Найти тему

ABC-анализ. Как применять инструмент при работе компании?

Вы сможете достичь значимых результатов по оптимизации процессов, если на страте проекта тщательно выполните анализ и определите, а что все-таки улучшать?

АВС-анализ – это инструмент, поэтому в первую очередь определите цели проекта, опираясь на стратегические и тактические цели компании.

Полагаем, что вы наметили цель проекта, например, повышение прибыли на отдельном взятом производстве/цехе/линии (можете подставить любую другую цель, которая стоит перед вашей проектной командой: повышение продаж/снижение простоев оборудования/уменьшение времени выполнения заявки и т.п.)

Дальше возникает вопрос: как определить производственный поток для наблюдения и анализа в гемба. Ведь даже на одной производственной линии продукция изготавливается с разной стоимостью, рентабельностью, себестоимостью, спросом и объемами заказов.

В этом случае нам поможет АВС-анализ, мы составили чек-лист по применению АВС-анализа в помощь проектным командам.

Как внедрить ABC-анализ в работу компании?

  • Определите цель анализа: вы можете выбрать самую прибыльную производственную линию или наоборот, убыточную.
  • Определите период для анализа – ретроспективные данные минимум за предыдущий год/последние 12 месяцев по группам продукции (если номенклатурный ряд огромный и можно продукцию сгруппировать)/видам, выпускаемой на этой линии.
  • Если есть сезонность в этом направлении, отдельно проанализируйте предыдущий сезон.
  • Опирайтесь на данные управленческого учета - на фактические данные.
  • Вам потребуются данные по выручке, прибыли, рентабельности, себестоимости, объеме и частоте заказов. Проведите анализ по каждому параметру.
  • Рассчитайте по каждому параметру долю в общем объеме. Например, прибыль продукции 1 группы составила 12% от общей прибыли всех групп за анализируемый период.
  • Разместите группы/вид продукции по мере убывания доли. Например, группа/вид продукции с наибольшей долей будет вверху таблицы.
  • Рассчитайте долю нарастающим итогом. Например, доля 2 группа продукции в прибыли – 10%, нарастающим итогом с учетом 1 группы продукции – 22% от всей прибыли за период.
  • Разбейте все группы продукции по нарастающему итогу на 3 условные группы: А - 80%, В – 15%, С – 5%. Визуализируйте – залейте цветом каждую группу: А – зеленым, В – желтым и С – красным.
  • Проанализируйте результаты анализа по всем параметрам (выручке, прибыли, рентабельности, себестоимости, объему и частоте заказов. Возьмите в дальнейшую работу в гемба процесс изготовления продукции из группы А.
  • Если в группе несколько позиций, выберите ту продукцию, которая проходит все технологические операции в процессе и запланирована к изготовлению в ближайшее время, чтобы вы могли с проектной командой выполнить картирование и производственный анализ.

Подробнее про внедрение ABC-анализа рассказывает наш эксперт на бесплатном вебинаре