас –
Сам чёрт не разберёт!"
При этом самую вкусную фаршированную рыбу (визитную карточку одесской кухни), которую я ел в своей жизни, готовила тётя Лида – мама этого моего кузена (таких же, естественно, как и он, русских кровей). Светлая ей память! Так шикарно готовить гефилте-фиш её научили евреи – соседи по коммуналке на тогдашней улице Чкалова (изначально и впоследствии – Большая Арнаутская).
И в этом – вся Одесса!
АРНАУТКА
Кстати, знаете, почему эта улица называется Большой Арнаутской (есть ещё и Малая)? Кто такие арнауты и что такое арнаутка? Не знаете? Ну так, значит, вы таки ничего не знаете за Одессу, шоб я так жил! Но я вам, так и быть, расскажу…
Арнаутами когда-то называли албанцев (слово это для них придумали турки). А вот арнаутка – это совсем даже не албанка, то есть жительница Албании (хотя и она тоже)! Арнаутка – это сорт пшеницы с белым и твердым зерном, получивший своё название, конечно же, от имени арнаут.
Владимир Иванович Даль в своём никем не превзойдённом «Словаре живого великорусского языка» пишет:
- · АРНАУТКА – …порода пшеницы жесткой зерном, прочной и потому вывозимой за границу; пониже её в продаже гирка или красная, еще ниже гарновка. Название, вероятно, дано от народа арнаут (албанцы), как называют в Турции также особый род войск, стражи из христиан; а в Курской губернии арнаут, бранное слово: изверг, зверский человек, басурман.
Кстати, в русском языке такой, казалось бы, лингвистический парадокс (арнаут – человек, а арнаутка – пшеница) – совсем даже не редкость!
Давайте напряжём извилины, встряхнём нашу память и вспомним, что:
- испанец – это человек, а испанка – грипп;
американец – человек, а американка – бильярд;
индеец – человек, а индейка – птица;
кореец – человек, а корейка – мясная вырезка;
болгарин – человек, а болгарка – инструмент;
финн – человек, а финка – нож;
поляк – человек, а полька – танец;
турок – человек, а турка – посуда для приготовления кофе;
голландец – человек, а голландка – печка;
венгр – человек, а венгерка – сорт сливы, а также короткая суконная куртка с поперечными шнурами на груди (форма венгерских гусар);
китаец – человек, а китайка – яблоко;
вьетнамцы – это люди, а вьетнамки – обувь…
Ну и, наконец, молдаванин – это человек, а Молдаванка – это таки район Одессы!
Как пел Марк Бернес в популярной вот уже 80 лет песенке (в прошлом году отпраздновали её юбилей):
Я вам не скажу за всю Одессу,
Вся Одесса очень велика,
Но и Молдаванка и Пересыпь
Обожают Костю-моряка!
В общем, как всегда, всё – согласно мудрости народной, заложенной в наших потрясающих пословицах и поговорках:
«Если встретите гречанку возле речки, не перепутайте с гречихой или гречкой!»
Но есть, несомненно, приятное исключение, сделанное нашим великолепным языком в этом «гендерном перечне»: русский – человек, и русская – тоже человек!
«КТО ТАКИЕ ОДЕССИТЫ»
И всё же самую исчерпывающую характеристику моим землякам-одесситам дал уже упомянутый мной Борис Гуревич. Причём вы будете смеяться, но он совсем даже не одессит! А родился, учился, и занимался другими, вполне легальными вещами в городе Кишинёве... пока не стал жителем израильского Ашдода!
Но на это у него есть оправдание. И звучит оно так:
— У меня есть три любимых города. Так первые два – это Одесса!
Так КТО ТАКИЕ ОДЕССИТЫ,
согласно Борису Гуревичу?
Вот – его ВЗГЛЯД НА НАС, как говорится, со стороны:
Чтоб понять вам одессита,
Нужно взять антисемита,
Трёх хохлов и пять евреев,
Богачей и победнее…
Молдаванина и грека,
Много слёз и много смеха,
И добавить армянина,
Две селёдки, ложку тмина,
Горсть осеннего тумана,
Гомон чаек над лиманом,
Вкус кефали, запах пота,
Пару смачных анекдотов,
Шум волны и брызги моря,
Много счастья, много горя,
Коммуниста с проституткой,
Поперчить хорошей шуткой,
Двух портных и трёх поэтов,
Чуть зимы и много лета,
От Заток до Аккермана
Всех известных хулиганов.
Звон стальной махновских сабель,
Юмор, что оставил Бабель.
И конечно Паустовский,
Пушкин, Беня Крик, Котовский.
Напоследок в ту «окрошку»
Дать Жванецкого немножко…
Хорошо потом всё ЭТО
Тщательно перемешать!
Одессита — это, где-то,
Будет вам напоминать!
А на закуску – мой любимый
ОДЕССКИЙ АНЕКДОТ
— Скажите, вы из Одессы?
— Таки да. А шо?
— Значит, вы еврей?
— Скажите, а если воробей вылетел из конюшни, то он таки уже лошадь?..
Илья Карпенко
Фото и видео – из открытых источников интернета
P. S.
Мой друг из Одессы уточняет:
Арнауты – это не албанцы из Албании. Это подвид греков или греческие албанцы. Даже село Александровка возле Ильичевска в XIX веке называлась Арнаутовкой. В ней жили приглашенные ещё со времен Екатерины II греки и квартировал греческий полк времен Греческой революции 1821 года. И даже сегодня их потомки там ещё есть. Если прийти на александровское кладбище, то там есть стела, посвященная погибшим в Великой Отечественной (если её укроублюдки не убрали) – на ней чисто греческие фамилии.