Найти тему
Гостиная госпожи N.

"Неравный брак" В. Пукирев. Скрытые смыслы

Василий Пукирев Неравный брак. 1862
Холст, масло. 173 × 136,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Пукирев Неравный брак. 1862 Холст, масло. 173 × 136,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

В прошлый раз я отправила Вас смотреть «Княжну Тараканову» в Третьяковскую галерею, и раз уж Вы будете там, в этом же зале висит еще одна картина, о которой Вы наверняка слышали. Это произведение Василия Пукирева «Неравный брак».

Я опять ставлю себе задачу не только повторить легенды о героях этого полотна, (хотя и расскажу – это действительно интересно), но и научить Вас видеть глубже, наслаждаться художественными приемами, с помощью которых художник достигает своей цели – дотронуться до нашего сердца. Начнем?

В сентябре 1863 года в Петербурге открылась выставка Академии художеств. Это именно та выставка, на которой провалилась картина Флавицкого «Христианские мученики на арене Колизея" (читайте предыдущую статью). А вот полотно «Неравный брак» было встречено с восторгом!

Имя Пукирева мгновенно стало известным! Пока живописцы пытались угодить консервативным взглядам жюри Академии, создавая картины на исторические и мифологические сюжеты, Пукирев, что называется, точно попадает в «повестку». Сюжет – несчастная молодая невеста и богатый старик-жених – характерен для того времени (вспомним хотя-бы Островского). За два года до выставки даже вышел специальный указ Священного Синода осуждающий браки с большой разницей в возрасте.

Отмотаем назад? Василий Пукирев родился в 1832 году в крестьянской семье, его родители были крепостными. Когда Васе исполнилось 5 лет, семья получила вольную. Еще мальчиком, проявив талант к рисованию, он был определен учеником к иконописцу (это важно).

1847 год – Пукирев поступает в Московское училище живописи и ваяния. Денег за обучение не было и платит за него известный московский меценат, покровитель училища, член Московского художественного общества - граф И.П. Мусин-Пушкин.

1855 год – за два женских портрета Пукирев получает малую серебряную медаль и звание «неклассного (свободного) художника портретной живописи».

1862 год – уже в должности младшего преподавателя (взяли его неохотно) художник создаст «Неравный брак». Слава этой картины была поистине всероссийской! За нее Академия даже присвоила ему звание профессора! Картину купил еще до выставки его друг, а спустя восемь лет ее приобретет Павел Третьяков в свою галерею за 1500 рублей.

-2

Теперь предлагаю внимательно рассмотреть картину. Мы стоим с Вами в Третьяковской галерее, у самого полотна и как будто становимся участниками событий. Почему? Потому что художник написал героев в полный рост. В то время это было практически революцией, потому что в жанровых сценах, по законам академической живописи, такое не допускалось.

Давайте сначала о главных героях: это юная невеста и жених, который гораздо старше ее, и очевидно богаче. Этот сюжет в реальной жизни случался довольно часто, сотни бесприданниц становились фактически собственностью богатых стариков. Я снова приведу Вам цитату критика В. Стасова:

« “Неравный брак” Пукирева – одна из самых капитальных, но вместе с тем трагических картин русской школы. Что может быть проще взятого сюжета? Продажа и покупка невесты – это ли не сцена, которую всякий видит собственными глазами чуть не каждый день? И, однако, никто раньше Пукирева не запечатлел ее на веки веков на полотне: так все заняты были греческими героями и христианскими мучениками, точно будто бы и тут не герои и не мученики…»

Кто же эти брачующиеся? Это невероятно, но годы сохранили для нас эту историю.

В 1860 году, за два года до написания картины, в церкви Трех святителей на Кулишках, разыгралась настоящая любовная драма. Венчались Софья Николаевна Рыбникова и Андрей Александрович Карзинкин, оба из купеческого сословия. Но это был финал несчастной любви, потому что невеста была взаимно влюблена в другого мужчину – Сергея Варенцова.

Но родители решили иначе, и выдали ее за известного в купеческих кругах, состоятельного человека. Может Вы подумали, что Карзинкин был противным стариком, разрушившим счастье влюбленных? Вовсе нет, он был всего на 13 лет старше невесты.
Несчастный Сергей Варенцов очень страдал, и меньше всего ему хотелось видеть свою любимую с другим у алтаря. Но, усмешкой судьбы (честное слово, можно снимать сериал на Домашнем), он не просто присутствовал на венчании, но и был шафером! Сестра жениха была женой его старшего брата, и этого требовали родственные приличия. Трудно представить, что творилось у него в душе!
Причем тут Пукирев, спросите Вы? А он был близким другом несчастного Сергея. И эта история легла в основу сюжета его картины. Действительно, в первых эскизах к картине, шафер, который стоит позади брачующихся, имел портретное сходство с Варенцовым.

Эскиз картины «Неравный брак», 1862 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Эскиз картины «Неравный брак», 1862 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Портрет С. М. Варенцова работы Пукирева. 1860-е годы
Портрет С. М. Варенцова работы Пукирева. 1860-е годы

Но, время лечит, любовные раны заживают, и Сергей Варенцов находит новую любовь, и собирается к алтарю. И конечно, ему не хочется «стоять» на картине Пукирева с несчастным лицом и разбитым сердцем, когда все его мысли уже занимает другая.

Считается, что именно в этот момент шафер превращается в самого Пукирева (это автопортерт). И по иронии судьбы, у него в жизни происходит похожая драма.

Василий Пукирев в образе шафера на картине «Неравный брак»
Василий Пукирев в образе шафера на картине «Неравный брак»

Он влюбляется в Прасковью Матвеевну Варенцову (забавное совпадение, просто однофамилица), она была внучатой племянницей княгини Ольги Щепкиной-Ростовской и конечно, крестьянский сын был ей не ровня. Ее выдали за богатого мужчину, гораздо старше нее.

Так кто же жених? Это не какой-то конкретный человек. Художник демонстрирует большую разницу в возрасте, намеренно усиливая контраст между женихом и невестой. Считается что это собирательный образ из нескольких мужчин: он берет черты тверского дворянина А.М. Полторацкого (годом ранее писал его посмертный портрет), так же повара Владимира Ивановича, обслуживающего семейство Варенцовых, и князя П.И. Цицианова (у него жена, кстати, была намного младше).

Голова старика. Этюд для картины «Неравный брак». На обороте холста пером надпись: "Пукиревъ. Этюдъ къ картине «Неравный брак» (Третьяк. гал.). Ниже: Писано съ князя Циціанова"
Голова старика. Этюд для картины «Неравный брак». На обороте холста пером надпись: "Пукиревъ. Этюдъ къ картине «Неравный брак» (Третьяк. гал.). Ниже: Писано съ князя Циціанова"

Отвлечемся от истории и посмотрим снова на картину. Почему нас трогает эта сцена? Виной всему свет! Помните, что Василий Пукирев начинал с икон?

Духовное таинство свойственное иконе вместе с наработками итальянских художников эпохи Барокко, с их потрясающей игрой света, создают поистине мистическое ощущение!

Самое первое, что бросается в глаза это лица старика и невесты: кривая презрительная ухмылка, напыщенное самодовольство, уверенность в своем праве на эту молодую душу и очаровательная невинность, омраченная слезами. Девушка настолько подавлена и растоптана, что как будто отгородилась от происходящего за стеной своих слез. Посмотрите на ее левую руку – она опущена вниз, тогда как должна держать свечу ровно – невеста как будто не замечает этого.

-7

Пукирев пишет невероятную игру рук! Правая рука девушки обреченно протянута священнику, обратите внимание на палец: она настолько рассеяна в своей печали, что подставляет ему указательный палец, вместо безымянного. Ее рука очень напоминает руку Адама с фрески Микеланджело. Только если до Адама дотрагивается Господь, чтобы вдохнуть в него жизнь, то рука священника выступает из темноты, и сильно контрастирует с белоснежной кожей невесты – он обрекает ее.

-8
Микеланджело Буонарроти Сотворение Адама. ок. 1511 (фрагмент)
Микеланджело Буонарроти Сотворение Адама. ок. 1511 (фрагмент)

Три человека на этой картине смотрят на это действие, жених смотрит на невесту, невеста обращена внутрь себя. Шафер, скрестивший руки на груди не в силах смотреть на это (как мы выяснили, перед нами сам художник).

Есть тут единственный персонаж, который смотрит на нас. Кто он? Это друг художника – Петр Шмельков. Он смотрит на нас с немым упреком, как будто спрашивает: «Разве так должно быть?»

-10

Картина производила впечатление и годы спустя. Например, И. Репин говорил что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу», а историк Н.И. Костомаров признавался друзьям, что когда увидел картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке!

И когда мы всех рассмотрели, остались две фигуры, которых Вы и не заметили. А они очень странные! Одна из них довольна приметная, она стоит за спиной жениха, а вот вторую мало кто замечает (за священником).

-11

Это две женщины, я бы даже сказала старухи, причем довольно жуткие. Этот эффект возникает из-за их облачения: посмотрите на волосы – они украшены так же как у невесты, венками из цветов, а вот платье (одежу второй мы не видим) - оно белое, но больше похоже на погребальный саван, чем на свадебное платье. На них никто не обращает внимания, как будто не видят. Но проследите за их взглядом – они смотрят на старика-жениха! И как смотрят? С упреком, с неодобрением.

Есть довольно мрачная версия, что это призраки умерших жен жениха, и таким образом на картине три невесты. Да и написаны они легкими мазками, что делает их фигуры как будто бы бесплотными в солнечном свете.

Карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне»
Карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне»

Прасковья Матвеевна (предполагаемая невеста) окончила свою жизнь грустно, вначале 20-века она в полном одиночестве умерла в Мазуринской богадельне.

А вот судьба Софьи Николаевны, вышедшей за Карзиникова, сложилась вполне счастливо. У них было трое детей и она прожила долгую жизнь – 75 лет.

Жизнь Пукирева к сожалению, не была такой счастливой. Ничего равного по мастерству, успеху и значимости после «Неравного брака» он не создал, хотя написал много картин на похожие сюжеты.

Он продолжал преподавать, был на небольшом окладе, так и не женился. Когда по состоянию здоровья (говорили он крепко выпивал) он не смог больше преподавать, а через несколько лет и писать картины, он попросил «пенсион», но ему отказали.
Последние годы он жил на маленькую субсидию от Общества любителей художеств, помощь своих друзей, и поддержку Третьякова, который о нем не забыл.

1 июня 1890 года Пукирев умрет, а Константин Сомов напишет коротенький некролог:

«Среди товарищей и учеников он оставил о себе теплое воспоминание, а в истории русского искусства – блестящий, хотя и короткий след».

Поделитесь в комментариях, знакомы ли Вы с этой картиной? Знали ли ее историю? Что Вас больше всего удивило?

P.S. Я спрашиваю не просто так, вступая со мной в диалог, вы "сохраняете" эту историю у себя в голове, а значит при посещении Третьяковской галереи, Вам будет чем поделиться с друзьями и близкими!

Обещаю, в следующий раз рассказать Вам что-то более радостное и жизнеутверждающее.

С любовью и заботой, Ваша N.

Брак
50,3 тыс интересуются